Оставаться в седле

Александр Шелл
Странное дело. Сказать по правде, к своим двадцати пяти годам я так ни разу и не завел девушку. Не потому, что был столь привередлив, хотя, конечно, я придерживался своим вкусам и знакомился только с теми, которые мне нравились. Но я не нравился им. Да, иногда мне говорили, что я хороший симпатичный парень, но всегда было «но». И я оставался один. Мне даже сердце ни разу не разбивали, просто никому не было дела до него.
Возможно, если бы я стал рок-звездой или крутым фотографом, как это модно сейчас, у меня была бы толпа поклонниц. Но мне бы хватило одной, ради которой я пел бы серенады под окном. Я бы посвящал ей стихи и картины, думал бы о ней каждый день и никогда ни в чем не отказывал. Я бы засыпал с мыслью о ней и просыпался с надеждой вновь ее увидеть. Жить с ней вместе для меня казалось чем-то далеким и нереальным. Я слишком привык быть один.
Я думаю, даже моему коту больше посчастливилось в личной жизни. Иногда он пропадал на неделю, а то и месяц. Приходил обратно всегда довольной. Порой мне казалось, что он насмехается надо мной. Животное. Мы с ним вместе девять лет. И все равно он меня не уважает.
- А кто будет уважать тебя, если ты сам себя не уважаешь? – задал мне как-то философский вопрос мой коллега. Мы вместе выпивали в баре. Точнее, выпивал он, я лишь уныло размешивал зеленый чай с жасмином. – Никто не любит нытиков. А ты самый натуральный нытик.
- Да, я знаю, – я не стал спорить.
- И самокритичен донельзя, – продолжал он. – Да любая была бы твоя, ты же почти идеален. Проблема и в этом. Что лет до тридцати женщинам такие, как ты, не нужны. Им необходимы острые ощущения, страсть, полная отдача низменным чувствам, как бы они этого ни скрывали, а что можешь предложить ты? Тихие вечера в кафе, совместный просмотр телевизора? Научишь ее вышивать крестиком? Ты не уродлив, ты образован, умен, смотришь на девушек с уважением, никогда не обидишь, может, изменять даже не станешь, ты даришь цветы и водишь в кафе. Но им это не нужно, – и он громко рассмеялся.
- Странно, я всегда считал, что они именно этого хотят, чего-то серьезного. Разве нет?
- Потом. Но не в твоем возрасте. Двадцать, двадцать пять лет – у них ветер в голове. А если нет, так полно своих заморочек, наидеализируют себе отношений, ходи потом соответствуй. Так что жди тридцати, ну или ищи постарше. Из тех, кто уже образумился.
- Спасибо за совет, конечно, но... я не знаю. Я не знаю, что такое отношения, любовь, а тридцать лет – это уже более серьезно, прагматично, что ли?
- Так ты и есть прагматик.
- Слишком по правилам, – пожал я плечами. – А меня больше всего раздражают эти правила в отношениях, чувствах. Ведь любовь – не точная наука, ее нельзя расписать как формулу или уравнение. И законы физики там иные.
- Ты перечитался сентиментального бреда, говорю тебе! – коллега с видом умного доктора закивал головой. – Любви нет, приятель. Отношения – да, не наука. Но ремесло. И если будешь все делать неправильно, черта с два что построишь. Хотя в одном ты прав.
- В чем?
- К черту правила, – он обнажил зубы в насмешливой улыбке.
- К черту правила, – подхватил я, и мы «чокнулись», я допил чай и поплелся домой, где меня никто кроме кота не ждал.
Не могу ничем заниматься. Я бы посвятил себя науке или творчеству, но не это меня заботит. Я не хочу жить впустую, только ради себя. Мне нужен кто-то, как воздух. И мне нужна семья, правда. Я не вижу смысла в «одноразовых» отношениях. Хотя у меня было очень много одноразовых свиданий. Иногда их было по два, реже – по три с одной и той же. Но чаще всего девушкам хватало первого раза, чтобы сделать вывод: больше со мной не встречаться.
Я вспомнил, как много лет назад, будучи совсем юным, я очень стеснялся, не то чтобы пригласить девушку, я даже заговорить с ними не мог. Но мне очень нравилась одна особа, мы вместе ходили на занятия по рисованию. Я часами смотрел на нее, пытался нарисовать, но увы, я не обладал талантом, в отличие от нее. Рыжеволосая девчушка с веснушками по всему лицу, никто даже не замечал, кроме меня, какая она была красивая, точно ангел.
