78 Зарницы памяти. Что происходит в тишине

Юрий Фёдоров
ЗАРНИЦЫ ПАМЯТИ. ЗАПИСКИ КУРСАНТА ЛЁТНОГО УЧИЛИЩА

      ••>> >> [С авторской версией данного эссе с авторским форматированием текста и красивыми фото можно ознакомиться на сайте выпускников Харьковского ВВАУЛ 1974 года выпуска http://v3let.ru ] << <<••

Эпизод \\\\[78й]////
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ТИШИНЕ

••>> Журавлин
••>> Мне трудно жить...
••>> Пьянство, выпивка: афоризмы и крылатые фразы из кино

20 мая 1972 г. (суббота)

— Джин, бренди, ром?
— Сэр, я на службе!
— Ясно! Значит, виски!
      Из худ. к/ф-ма «Здравствуйте, я ваша тётя!»
<<••>>
Теперь я понимаю, что есть рай и ад. И я – посередине.
      Из записных книжек курсанта

      И снова предварительная подготовка. К полётам на понедельник.
      Чтобы хорошо летать, надо хорошо готовиться. Это я понял быстро. А хорошая подготовка зависит от того, насколько ты хорошо изучишь и вчитаешься в Инструкцию лётчикам нашего самолёта и «Методическое пособие по технике пилотирования Л-29».
      В этих наставлениях довольно доходчиво расписано всё: от действий курсанта до распределения внимания с фотографиями, схемами и рисунками. Вот, вроде, полёт по кругу читал, готовясь к прошлым полётам. Но сегодня вдруг обнаружил для себя что-то новенькое, нюанс, на который накануне не обратил внимание. А затем следует продумать задание, по которому предстоит в следующую лётную смену летать, так сказать, «вжиться в образ». Не то, чтобы это была панацея от всех бед в воздухе, типа твоих ошибок, просто в этом случае потом лучше получается.
      Надо ещё заполнить свои лётные книжки за прошедший лётный день и внести туда планируемые полёты. Последнее – вчерашний день. Это когда не было тетрадей подготовки к полётам, так туда записывали планируемые задания на полёт. А сейчас нужно и туда кратко писать, и подробно расписывать и разрисовывать в тетради.
      Кстати, после полётов с командиром звена по кругам 17 мая, он в моей лётной книжке вывел итоговую запись: «Сокращаю 4 полёта по упр. 3, перевожу на упр. 4».
      Перевод курсанта на это упражнение означает, что у него есть перспектива научиться посадкам, а значит, стать лётчиком. А если не переводят, то... ещё немного потаскают по третьему упражнению и гуляй, Вася!
      Что есть упражнение № 3? «Вывозные полёты по кругу при встречном и боковом ветре». А в упражнение № 4 входят:
      – вывозной полёт в зону для ознакомления с выполнением виражей с кренами 30 и 45 гр., пикирований и горок с углами 20 гр., парашютирования и спирали с креном 30 гр.;
      – вывозные полёты по кругу. Тренировка в принятии решения при отказе двигателя.
      Осталось рассказать, что такое парашютирование. Открываю конспект по аэродинамике и выписываю: «Парашютирование – фигура сложного пилотажа, заключающаяся в прямолинейном полёте самолёта на больших углах атаки со снижением при уменьшающейся горизонтальной составляющей скорости по траектории и увеличивающейся вертикальной составляющей (3-4 м/сек). Парашютирование возникает вследствие уменьшения подъёмной силы самолёта по сравнению с его весом…»
      Практически оно выполняется так: убираются оборотики, скорость начинает уменьшаться, но самолёт удерживается в горизонтальном полёте, не давая ему опустить нос и накрениться. И тогда вертикальная скорость увеличивается и летательный аппарат начинает парашютировать, снижаться плашмя... Я летал уже для выполнения сего кандибобера в зоне на высоте 3-4 тысячи метров с Батей. Ничего сложного там нет. Особых эмоций тоже... 
      ...Когда Трошин на минуту вышел из класса, Вовка неожиданно обратился к Шурко:
       — Пойдём, выпьем сегодня?!
      И не успел Шурик ответить, как в их интеллигентный разговор влез я!
       — Послушай, ты! — с ударением начал. — Зачем ты это делаешь? К чему? Ведь его приглашаешь совсем не ради компании! Нет! А на случай провала. Что, если попадёшься, то, чтобы в экипаже шишек меньше досталось тебе одному. Так или нет?
       — Твоё какое дело?
       — Как, «какое»? А ты подумал, что плохо делаешь не только себе, но и Бате, Хадееву?! Подумал?
       — Я свою норму знаю!
       — Ах, норма! — Меня понесло, и остановить было невозможно. — Ты уже, как алкоголик. У тебя это уже в привычку вошло. Как суббота, так и выпить дай! Ну ладно, по кустам с бабами валяться, – кто сам не грешен, кинь в меня камень! Но ведь это!.. Журавель, ты плохо кончишь!..
       — Тебе что, больше всех надо? — перешёл в наступление Вовка.
       — Да! Больше всех! Тебя остановить, видно, не смогу. Но Шурко в покое оставь!
       — Ладно! Тебя не спросил!..
      Вернулся инструктор и наш разговор оборвался автоматом сам собой.
      После предварительной из класса уходил с тяжестью на душе.
      Неужели это так важно, чтобы тайком от командиров пойти и употребить? В чём здесь прелесть? Не понимаю!
      Если произошло что-нибудь хорошее, пьют, чтобы отпраздновать. Если произошло что-нибудь плохое, пьют, чтобы забыть. Если ничего не произошло, они пьют, чтобы что-нибудь произошло. Дурдом на колёсиках!..
      Вот так и живём. Я не понимаю их, они не понимают меня. Такое впечатление, что мы обитаем в разных мирах, говорим на разных языках, служим разному делу.
      Впрочем, ещё Борис Андреев, прекрасный актёр, сказал: «Если ты не в ладах со всеми, значит, ты не в ладах с самим собой».
      Наверное, он прав. Значит, и здесь виноват я?..
      Боже мой, как же мне тяжело жить! Если б вы только знали, как тяжело! Меня не понимают здесь и сейчас – кто и где меня сможет понимать?..

