Благодатный огонь Великой Субботы

Станислав Витюков
                Благодатный огонь Великой Субботы                .                Вступление                Дорогой читатель, слышали ли Вы о том, что перед днём Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, т. е. в субботу, которую называют «Великой Субботой»; на Гробе Господнем, в Иерусалиме, является Благодатный Огонь. И об этом чудесном явлении описано во, всеми почитаемой православными христианами, книге; под убедительным названием «Закон Божий». И вот, я предлагаю Вам ознакомиться с этим событием, которое описано на страницах 529-531 этой книге и вместе порассуждать об этом с Библией в руках. Договорились? Вот и хорошо. Бог нам в помощь.                .                Закон Божий                .                .                Составил Протоирей Серафим Слободской.                .    .      .   ..              Напечатано по благословению Архиепископа Пермского Афанасия                .                Благодатный огонь Великой Субботы.                .                Из письма схимонаха о. Никодима            ст.529-531. Русский схимонах о. Никодим Св. Горы Афона, посетивший Иерусалим в 1958-м году, чудесно описывает в своём письме то необыкновенное торжество, которое он лицезрел во время получения Благодатного Огня. Вот, что он пишет:                В Великую Субботу, около 12-ти часов дня, я, грешный схимонах Никодим, имел счастье следовать из алтаря Храма Воскресения Христова за Патриархом в крестном ходу в обхождении три раза Святой Часовни  Кувуклии, и увидеть то, чего редко кому удаётся зреть у Живоносного Гроба.                После третьего обхождения, Патриарх (Православный Греческий Иерусалимский) остановился перед запечатанной дверью в Гробъ Господень (я тут стоял съ правой стороны у подсвечника перед Кувуклией, недалеко, в двух шагах отъ Патриарха). Патриарха здесь разоблачили (раздели) до подризника: сняли сь него митру, саккосъ и омофоръ. Полиция и власти осмотрели Патриарха, потом сорвали ленты с печатями съ двери Часовни (Кувуклии), впустили Патриарха во внутрь Часовни. Вместе съ православным греческимъ Патриархомъ впустили и армянского Патриарха (армянский Патриархъ не участвовалъ въ крестном ходе, а стоялъ со своим народомъ съ левой стороны Кувуклии). И ещё некоторых впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по знаку Патриарха потушатъ Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберутъ всё съ Гроба, что было приготовлено къ принятию Благодатного Огня.                Когда арабы изъ полиции, предназначенные для выноса обоихъ Патриарховъ съ Благодатнымъ Огнёмъ, вошли во внутрь Часовни, за ними дверь заперли.                Как всемъ известно, въ Часовни два отделения: Приделъ Ангела, и самый Живоносный Гробъ Господенъ – пещера.                Во внутрь пещеры Гроба входитъ один только Православный Греческий Патриархъ, а прочие, с полицией и армянскимъ Патриархомъ, остаются в Приделе Ангела и ждутъ молча.                Двери Часовни закрыли, все замолкли, и воцарилась во всёмъ Храме Воскресения Христова гробовая тишина: все богомольцы въ молчании ждутъ отъ Господа «Благодатного Огня».                Надо сказать и о приготовлении Гроба Господня в Часовне (Кувуклии):  в Великую Пятницу вечеромъ огни во всём храме и Часовне гасятся под контролем полиции.                На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада в подставке, наполненная масломъ и со светильней в поплавке, заправленной, но безъ огня.                По краям ложа кругом прокладывается лента и по всему ложу раскладывается куски ваты. Так приготовленная, по осмотру полиции, Кувукция запирается и запечатывается. Запечатанный Гроб Господень покоится до Великой Субботы.                Вот Великая Суббота. В самой Пещере  темно и Патриарх одинъ там въ тишине молится Спасителю…иногда минут десять, а иногда долее. В моё время пришлось ждать минутъ 15-ть.. И вдруг въ темноте на ложе Живоносного Гроба, - рассыпаются, как бисеринки голубо - яркие, умножаясь, превращаясь в синий огонь, от которого загорается приготовленная вата, лента и лампада: всё превращается в пламя «Благодатного Огня». 
