Свидетельство анархистки

Александр Анайкин
Советские люди не имели возможности читать труды анархистов. Советская власть панически боялась идеологической конкуренции. Даже библия была в СССР под строгим запретом. Чего уж говорить о политических течениях. У нас и сегодня невозможно достать труды оппонентов коммунистической партии. Впрочем, и труды коммунистических лидеров сейчас тоже исчезли полностью с прилавков магазинов. Даже коммунистическая партия России не издаёт лидеров коммунистического движения. Коммунистов можно понять, ведь все эти труды Сталина, Ленина и прочих деятелей этого политического направления сейчас воспринимались бы как обычный шизофренический бред. Другой вопрос, почему другие партии не издают, скажем, трудов, Сталина. Хотя бы для лучшего понимания истории нашей.

Но вернёмся к анархистам. Не то, чтобы они меня очень интересовали, но меня привлёк американский пароход с ссыльными из Америки, которых власти США не просто выслали из страны, как вредных смутьянов, но, более того, отправили всех чохом в советскую Россию. Большинство из этих американских революционеров были у нас казнены ЧК, как я предполагаю. Но некоторым посчастливилось убраться из революционной России обратно на загнивающий Запад, что спасло им жизни. Одной из таких спасшихся от революционного террора была Гольдман. На мой взгляд, обыкновенная дура, с искривлённой психикой, помешанная на революции. Таких в то время было пруд пруди. В СССР всех их просто поубивали. Там, на загнивающем Западе, эта дамочка прожила долгую жизнь и написала немало книг, в частности, опубликовала и свои мемуары о жизни в революционной России.

Насколько в полном объёме они попали к нам, этого я не знаю. Вполне возможно, что в сильно урезанном виде. Вспомним, что у нас и Дин Рид выходил в сокращённом варианте. Да, что там Дин Рид, Хемингуэй и тот у нас, в СССР, выходил сильно укороченный цензурой.

Но вернёмся к этой Гольдман. Чем же её мемуары так заинтересовали меня? Да своей, в первую очередь, объективностью. Она писала то, что видела. А что же она видела? Чтобы это прояснить, я приведу несколько цитат этой анархистки.
Вот, например, что она думает о большевистском режиме:
- большевистский режим в России был, в сущности, точной копией того, что случилось во Франции за более чем столетие до этого.

Думаю, что по-другому не могло и быть, ибо и революция во Франции, и революция в России были спланированы и осуществлены при помощи иностранцев. Только если революция во Франции нужна была в основном для отработки социальной модели, то революция в России уже была необходима для устранения сильного конкурента с мировой арены. Россию боялись, поэтому и свалили при помощи революционного хаоса.

Но вернёмся к нашей родине. Что же увидела высланная из Америки Гольдман у нас в России? Да ничего хорошего она в России не увидела. Все её романтические бредни совсем не соответствовали действительности. Разочарование было столь велико, что она чуть ли не рыдая, признаётся:
- Как кудесники рекламы большевики превосходят все, что мир когда-либо знал прежде. Но в действительности российский народ ничего не получил от большевистского эксперимента.
А вот и более сильная фраза:
- Имущественное рабство стало участью российского пролетариата. Это подавление и эксплуатация преподносились во имя абстрактного будущего, когда будут и комфорт, и свет, и тепло. Попробуйте отыскать, поскольку я так и не смогла найти, свидетельство льгот, полученных рабочими или крестьянами от большевистского режима.

Да и откуда им взяться, когда у людей отбирали буквально всё. Если раньше крестьянин оставлял себе весь урожай и мог им пользоваться по своему усмотрению, то с приходом колхозов крестьяне стали работать фактически задаром. Вы представьте, что сейчас в Америке фермерам предложили бы работать за трудодень. Так и наши крестьяне были такими же фермерами, они тоже жили за счёт своего урожая. Фермерское хозяйство это не жалкая дачка на шесть соток, это именно хозяйство, которое кормило семью полностью. С приходом коммунистического режима крестьяне стали работать по существу бесплатно. Что, только на Украине крестьяне умирали от голода? Нет, крестьяне умирали от голода по всей советской России. Даже в хлеборобных районах, таких как Украина. А достигался этот результат при помощи обыкновенного террора, который так воспел Ленин.

