Железный крест

Милита
«ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ» / «Cross Of Iron»  Великобритания / ФРГ 1977 "Уорнер Бразерс" В ролях:  Джеймс Кобурн, Максимилиан Шелл, Джеймс Мэйсон. Режиссёр: Сэм Пекинпа.

Штайнер: «Этой войной мы несём немецкую культуру в массы»

Экранизация романа Вилли Хайнриха «Терпеливая плоть» («Das Geduldige Fleisch»).

(время: 2ч7мин)

Орсон Уэллс назвал «Железный крест» лучшим антивоенным фильмом


     Как-то, слушая на Ю-тубе песни из одного военного блокбастера, я натолкнулся на это название «Cross Of Iron», и включил, думая, что это сонг. Оказалось, нет - фильм... Ну, гляну пять минут и выключу, подумал я... Однако досмотрел кино целиком...
     В общем, впервые увидел фильм о Второй мировой со стороны немцев, нарисованный американским художником. Хотя американским «Железный крест» назвать можно условно, так как снят он целиком в Европе. Решился на это бунтарь-режиссер Сэм Пекинпа (Sam Peckinpah), прозванный за скандальный характер и склонность к насилию «Монстром» и «Кровавым Сэмом».
     Ввиду вынужденных творческих простоев, Пекинпа реализовал себя как режиссер далеко не полностью. Но между ссор с продюсерами и длительными загулами он успел сказать своё слово в жанре вестерна и снять чуть ли не единственный честный и правдивый американский фильм о Второй мировой войне.
     С одной стороны это, безусловно, зрелищный милитаристский экшен. С другой — мощная антивоенная драма с  яркой демонстрацией несостоятельности фашистской идеологии. И соединение этих частей произведёт  довольно-таки странное впечатление на российского зрителя, когда за сильными «антинацисткими» эпизодами следуют сцены «эффективного» уничтожения красноармейцев «крутыми» фашистскими захватчиками.
     Режиссер не идеализирует военную машину, но и не преуменьшает героизм или сам факт наличия человечности там, где  её обычно не принято видеть. Советские культурологи в далёкие 70-е годы оценили кинокартину Пекинпа как пропагандирующую фашизм и милитаризм. А напрасно. Режиссер провёл чёткую границу между фашистской идеологией и всем остальным.
     В определенном смысле фильм значительно превосходит такие пафосные поделки, как «Спасти рядового Райана», «Перл Харбор» и другие, менее известные картины. Привлекает в фильме и некий, не совсем характерный для того времени реализм. И уже чуть позже, взяв за образец подобные приёмы, многие режиссеры различных стран начали создавать целый конвейер по производству военных картин. А «Железный крест» без преувеличения уже сейчас можно считать классикой, хотя не зная года выпуска фильма, я посчитал его современной продукцией (правда показались чуть странными причёски некоторых героев, приемлемые скорее для 1970-х годов).
     Конечно, этот фильм вызовет у многих зрителей двоякое впечатление и мысли о войне, но всё-таки его стоит посмотреть. По крайней мере, для простого самообразования.

Другие ФИЛЬМЫ Пекинпа (1926-1984):
Вестерны «Смертельные попутчики» (1961).и «Скачи по высокогорью» (1962). Второй с Рэндольфом Скоттом и Джоэлом МакКри был более успешен и завоевал первый приз на Бельгийском кинофестивале, обойдя «Восемь с половиной» Федерико Феллини.
Вестерн «Майор Данди» (1965) снимался в обстановке конфликтов режиссёра с продюсерами и актёрами, в том числе с исполнителем главной роли Чарлтоном Хестоном. При монтаже из фильма были вырезаны сцены насилия.
В 1967 году продюсеры из «Warner Brothers» предложили Пекинпа снять новый вестерн. Пекинпа переписал сценарий, сделав фильм более жёстким. «Дикая банда» (1969), действие которой происходит в 1913 году на границе Мексики и США, и рассказывает о группе преступников, пытающихся выжить в условиях меняющегося мира.
После «Дикой банды» Пекинпа снял комедию «Баллада о Кэйбле Хоге» (1970), в которой не было жестоких сцен .
В 1971 году вышел не очень удачный фильм-драма «Соломенные псы», который Пекинпа снимал в Англии. Дастин Хоффман сыграл математика, который вступает в жестокий конфликт с жителями английской деревушки. Фильм был долгое время запрещён к прокату в Великобритании.
Затем режиссёр вернулся в США, и в 1972 году вышло сразу два его новых фильма, в которых снялся Стив МакКуин: драма «Молодой Боннер» о стареющем ковбое родео и боевик «Побег» о грабителе, которого преследуют гангстеры. «Побег» был успешен в прокате, и при бюджете в 3 миллиона долларов только в США собрал около 27 миллионов.
В фильме «Пэт Гэрретт и Билли Кид» (1973) Пекинпа снова вернулся к жанру вестерна. Сюжет был основан на реальных событиях: убийстве шерифом Гэрретом бандита Билли Кида, который позднее стал одной из легенд Дикого Запада. Пекинпа переписал сценарий, сделав основных персонажей (их сыграли Джеймс Кобурн и Крис Кристофферсон) старыми друзьями. Композитором выступил Боб Дилан, он также сыграл одну из ролей.
Фильм «Принесите мне голову Альфредо Гарсия» (1974) с Уорреном Оутсом в главной роли был разгромлен критикой.
Следующим (в 1975 году.) вышел шпионский триллер «Элита убийц». Во время съёмок режиссёр  снова конфликтовал с продюсерами — на этот раз ему не позволили переписать сценарий.
В конце 1970-х Пекинпа предлагали участвовать в таких проектах, как «Кинг-Конг» и «Супермен», но он отказался, вместо этого сняв драму-экшен о Второй мировой войне «Железный крест» (1977).
Надеясь создать новый блокбастер, Пекинпа снимает фильм «Конвой» (1978) с Крисом Кристофферсоном, который играет лидера дальнобойщиков, противостоящих полиции и властям. У Пекинпа были проблемы со здоровьем, и в качестве второго режиссёра был введён Джеймс Кобурн. Фильм оказался самым коммерчески успешным в карьере Пекинпа и собрал 46,5 миллионов долларов. Этот фильм в 1985 году был показан в СССР и его посмотрело 36 млн зрителей.
К 1982 году здоровье Пекинпа серьёзно пошатнулось. Последним его фильмом стал шпионский триллер «Уикенд Остермана» по роману Роберта Ладлэма. Кроме того, он был приглашён, чтобы снять два видеоклипа на песни Джулиана Леннона.
Творчество Сэма Пекинпа повлияло на таких известных режиссёров, как Кэтрин Бигелоу, Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино и Джон Ву.
(по материалам Википедии и киносайтов)