Ч-1. Иваненко Алексей Васильевич на войне

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Иваненко Алексей Васильевич. 1963 год. Село Благодарное Ставропольского края.

ФОТО из личного дела А.В. Иваненко. Ставропольский архив ГАНИСК. 2012 г.

***

100-летию со дня рождения
Алексея Васильевича Иваненко
– ПОСВЯЩАЕТСЯ!

ЧАСТЬ 1.
ИВАНЕНКО АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НА ВОЙНЕ

Иваненко Алексей Васильевич родился 31 марта 1912 года в крестьянской семье в селе Торговом Ремонтненского района Ростовской области.
С девяти лет работал по найму, батрачил в кулацких хозяйствах Жукова и Донченко.

В 1929 году устроился бойцом скота на бойню в контору Заготскот. Затем работал гуртоправом в совхозе № 16 Ремонтненского района. Вступил в комсомол. Некоторое время работал секретарем комсомольской организации совхоза.

В 1930 году дирекция совхоза направила Алексея Иваненко на учебу в Новочеркасский техникум мясного скотоводства и ветеринарии.
После завершения обучения, получив диплом зоотехника, с 1933 по 1938 годы работал управляющим фермой, зоотехником мясосовхоза № 15 «Красный партизан».

***

Коровин Борис Николаевич, который с 1962 по 1965 годы работал водителем в Благодарненском территориальном колхозно-совхозном управлении, 2 июля 2012 года рассказывал мне о том, что в 1937 году Иваненко подвергался репрессиям.

Иваненко ему рассказывал:
«…В 1937 году в мясосовхозе от бескормицы начал падать скот. Ответственность возложили на меня – управляющего фермой. Приехал воронок, забрали, месяц шло следствие. Но мне повезло. В НКВД работал мой друг, увидел меня в камере и спросил: «Леша, ты почему здесь?» Я объяснил. Товарищ добился моего освобождения».

***

В 1938 году Алексей Иваненко поступил в Новочеркасский колхозный сельскохозяйственый техникум, за два года его окончил, получив специальность агронома-организатора. В декабре 1939 года вступил в члены партии ВКП(б).

В январе 1941 года Алексея Иваненко назначили управляющим фермы совхоза «Красный партизан», вскоре повысили, назначив заместителем директора совхоза.

***

С 10 сентября 1941 года Иваненко в Красной Армии. Непосредственно в боях с фашистскими захватчиками участвовал с 10 января 1942 года в составе 57-й Армии Южного фронта.

30 января 1942 года командиром 341 стрелковой дивизии полковником Щагиным и военкомом старшим батальонным комиссаром Мальцевым красноармеец Иваненко А.В. был представлен к награждению орденом Красного Знамени.
Из наградного листа:

«…Инициативный и бесстрашный военком батареи, пользующийся боевым авторитетом среди командиров и бойцов, тов. Иваненко в боях с 18 по 28 января 1942 года под Изюмом показал пример энергии выполнения приказа командования, ведя за собой коммунистов и комсомольцев, чем обеспечил их передовую роль и безупречную работу батареи.

В трудные моменты поддержки пехоты, при взятии высоты 185,1 под Изюмом, организовал весь расчет батареи на помощь конному составу, чем было обеспечено своевременное открытие огня.
От огня батареи военкома красноармейца тов. Иваненко пало 2 дзота противника, погибло более сотни фашистов.

У села Великая Камышовка Херсонской области батарея, совершая ряд ночных маршей, в мороз и по бездорожью, днем под воздействием авиации, не имеет ни одного отставания, ни одной утери по вине командира и военкома дивизиона.
Партийно-политическая работа батареи является образцом в полку. В этой батарее наиболее высокий процент роста партии.

Военком 2-й батареи красноармеец т. Иваненко достоин правительственной награды ордена «Красное Знамя».

С этим предложением согласилось командование 57-й Армии. Однако, в политуправлении Южного фронта приняли другое решение. Заместитель начальника политуправления ЮФ Леонид Ильич Брежнев наложил резолюцию: «Достоин награждения – орден Красной Звезды. 14 февраля 1942 г.»

Приказом войскам Южного фронта №0254/н от 29 апреля 1942 года А.В. Иваненко награжден орденом Красной звезды.