Патриархъ немедленно зажыгаетъ свои два пучка свечей и выйдя въ Прид
даетъ армянскому Патриарху зажечь свои свечи, после чего оба Патриарха подаютъ въ овальные окошечки «Благодатный Огонь» богомольцам.                Затемъ тушатъ на ложе Гроба Господня огонь (он тамъ не жжётъ), забираютъ горящую, зажжённую лампаду и вату съ лентой. Два араба-полицейскихъ на плечахъ выносятъ изъ Кувукии Блаженнейшаго Патриарха, поддерживаемого священнослужителями и быстро несутъ  его въ алтарь Храма Воскресения Христова.     А впереди Патриарха идётъ одинъ священнослужитель съ горящей лампадой. Всё это такъ быстро, что немногие у Кувуклии (Часовни) при выносе Патриарха смогли зажечъ свои свечи. Я тоже не успелъ, но постарался примкнуть къ толпе народа и вследъ за Патриархом прошёлъ въ алтарь, где и зажёг свой пукъ свечей отъ «Благодатного Огня» изъ рукъ самого Патриарха.                .                Схимонахъ Никодимъ Горы Афона.                .  Дорогой читатель, я хочу вместе с Вами поразмыслить над этим уникальным, описанным выше, событии, а именно: 1-е, как приготовлялось заранее место сошествия «Благодатного Огня»? Без которого, быть может, огня не получил бы народ.                Читаем: «На середине ложа Живоносного Гроба ставится лампада въ подставке, наполненная маслом.. По краям ложа кругомъ прокладывается лента и по всему ложу раскидываются кусочки ваты».                При появлении Огня «загорается приготовленная вата, лента и лампада.. затем тушат на ложе Гроба Господня огонь, забираютъ горящую, зажжённую лампаду и вату съ лентой»                Напрашивается вопрос: Да, лампада предназначена для того, чтобы на ней горел огонь, а зачем появляется огонь и на вате и ленте? Ведь, Бог всё делает уникально. К примеру, читаем Исх.12:22-23, где Моисей учит, как получить милость от Бога: «И возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде; и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде;.. и пойдёт Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках и пройдёт Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения». В Божием деле всё имеет своё предназначение и ничего нет лишнего.                Откроем книгу Суд.6:36-40 «И сказал Гедеон Богу: если Ты спасёшь Израиля рукою моею, как говорил Ты, то вот, я разстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасёшь рукою моею Израиля, как говорил Ты. Так и сделалось: на другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды. И сказал Гедион Богу: не прогневайся на меня, если ещё раз скажу и ещё только однажды сделаю испытание над шерстью: пусть будет сухо на одной только шерсти, а на всей земле пусть будет роса. Бог так и сделал в ту ночь: только на шерсти было сухо, а на всей земле была роса». Бог уникален и точен в свои действиях, и ничего не делает опрометчиво; но для чего был огонь на ленте и вате на Гробе Господнем в Великую Субботу, мне не понятно? Ведь все свечи зажигали от горящей лампады.                2-е: Читаем дальше: «Патриарха здесь (у входа в Часовню) разоблачили (раздели) до подрызника: сняли съ него митру, ваккосъ и омофоръ. Полиция и власти осмотрели патриарха.. и впустили Патриарха во внутрь Часовни. Вместе съ православнымъ греческимъ Патриархомъ впустили и армянского Патриарха. И ещё некорыхъ впустили во внутрь Часовни: это те священнослужители, которые по приказу Патриарха потушатъ Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберутъ всё съ Гроба, что было приготовлено къ принятию Благодатного Огня. Когда арабы изъ полиции, предназначенные для выноса обоихъ Патриарховъ съ Благодатным Огнёмъ, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли».                Дорогой читатель обратим внимание, сколько человек впустили в Часовню вместе с православным греческим Патриархом, которых не «не разоблачали и не осматривали полиция и власти», согласно прочитанного нами письма, схимонаха о. Никодима?                Первое, «армянского Патриарха».                Второе, «это те священнослужители, которые по приказу Патриарха потушатъ Благодатный Огонь на ложе Живоносного Гроба и заберутъ всё съ Гроба, что было приготовлено къ принятию Благодатного Огня». Слово «те», написанное в письме, говорит, что их (священнослужителей) было не меньше двух, а то, может быть, и больше. Третье, «арабы изъ полиции, предназначенные для выноса обоихъ Патриарховъ с Благодатным Огнём, вошли во внутрь Часовни, за ними двери заперли».                