      •• >> Он знал идеалы, но не знал жизнь. <…>
      Мы жили в Черновцах, Юра учился в военном училище. Однажды в два часа ночи звонок в дверь. Стоит на пороге он.
      — Ты, сынок? Что так поздно? Почему в дождь? Мокрый весь...
      — Мама, я приехал тебе сказать: мне трудно жить... То, чему ты учила... Ничего ведь этого нет!.. Откуда ты это всё взяла? А это только начало... Как я буду жить дальше?.. << ••
      Светлана АЛЕКСЕЕВИЧ, «Цинковые мальчики»

<•>> >> Ipse dixit {1} <<•

  [+] Для пьянства есть такие поводы:
      Поминки, праздник, встреча, проводы,
      Кристины, свадьба и развод,
      Мороз, охота, Новый год,
      Выздоровленье, новоселье,
      Печаль, раскаянье, веселье,
      Успех, награда, новый чин.
      И просто пьянство без причин.
   Генри ОЛДРИЧ
<<•><•><•>>
  [+] — Ну вот! Великая беда,
      Что выпьет лишнее мужчина!
   Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ, «Горе от ума»
<<•><•><•>>
  [+] — Водка – святое дело: отвинтил манерку, налил, выпил – и шабаш.
      Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, «Господа Головлёвы»
<<•><•><•>>
  [+] — Мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку.
      Антон Павлович ЧЕХОВ, «Вишневый сад»
<<•><•><•>>
  [+] — Ваш дворник довольно-таки большой пошляк. Разве можно так напиваться на рубль?
      Илья ИЛЬФ и Евгений ПЕТРОВ, «Двенадцать стульев»
<<•><•><•>>
  [+] Самое страшное, что придумал человек – это застолье!
      Георгий ВИЦИН
<<•><•><•>>
  [+] — Либо пьёшь с нами, либо вылетаешь лебедью.
      Денис ФРОЛОВ, «Путь домой»
<<•><•><•>>
  [+] Учтите: алкоголь больше обязан мне, чем я ему.
      Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ
<<•><•><•>>
  [+] Курить вредно, пить противно, а умирать здоровым жалко!
      NN
<<•><•><•>>
  [+] — Сказали, что ты портвейн с водкой мешаешь.
      — Я говорил ему, а он: «Коктейль, коктейль». Хиппи лохматое!
      Из худ. к/ф-ма «Осенний марафон»
<<•><•><•>>
  [+] — А, етить твою мать, профессор! Иди сюда, выпей с нами!
      Из худ. к/ф-ма «Собачье сердце»
<<•><•><•>>
  [+] — Ты такое же дерьмо, как и все мы. Мы – посредственности. А всё, на что способны посредственности, это напиться и забыться!
      Из худ. к/ф-ма «Оксфордские убийства»
<<•><•><•>>
  [+] — Может, пока бокал вина?
      — Хорошо бы пива.
      — Нет! Только вино!
   Из худ. к/ф-ма «Бриллиантовая рука»
<<•><•><•>>
  [+] — Один мой приятель сказал бы так: не пить вина – засохнет ум, под старость ничего не вспомнишь!
      Из худ. к/ф-ма «Цель его жизни»
<<•><•><•>>
  [+] — Ах, вон оно что!.. А кто не пьёт? Нет, вы мне назовите! Я жду!.. Достаточно!
      Из худ. к/ф-ма «Покровские ворота»
<<•><•><•>>
  [+] — Ложная тревога!
      — Выпей!
      — И это твой совет – выпей?
   Из америк. худ. сериала «Доктор Хаус»
<<•><•><•>>
  [+] — Выпьешь со мной?
      — Не бросать же человека в таком деле. Пить в одиночку – не по-русски!
   Из худ. к/ф-ма «Ошибка резидента»
<<><><•><><>>
_______________________
      {1} Ipse dixit (лат.) – сам сказал. (Выражение характеризует совершенно некритическое следование мнению авторитета.)