Гольдман же об этом пишет так:
- Одно дело, когда насилие используется в бою, как средство защиты. Совсем другое дело, когда насилие становится принципом терроризма, институциализируется, занимает главенствующее положение в социальной борьбе.
Эта старая революционерка признаёт, что террор стал доминировать надо всем в России:
- "Моменты суровой необходимости" ушли, но террор, ЧК, подавление свободы слова и прессы, и все другие методы коммунистов прежних лет все еще остаются в силе. На самом деле, они применяются еще более жестоко и варварски.
Вот так вот коротко и ясно.

А следующее высказывание характеризует не столько саму власть, сколько людей, дорвавшихся до вершин власти:
- Деспотизм, боящийся за свою власть, ищет безопасность в кровопролитии.

Далее Гольдман описывает, как их встретили в советской России в 1920 году.
- Наконец мы достигли Финляндии, через которую мы были вынуждены передвигаться в запломбированных автомобилях. На российской границе мы были встречены комитетом советского правительства, во главе с Зориным. Они прибыли, чтобы приветствовать первых политических беженцев из Америки.

Первые политические беженцы из Америки оказались так же и последними. Дураков, ехать из Америки в коммунистическую Россию, больше, насколько мне известно, не было.

Но что интересно возмутило Гольдман? А то, что:
- целая группа высланных была размещена под военной охраной.
Эта революционерка не знала тогда, что все эти эмигранты из Америки, кто не уедет вовремя из России, будут уничтожены чекистами.

А вот что пишет Гольдман о советских проститутках:
- Советское правительство закрыло публичные дома и теперь пытается увести женщин с улиц, но голод и холод возвращают их снова; кроме того, солдатам нужно развлекаться. Это было слишком ужасно, слишком невероятно, чтобы быть реальным, но все же они там были – те дрожащие существа для продажи и их покупатели, красные защитники Революции.
Обратите внимание, что среди покупателей женского тела одни лишь красноармейцы. Это понятно, ведь именно эта категория людей получала более или мене сносные пайки, настолько сносные, что они могли даже расплачиваться с проститутками.
Впрочем, обзывать несчастных женщин, буквально умирающих с голоду, потому что нет возможности устроиться на работу хоть где то, проститутками, неверно. А что женщинам оставалось делать? Как прокормить себя и, возможно, детей?

А ведь это при том, что на рынках, частных рынках, продукты были. Вот как Гольдман описывает рынки Петрограда 1920 года:
- рынки были завалены мясом, рыбой, мылом, картофелем, даже ботинками, всякий раз, когда распределяемые нормы на них иссякали. Как эти продукты и вещи попадали на рынок? Все говорили об этом, но никто, казалось, не знал. Однажды я была в часовой мастерской, когда туда зашел солдат. Он заговорил с владельцем на идише, сказав, что только что вернулся из Сибири с грузом чая. Не взял бы часовщик пятьдесят фунтов? На чай был огромный спрос в это время – но лишь привилегированное меньшинство могло позволить себе такую роскошь. Конечно, часовщик захотел взять чай. Когда солдат ушел, я спросила владельца магазина, не думал ли он, что это довольно опасно: проворачивать такой незаконный бизнес так открыто. Я, случайно понимаю идиш, – сказала я ему. Разве он не боится, что я сообщу о нем? "Это – ничего", – мужчина ответил беспечно, "ЧК знает все об этом – они имеют свой процент и с солдата и с меня".

Обратите внимание, на такой нюанс – чекисты в доле со спекулянтами. Да и как им не быть не в доле, ведь без славных чекистов никто бы не то что торговать на рынке, но и вообще добраться до города с продуктами не смог. Наверняка была организована цепочка, трафик торговцев съестным. Так что славные чекисты не только боролись со спекулянтами, но и сами были частью преступной схемы уже с самых первых дней революции. Правильно, кто шёл в ЧК? Да уголовники же и шли, которых выпустили из тюрем. Трудно представить в то время неких высокоидейных борцов за справедливость, которые к тому же настолько грамотны, что даже чуть ли не назубок выучили Капитал Маркса. Впрочем, таких чекистов никогда у нас и не существовало.