Слово «арабы» показывает нам, что их было не меньше два человека, а то и больше.                И ещё читаем в письме: «Вместе съ православным греческимъ Патриархомъ впустили и армянского Патриарха ».                Теперь, при грубом подсчёте, тех, которых «не разоблачали и не осматривали полиция и власти», и они вошли в Часовню вместе с православным греческим (разоблачённым и осмотренным) Патриархом было, минимум, шесть человек. Что у них было взято с собой, когда они входили в Часовню, знают, я думаю, не многие. Безусловно, Вездесущий Бог, всё знает. Слава Ему! Вот и в наше время: при осмотре, в аэропортах, требуют снять обувь; но, у входящих в Часовню, этого не требовали.                Дорогой читатель, обратим своё внимание ещё на одно обстоятельство, а именно:              В письме схимонаха о. Никодима (я думаю, он пишет правду) читаем: «Два араба-полицейских выносят из Кувуклии Блаженнейшего Патриарха, поддерживаемого священнослужителями и быстро несут его въ алтарь Храма Воскресения Христова.. Всё это такъ быстро, что не многие у Кувуклии (Часовне) при выносе Патриарха, могли зажечь свои свечи».                И в Библии мы находим не мало мест, где Господь посылает огонь на согрешивших и не покаявшихся людей. Читаем: «Ибо вот, придёт Господь в огне, чтоб излить гнев Свой с яростью и прещение Своё с пылающим огнём» Ис.66:15.                Откроем Левит10:1,2 «Наддав и Авиуд, сыны Ароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа  огонь чуждый, которого Он не велел им. И вышёл огонь от Господа, и сжёг их, и умерли они пред лицеем Господним».                И ещё прочтём о явление Господа «в пламени огня», читаем «И явился ему (Моисею) Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидев, он, что терновый куст горит огнём, но куст  не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среди куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых » Исх.3:2-5,10. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему:.; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось» Исх.32:1.Что было сказано лично Богом, то и произошло, Слава Ему!                Бог всегда открыто заявляет людям о Себе, Он необозримо Велик: («Так говорит: Господь: небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» Ис.66:1). И прятаться Ему за огнём лампады или лентой и ватой горящей, нет надобности, и при том, при закрытых дверях. Это всем ясно. И если Он является, в любом месте и виде; Он заявляет о Себе людям открыто и с определённой целью: Исаия говорит, что Бог придёт «в огне, чтоб излить гнев Свой с яростью» если люди не покаются 66:15.                В книге Исх.3:2-5 мы прочли, как Бог является Моисею в огне горящего куста, чтобы, через него вывести народ Израильский с Египетского плена в обетованную землю, что и исполнилось с Его помощью. Бог сказал, Он же и совершил.                Дорогой читатель объясни мне, какая цель явления Благодатного Огня? Какая польза с этого, нам людям в данном явлении? Ведь оба Патриарха молчат, после общение с огнём; а Моисей объяснил окружавшему его народу: что это и что сказал ему Бог.                И ещё в письме написано: «два-полицейских выносят  из Кувуклии Блаженнейшего Патриарха, поддерживаемого священнослужителями и быстро несут его в алтарь Храма Воскресения Христова». Что с ним случилось, что он не смог идти, а его понесли; и почему так поспешно? И он ничего, окружающим его, не говорит? В часовню вошёл вполне здоровый человек, а, через 15 минут, его понесли?  А Моисей, после встречи с Богом стоял, сняв обувь со своих ног; и внимал, что говорил ему Бог, и, передал народу всё, что сказал ему Бог; и пошёл исполнять, сказанное ему Богом, своими ногами.           Мы знаем, что, в момент воскресения Иисуса Христа на месте точного Его захоронения, подобного явления не было.                Теперь, дорогой читатель, поговорим о названии огня «Благодатный» Слово «Благодатный» в словаре В.И. Даля том первый стр.92-я, обозначает: «исполненный Божественной благодати, т. е. воли и силы; получивший ихъ свыше; дающий счастие, блаженство, приносящий благо, добро; и т. д.» Но в нашем случае мы видим, что Благодатный Огонь не принёс «добро», даже, самому Блаженнейшему Патриарху; его унесли; он не смог самостоятельно идти.                