Ближе к лету занятия подходили к концу, я боялся, что больше ее никогда не увижу, а потому набрался смелости и позвал ее погулять. Она тогда, сверкая своими белоснежными зубами, улыбнулась мне и отказалась.
Если бы все было вовремя, я был бы другим человеком, вероятном, более зрелым и умным, а так я лишь тот же самый застенчивый ребенок в душе. Наверное, я был озабочен. А вообще странным и неуверенным в себе. Мне так кто-то даже говорил, но я и не помнил всех их имен. Домой я пришел уставший, покормил кота и лег спать. Кот со мной не разговаривал.
Так проходили дни: бессмысленно и беспощадно. Да что там, года! Пока однажды в моей жизни не прозвенел будильник... Но об этом позже. А пока я спал. А просыпаясь, я спешил на работу, где видел те же лица, выполнял те же монотонные движения и оставался на месте.
- Хватит спать! – громовым голосом рявкнул коллега. – Начальство бдит.
- Я пользуюсь законным перерывом в личных целях.
- Мучают кошмары по ночам? Или бессонница? Да ты спать должен как младенец.
- Ага. Что еще скажешь?
- Да, приятель, тебе нужно расслабиться, – он сильно хлопнул меня по спине, что я аж прогнулся. – Напряжен, как мальчик перед первым поцелуем. И это заметно, – он сочувственно мне цокнул и кивнул.
Я посмотрел на него с недоверием. Однако не смел не согласиться. В чем-то он был прав, я был напряжен, чуть ли не каждую минуту. А отдыхать я совсем не умел. Поэтому я с радостью согласился на приглашение приятеля отдохнуть в загородном доме его знакомых. Для меня было бы неплохой встряской выбраться хоть куда-то, пообщаться с людьми, не только со своим котом. Он вообще не лучший собеседник и редко дает дельные советы.
Может, я слишком часто думал о девушках, но при этом почти не заглядывался на них. А был ли смысл? Встречу на улице красивую незнакомку – какова вероятность, что я понравлюсь ей сначала, что она окажется свободна? Да глупости. Свободных не бывает, есть только короткий миг между тем, когда ее бросает парень и она не находит пока следующего. Увы, я не был никогда ни первым, ни следующим. Скорее так, чтобы не скучать какое-то время, со мной продолжали общение.
- Извини, я считаю, что наша встреча была ошибкой. Нам лучше больше не общаться, – Даша, брюнетка с карими глазами, она смотрела прямо мне в глаза, сверкая линзами своих очков, стараясь меня не расстроить. – Для тебя и для меня же будет лучше.
- Но почему?
- Дело не в тебе. Просто я поняла, что он мне до сих пор дорог. А ты?.. Я не хочу разбивать тебе сердце. Ты милый. С тобой интересно. Найдешь еще себе кого-нибудь.
Вот именно, что кого-нибудь, а не ту, что мне понравится. Разве это справедливо? Ты даешь им все, чего они хотят, и им с тобой вроде бы хорошо, только есть один недостаток – ты сам. Да, я нытик – мой диагноз. И само по себе это не проходит.
Я пробовал знакомиться в Сети, ведь так, мне казалось, было проще. Сразу видно, кто свободен и чего ищет. Правда, я заметил, что в своем выборе я довольно придирчив. Не то чтобы я искал немыслимую красавицу, но меня должно было что-нибудь в ней привлечь. Не только внешности, сколь в манере ее речи. Откровенных красавиц я старался избегать. Я искал милых и славных на вид девушек, которые не ходят по клубам, а предпочитают провести вечер в компании хорошей книги. Некоторым я написал и ждал ответа то несколько дней, то неделю. Отвечали редко, чаще из вежливости, намекая, чтобы отстал. Пару раз что-то удавалось, но и опять я терпел поражение спустя два дня. Иногда я просто общался, так, без каких-либо намеков. Но сами мне не писали. Только отвечали на вопросы.
Иногда, когда мне было совсем тоскливо, я писал всем подряд. Кто ответит – хорошо. Помню одну Олесю, кажется, так ее звали. Девушка грустила. Разговорившись, я выяснил, почему: ее только что бросил парень, которого она очень любит. Она была добра с ним и нежна, а тому как будто все равно. Мне стало жалко ее, я спросил, видит ли она себя с таким человеком, хочет ли прожить с ним всю свою жизнь. Конечно, с возрастом все меняется, и люди расстаются, но мечтать ведь не вредно. Она его любила и потому сказала «да». Но также понимала, что с ним ничего не получится. На предложение встретиться со мной она перестала отвечать вовсе.