***

 57-я армия была создана 27 октября 1941 года на основании директивы Ставки ВГК от 22 октября 1941 года в Северо-Кавказском военном округе в районе Сталинграда с подчинением Ставке ВГК как 57-я резервная армия.

В состав армии вошли 333-я, 335-я, 337-я, 341-я, 349-я, 351-я стрелковые, 60-я и 79-я кавалерийские дивизии, а также авиационные и другие части.
10 декабря 57-я армия была передана в подчинение главкома Юго-Западного направления и находилась в его резерве.

10 января 1942 года армия была включена в Южный фронт, в составе которой вела оборонительные бои в районе города Изюм. В ходе Барвенково-Лозовской операции армия вела наступление по направлению главного удара фронта и принимала участие в освобождении Барвенково (23 января), а также других населенных пунктов.

В ходе Харьковской операции армия вела тяжёлые оборонительные бои южнее и юго-восточнее Лозовой, на реках Северский Донец, Дон в составе Южного, а с  20 мая Юго-Западного фронтов.

23 мая армия была окружена немецкими войсками, и с 24 по 25 мая 57-я армия вела ожесточённые бои в окружении наряду с окруженной группировкой главных сил Юго-Западного и части сил Южного фронтов на барвенковском выступе.

В ходе боёв армия понесла значительные потери и в начале июня была выведена во фронтовой резерв в районе восточнее Валуек, восточнее Купянска и Ровенек.
12 июля 57-я армия была передана Южному, преобразованному 17 июля в Сталинградский, в составе которого участвовала в Сталинградской оборонительной операции.

В середине июля 1942 года армия была передислоцирована в район южнее Красноармейска с целью прикрытия Сталинграда с юга.
С 7 августа армия более двух месяцев вела тяжёлые оборонительные бои, в ходе которых нанесла урон немецким войскам и сорвала попытки прорваться в Сталинград с юга.

***

До сентября 1942 года А.В. Иваненко прошел должности от комиссара батареи до комиссара дивизиона 901-го артиллерийского полка 341-й стрелковой дивизии.

А затем он участвовал в освобождении от фашистов Северного Кавказа, родного Ставрополья, в составе 58-й Армии, где в 317-й стрелковой дивизии, в 773-м артиллерийском полку состоял заместителем командира по политчасти 3-го дивизиона.

Из боевого пути 58-й Армии:
«..Третье формирование 58-й армии ведет отсчет с 30 августа 1942 года  в составе Закавказского фронта, где армия стала создаваться на базе 24-й армии.

В армию вошли 317-я, 328-я, 337-я стрелковые дивизии, Махачкалинская дивизия НКВД, 3-я стрелковая бригада, артиллерийские и инженерные части.

Армия располагалась на территории Чечни и Дагестана, где создавала оборонительные рубежи и вела бои с антисоветскими повстанческими отрядами.

В конце ноября 1942 года её основные силы были перегруппированы на реку Терек в район Малгобека, где в течение декабря вели оборонительные бои на рубеже Моздок, Верхний Курп.

В январе 58-я армия приняла участие в контрнаступлении советских войск на Северном Кавказе.

Перейдя в наступление 1 января 1943 года, войска армии форсировали реку Терек и 3 января освободили города Моздок и Малгобек. Продолжая преследование отходящего противника, совместно с другими соединениями Закавказского фронта, в общем направлении на Прохладный, Минеральные Воды, армия к 24 января вышла в район севернее Новоалександровской, где была передана в состав Северо-Кавказского фронта.

В ходе дальнейшего наступления её войска в начале февраля вышли на побережье Азовского моря. Затем в составе ударной группировки фронта принимали участие в Краснодарской операции.

Преодолевая ожесточённое сопротивление противника в приазовских плавнях, в условиях непрерывных дождей соединения 58-й армии к концу операции вышли к реке Протока».

***

4 марта 1943 года в этих боях А.В. Иваненко был тяжело ранен в левую руку. До ноября он находился на излечении в эвакогоспитале № 3187 города Махач-Калы.

После выздоровления, инвалида А.В. Иваненко направили в распоряжение дирекции военного конного завода имени 1-й Конной Армии Мечетинского района Ростовской области, где он был избран секретарем партийного бюро, работал на конзаводе почти четыре года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

2 июля 2012 г.                г. Благодарный