А в Библейском понимании, я думаю, слово «благодатный» связанно со словом «Благодать». В Евангелии, о явлении благодати Божией, ап. Павел пишет: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» Тит.2:11-12. Евангелие «благодати Божией» учит верующих, как правильно жить, эта благодать – « спасительна для всех человеков» ( в том смысле, что даёт спасение доступным для всех). Ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»1Тим.2:4.                И ещё читаем: «И от полноты Его (Иисуса Христа – Его учения) все мы приняли и благодать на благодать» Ин.1:16. Сказанное здесь надо понимать в том смысле, что Слово, ставшее плотью (Христос), является источником благодати, которая в «полноте» своей слагается из всех духовных благ, какие даются людям Богом. Слова «все мы» относятся к христианам, включая и Иоанна, автора этого Евангелия. Фраза «благодать на благодать» может быть прочитана как «благодать за благодатью»; подобно тому как, одна волна набегает на берег моря за другой; изливается на верующих одно свидетельство Божие за другим. И ещё Апостол пишет: «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, и Бога, Он спас нас не по делам праведности, которыя мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, котораго излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни» Тит.3:4-7. Источник благодати Божией, для нас людей, есть Господь наш Иисус Христос, Его учение о благодати, записанное в Евангелии; как Он сказал: «И проповедано будет это Евангелие Царства по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» Мф.24:14.                Говорят, что явление Благодатного Огня есть знамение, которое подтверждает слова Иисуса Христа Своим ученикам; «и вот, Я с вами во все дни до скончания века» Мф.28:20. Да, последними в Евангелии от Матфея звучат слова обещания Иисуса Христа: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Хотя физически Иисус и не остался с Одиннадцатью; духовно Он был с ними всё то время, пока они выполняли на земле Его задание. Апостолы свято хранили эти слова Господа и «действовали по ним»: в какие бы страны ни шли, они повсюду возвещали историю своего Мессии Иисуса Христа, Царя Иудейского. И эти слова звучат так: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, сто Я повелел вам; » Мф.28:19,20. Благодать Его с теми,  кто исполняет Его поручение «идите, научите».                Несколько примеров явного присутствия Его благодати: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением» Деян.4:31.Ответ на их молитву был немедленным. Бог поколебал место, где они собрались, и сразу, вслед за тем, исполнились все Духа Святого. Во всём этом апостолы не могли не увидеть присутствия силы благодати Божией, как символа Божьего всемогущества; и не услышать заверения в поддержке  на дальнейшее; чтобы они могли говорить «слово Божие с дерзновением».                И ещё прочтём Деян.23:11 «В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме». Значение этого явления «Господа» Павлу – не только в утешении и ободрении, которое он получил; но и в подтверждении правильности Павлова решения идти в Рим. Евангелии Иисуса Христа должно было пройти путь (в буквальном смысле слова) от Иерусалима до Рима, проделав его посредством апостола Павла, наполненным  благодатью Божией.. Это явление ему, Иисуса Христа, было четвёртым по счёту. Господь остался верным своим обещаниям пребывать со Своими учениками в нужное время и с определённой целью; но не в Великую Субботу один раз в году. И вот, дорогой читатель, рассуждай сам – «что есть Истина?».                С глубоким уважением к Вам  Станислав Витюков.                .                Приписка                Многоуважаемый читатель, я покорно прошу извинения, что отнимаю у Вас драгоценное неповторимое время, но мне  подарили диск с записью статьи сестры Татьяны, в которой она пишет: Я хочу просвидетельствовать  всей своей жизнью,…пожалуйста, дочитайте до конца!!! Господь дал мне возможность написать это слово! Я хочу поделиться с вами!!! Мир вам! Я основываюсь на своём собственном жизненном опыте: пробыв православной с детства до зрелого возраста, будучи женой православного священника и студенткой Православного богословского института, пройдя послушание и жизнь в монастыре, благодаря Божьей милости я нашла свой путь ко Христу. И теперь я решила провести некий анализ сегодняшнего положения православия в России.                