Забавно, что в тот день меня тоже в очередной раз отвергли. Я уже не относился к этому столь катастрофически, принимал как должное. Быть может, то был мой крест. Или проклятие. Но в любом случае я должен был смиренно нести свою ношу, к чему бы она меня ни привела.
- А может, я просто урод и не понимаю этого? Даже ты можешь этого не замечать. А девушкам виднее, нет? – однако не унимался я. – Вроде все на месте, два глаза, ровный нос, ничего не криво. А что-то все-таки отталкивает.
- Брось. На красивую внешность, в чем бы они там ни видели красоту, пусть дуры западают, – отрезал коллега. – Когда опомнятся, будет поздно. А ты бери умом.
- Было бы чем.
- Ты слишком умный, понимаешь? Ты постоянно думаешь. А это плохо. И надумываешь много, торопишь события. Ты можешь просто жить не тужить?
- Может, мне подкачаться в спортзале?
- Не изводи себя. Ты чего такой замороченный?
- Я не знаю, – я смотрел на свои худые руки. Неудивительно, что я такой одинокий. Дохляк, даже банку с огурцами не открою. Вокруг нас сидели люди, занимая свободные столики. Молодые парочки. Красивые девушки и самые разные парни, от мала до велика. Каждый раз я завидовал им. В такие моменты все мое одиночество наваливалось на меня.
- Сходи в клуб. Там познакомишься. Ты же совсем не тусуешься нигде. Я стабильно раз в неделю хожу, правда, уже готовый и ничего не соображаю, но находятся по мою душу. Так, знаешь, время провести, без отношений, – с этими словами он опустошил второй бокал темного пива. – Да, сходи в клуб, музычку послушаешь. Если не ошибаюсь, я много раз советовал.
- Я пробовал, результат нулевой. Только смеются вслед. Я ходил по клубам всяким, и не один раз. И не в сторонке стоял, представляешь, робко оглядываясь. Меня все равно отшивали, даже самые невзрачные, когда я уже совсем отчаивался, – заключил я.
- Тогда я не знаю, запишись на курсы кройки и шитья, авось подцепишь там какую-нибудь одинокую тетеньку. Килограмм под сто. Которая живет с двумя котами и рыбками.
Я вспомнил, что со вчерашнего вечера ничем не кормил кота. Наверное, сидит дома злой как собака и промышляет гадости, как бы мне отомстить. Я вскочил со своего места и распрощался, не забыв оплатить за чашку чая и салат, который так и не съел. Коллега придвинул его к себе.
Я успел до закрытия магазина, на входе чуть не сшибив девушку. Она лишь посоветовала мне быть аккуратнее, а не сносить все вокруг как медведь буйный, но сквозь ее густые волосы, спадающие на лицо, я почувствовал на себе полный неприязни взгляд, как будто она наступила во что-то гадкое. Я извинился. Мне тогда показалось, она была рыжая, хотя я не успел заметить.
Почему-то она засела в голове. Я купил молока и хлеба, совсем забыв про своего питомца. Он молоко не очень жаловал и всем своим видом показал мне, чтобы я сам его пил. Всю ночь меня беспокоили опутавшие меня рыжие волосы. Я не выспался. Уже в который раз я спал на работе. И даже там рыжая незнакомка не давала мне покоя в мыслях.
Пришел в себя я только к вечеру, когда пришла пора собираться загород. Роман, мы с ним со школы были вместе, хоть и не часто теперь общаемся, обещал подъехать, но перезвонил, сказал, что задерживается. От нечего делать я побрел в парк подождать его там. Солнце светило прямо в сонные глаза, голова начинала кружиться. Я думал, что, наверное, и не стоило никуда ехать, как вдруг столкнулся с ней. Мне даже послышался раскат грома, но небо было ясное.
- Жанночка? – я сразу узнал ее, несмотря на то, что прошло полгода. Она меня тоже узнала, широко улыбаясь мне во все лицо. Я, конечно, тоже расплылся в лице, хотя и вымучено. Первым моим желанием было выпрыгнуть в окно, но как назло поблизости не оказалось ни одного. – Давно тебя не видел.
- Привет! – казалось, она была искренне рада мне. Я стоял как истукан, пока она обнимала меня. Я отвечал на ее вопросы односложно, чаще просто кивал головой и нервно поглядывал на часы. Она никуда не спешила.
На самом деле я много раз думал о том, что скажу ей, если снова увижу. Она была единственной, кто подпустил к себе достаточно близко, и тем не менее, у нас ничего такого не было, а еще она меня бросила. Два раза. После того случая до меня дошло, что я дурак. И продолжал им быть в ту минуту, пока разговаривал с ней, вместо того, чтобы послать далеко и надолго. И все же ведь когда-то я любил ее, посвящал стихи.