А вот ещё картина быта, уже московского. Быт скромного советского чиновника. Почему скромного? А как иначе? Я, лично, как и любой советский человек, с самого детства знал про то, как голодают советские чиновники. Вспомним, хотя бы, байку, про ходоков к Ленину, которые через всю страну, объятую гражданской войной, страну, где преступность стала нормой жизни, всё же стремятся попасть на приём к Владимиру Ильичу для того, чтобы накормить любимого вождя, более того, они везут вождю самые дефицитные продукты.

А вот как такое описывает быт чиновника Гольдман:
- Роскошная квартира Радека, служанка, роскошный обед казался странными в России.

Да у нас сейчас, до сих пор квартиры являются роскошью. А тут 1920 год. И обед роскошный. А рядом, с зачерствевшими буханками ходоки к Ленину, чтобы не дать погибнуть Ильичу от голода. Идиотизм, наглая ложь коммунистической пропаганды. Разумеется, и Ленин жил не хуже Радека.

Да что там чиновники Кремля. Вот описание рядовых чекистов:
- Я заметила значительное присутствие военных на улицах города, и множество мужчин, одетых в кожаные куртки с оружием на поясе. "Чекисты, наша Чрезвычайная Комиссия", – объяснил Радек. Я слышала о ЧК прежде: Петроград говорил о ней со страхом и ненавистью.

Надо понимать, что кожаные куртки были самой лучшей одеждой в то время. Если эти люди из ЧК одевались лучше остальных, то и питались тоже, наверняка, лучше. Недаром же они были в доле с преступниками, да и сами были таковыми.

А как остальное население? Да буквально умирало с голоду. Вот как описывает Гольдман улицы Москвы:
- Неоднократно я видела, как от истощения падали женщины или дети, и никто не останавливался, чтобы оказать помощь. Люди таращили на меня глаза, когда я склонялась над рассыпавшейся кучей на скользком тротуаре или собирала упавшие узлы.

А ведь это не улицы блокадного Ленинграда 1942 года. Это Москва. Но очень похоже.

Если уж я упомянул про голод, то, конечно, стоит привести выдержку из книги Гольдман:
- Посетив кухню, я обнаружила множество слуг, управляемых многими чиновниками, начальниками, и инспекторами. Кухонным работникам плохо платили; кроме того, им не давали ту же самую еду, что и нам. Они негодовали по поводу этой дискриминации, и они не были заинтересованы в своей работе. Эта ситуация привела к большим взяткам и убыткам, преступным перед лицом общей нехватки еды. Немногие из обитателей "Националя", я понимала, принимали пищу в общей столовой.

А в другие годы советского периода лучше, что ли в данном вопросе было? Всё то же самое. Мизерные официальные зарплаты у работников общепита и повальное воровство глобального масштаба. Это советская действительность.

А вот как описывала Гольман выборы:
- "Выборы! В России нет таких вещей, если только Вы не называете угрозы и террор выборами. Именно ими одними большевики обеспечивают себе большинство в Советах.
Выборы в СССР вообще выродились в заурядный фарс, когда выборы есть, а выбора нет. И попробуй не пойди на выборы.

А вот как описывает свою встречу с Лениным товарищ Гольдман:
- "Когда можно ожидать социальную революцию в Америке?" Мне неоднократно задавали этот вопрос прежде, но я был изумлена, услышав его от Ленина.
И этот так называемый гений задаёт столь идиотские вопросы. Ну, если уж такие люди в России являются гениями, то о чём вообще можно вести речь?
Впрочем, какими бы ограниченными не были люди, стоящие у власти в СССР, они всё же удержались у кормушки. Вот что о власти пишет Гольдман:
- Возражать правительству было бесполезно. Его заботило лишь удержание себя у власти. Оно не обращало внимания на такие "пустяки" как права человека или человеческие жизни.

Любопытная, конечно, книжонка. Поэтому и была запрещена, так старательно не допускалась, да и сейчас не допускается до народа.