К примеру, поговорить о явлении Благодатного Огня. Со всего света в этот день стекается в Иерусалим православный народ. Этот огонь перевозят самолётом в Россию и верующие часами стоят в очередях, что бы получить возможность зажечь от него свечу и нести домой! Каждый год на Пасху в Иерусалимском Храме Воскресения Христова сходит Благодатный Огонь, который появляется ниоткуда и не обжигает в первое мгновение. Что это? Чудо, доказывающее существование божественного или же это рукотворные чудеса? Споры об этом ведутся не первое десятилетие. По мнению учёных-физиков чудо объясняется легко: само «холодное» воспламенение делается достаточно просто. Химия тут возможна различная. Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома. Эфир борной кислоты горит очень объёмным пламенем, которое не обжигает, он даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.          А после того, как эфир борной кислоты весь выгорит, может начать гореть спирт, а его пламя действительно обжигает. С таким же успехом можно использовать эфиры натуральных масел растений, которые произрастают в южных краях, в частности, в Иерусалиме. В 1949-м году, известный профессор ленинградской духовной академии Успенский Н.Д. прочитал доклад описывающий историю происхождения верований в «чудесное» появление огня. Этот доклад вызвал большой резонанс. И в итоге после этого доклада митрополит Ленинградский Григорий собрал некоторых богословов Ленинграда и сказал им: «Я тоже знаю, что это только легенда! Что Успенский абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а иначе падёт и сама вера!» Основатель русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) в своём дневнике передаёт нам слова митрополита о том, что в момент совещания в тесном церковном кругу, наместник Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. Есть и другие свидетельства о лампаде, от которой патриарх зажигает огонь и люди не стесняются говорить об этом в открытой печати, но до сих пор находится немало сторонников веры в чудесный огонь, который появляется в Иерусалиме. На вопрос епископа Порфирия, почему нельзя честно рассказать людям, что происходит, свято - гробский митрополит простодушно ответил, что его растерзают тут же, как только узнают правду. Использование же языческих огненных эффектов нисколько не прибавляет авторитета Православной церкви и будет серьёзным ударом для неё после того, как конспираторы будут разоблачены. Конечно, после этого церковь от них отмежуется и скажет, что об этом ничего не знала. Возможно, время для этого акта уже настало. «Пляски» вокруг пасхального огня не имеют никакого отношения к духовному смыслу христианства и представляются где-то даже кощунственными. Огонь становится желанней Бога. Огонь считается вещественной святыней от Бога. Кстати, «благодатный огонь» - это ноу-хау православных деноминаций. Католическая церковь его не знает, что говорит о её большем здравомыслии. В России благочестивый обман о «благодатном огне» получил массовое распространение только в последние годы. В дореволюционной России о подобном «чуде» большинство православных верующих даже не подозревало.    А упадок современного богословского образования только способствует утверждению мифа. Характерно, что иерархи православной церкви воздерживаются от заявлений, предпочитая насаждать сомнительный культ чужими руками. И вот уже, который год в России мы можем видеть трансляции освящения огня. В газетах особо экзальтированные верующие описывают разнообразные «ощущения покалывания и потрескивания». Описываются физические характеристики огня, заметные «при замедленной съёмке. Естественно, новый огонь, зажжённый на Пасху, да ещё в Иерусалимском храме – вещь для верующих особая. Но утверждение о божественном происхождении огня сознательный обман, граничащий с кощунством и богохульством. В конце концов, Господь Бог – не пиротехник, чтобы устраивать праздничный фейерверк к очередному празднику Пасхи и делать из этого дня ток-шоу. В Евангелии и без того много замечательного. И огонь Великой субботы – это не вопрос веры и неверия, а вопрос