Невысокая пышногрудая блондинка, полная вредных привычек и с дурным поведением, когда-то я думал, что смогу исправить ее. Но люди не меняются, я не хочу меняться, например, а она в свою очередь пыталась меня уподобить себе. Мой здоровый образ жизни поднимала на смех, говоря, что я слишком ограниченный человек, раз придерживаюсь таких «отсталых» взглядов.
- А я рассталась со своим, помнишь? Ну, здоровый такой? – продолжала она. Я прекрасно помнил, ведь он грозился, что расправится со мной. – Оказался таким придурком. А ты как? Не нашел себе никого? Хорошо выглядишь, кстати. Все такой же красивый. Нет, похорошел даже. Прическу изменил. Тебе идет.
- Спасибо. Я... нет, я свободен, все так же.
- Я тебя не отвлекаю? Ты не торопишься никуда, так бы погуляли? Погода такая замечательная, давно я не гуляла, – и она уже взяла меня под руку.
- Вообще-то я... – но Жанна уже завела свою пластинку, решил посвятить меня во все детали ее жизни за прошедшие месяца, не давая мне вставить ни слова.
Я ее даже не слушал, просто ждал приятеля. Надев солнечные очки, я тем самым скрыл от нее свои ошарашенные глаза, полные недоумения и яростного желания сбежать. Роман подъехал через полчаса, остановившись передо мной так же внезапно, как это сделала Жанна.
- А ты, я вижу, не один! Познакомишь меня? – он как всегда был на позитиве, как принято выражаться. Я бы сказал, что он был самодовольным эгоистом, но хорошим при том человеком. – А я не зря так спешил. Садитесь.
- Нет! – в голос выкрикнул я, они удивленно на меня уставились. – Ну, ты же торопишься? – обратился я к своей бывшей пассии. Она взглянула на меня как на умалишенного.
- Нет, никуда я не тороплюсь. А куда едем?
Будь я хотя бы в мыслях немного смелее, ни за что бы не взял ее с собой, но так уж вышло, что обаяние Романа сыграла на нас обоих. Мы сели в машину и втроем отправились в путь. Жанна все продолжала мне что-то рассказывать, а я думал о том, как бы избавиться от нее. А где-то внутри меня грелась надежда, что я снова могу быть с ней вместе. Хоть ненадолго. Ужасное безвольное чувство. Я снова попался на удочку.
Помню, как я простоял на морозе четыре часа в ожидании, а она так и не пришла. Телефон она не поднимала, на сообщения не отвечала. Я окоченел, но не хотел уходить, так и стоял на месте, держа в руке пакет с подарком, честно говоря, купленным наспех. До сих пор хранится в шкафу, весь покрытый пылью. Плюшевый медвежонок.
Я жалел, что познакомился с ней, хотя для меня был важен каждый опыт. Это было в кинотеатре, она сидела на диванчике одна и кого-то ждала, у меня тогда было хорошее настроение, и я подошел к ней, она была тогда вся в черном и ярко накрашена. Даже не знаю, зачем я это сделал. Спросил что-то, она ответила. Я предложил угостить ее соком, на что она рассмеялась. Бездушная и невыносимая. Я слишком поздно это понял.
Мы вошли в дом, роскошный трехэтажный особняк наших общих знакомых. Вечер без особого повода, насколько я понял. Я представил Жанну гостям и хозяевам, после чего она меня незаметно покинула.
- Где ты ее выцепил? – ехидно поинтересовался Роман, положив мне руку на плечо.
- Старая знакомая. Знать бы ее не знал.
- Да ладно тебе, она хороша. Ты посмотри на нее: ножки, грудь – все при ней, и на лицо красавица. Чем недоволен?
Я только вскинул брови, хотел объяснить, что не во внешности дело, когда человек выводит тебя из себя. Когда причиняет боль, красивое тело его не оправдывает. Увы, Роман бы не понял. Все для услады глаз, остальное было для него некритично.
Дом оказался внутри еще просторнее, чем выглядел снаружи. В его бесконечных комнатах можно было попросту заблудиться. Я прохаживался по коридору, рассматривая картины и слушая мерное тиканье настенных часов. Я никогда не был особо компанейским и не чувствовал себя хорошо при большом скоплении народа, громких разговорах и гоготах смеха. Однако я не всегда был таким умиротворенным и тихим: в детстве я умел заводить толпу, я любил находиться в центре внимания. Спорил со всеми подряд и огрызался со взрослыми, вел себя вызывающе. Что-то изменилось во мне, я стал старше. Даже тогда мне не везло в личной жизни.
- Похоже, вам здесь тоже неуютно? – тихо молвила молодая женщина в сиреневом платье, когда я наконец нашел пристанище, присев рядом. Я вроде бы видел ее раньше, но не мог припомнить.
- Слишком шумно, – кивнул я.
- Я сама не люблю. Муж заставил, а так бы дома осталась, почитала бы, больше пользы. Сюда, жаль, не взяла. Говорит, хватит сидеть, совсем света не видишь.
- Что читаете? Иронические детективы?
- Шутите? – она хихикнула. – Я не убиваю зря время, не думайте так. Хотя ирония мне присуща, например, нравится английская проза вроде Даля или Фрая. Они настоящие мастера тонкого юмора. Слышали о них?
- Нет, – честно ответил я.
Мы сидели в темноте в дальней комнате, откуда было видно общее застолье, но не было его слышно, играла успокаивающая музыка, над столом был расположен красивый аквариум с голубым свечением. Глаза девушки поблескивали в этом свете, глядя на меня. Она была красивая, как модель, черты лица четкие, маленький носик с небольшой горбинкой, длинные пальцы с аккуратным неброским маникюром. Весьма утонченная натура. Она пила шампанское, изящно держа в тонкой руке бокал, а я – зеленый чай с лимоном, который уже давно остыл.
- Вы что, правда не пьете? Почему? – спросила моя собеседница с нескрываемым любопытством.
- Я вас удивил? На самом деле я не знаю. Никогда не пробовал.
Она смерила меня недоверчивым взглядом. Так уж ли, наверняка подумала она, сделав крохотный глоток и причмокнув. Я объяснил, что не хочу терять контроля над собой несмотря ни на что, я хочу всегда оставаться самим собой и не подвергаться влиянию алкоголя. Я не знал, как он может подействовать на меня. И это незнание меня пугало.
Честно говоря, мой ответ звучал нелепо и неубедительно, вряд ли она прониклась моим мышлением. И определенно сочла меня человеком со странностями, к чему я успел привыкнуть. Мы снова поговорили о литературе. Я предпочитал классику и то, что внесло огромный вклад в беллетристику, то, что читать обязан каждый образованный человек. По моему мнению, конечно. Я был осторожен в таких разговорах, старясь не уязвить никого во вкусах.
- Вашей девушке так повезло с вами. Нечасто встретишь такого умного и красивого молодого человека, с которым можно мило побеседовать. Вам есть чем гордиться, – и она подняла бокал в мою честь.
- Спасибо, – смущенно поблагодарил я, сказав бы больше, но решил, что не стоит.
Похоже, мы проговорили до поздней ночи. Она отправилась спать, распрощавшись со мной, в коридоре она встретилась с мужем. Высокий, мускулистый, с легкой светлой щетиной, на руке дорогие часы. Он приобнял ее за талию и нежно поцеловал в щеку. Лицо девушки сияло счастьем. Я налил еще чаю. Несмотря на усталость, спать не хотелось.
Вот так бы и сидел вечность, в тишине и полумраке, думая о чем-то. В полном одиночестве. Негромко помешивая ложкой в чашке. Музыка успокаивала.
Я вспомнил одну из моих неудавшихся попыток, похожую на мою теперешнюю знакомку. Такая же красивая, только моложе. Я был сам моложе, романтичнее. Сводил ее в театр, потом в ресторан. Дарил цветы. Да, букет из пяти алых роз, ни много ни мало. В день нашего третьего свидания, я, согласно древним правилам, решился ее поцеловать, но она оттолкнула меня. В ее глазах читался ужас, а из уст, с ее нежных маленьких губ вырвались все обидные слова, какие только могла знать приличная девушка. Больше мы не встречались.
Минут через сорок я проснулся, шея затекла от сидения в кресле, костюм весь измялся. Да я и сам был помят от неудобного сна и резкого пробуждения. Не сразу даже сообразил, где я. Голова трещала от боли, передо мной словно туман расстилался. Я поплелся в ванную, спотыкаясь обо все косяки. Кто-то все еще сидел в гостиной, но многие отправились на боковую, как я понял. Стараясь не нарушить чей-то покой, я повернул ручку, осторожно заглядывая внутрь, и немедленно, смутившись, закрыл. А потом снова открыл дверь и уже понял.
Я совсем забыл про Жанночку, оставив ее со своим другом. Чем тот не помедлил воспользоваться. Сказать, что я расстроился – глупо. Между нами ничего не было, но обида – она подобралась до горла, сжав его изнутри, а руки безвольно опустились. Спиной я прильнул к стене и скатился вниз, ноги меня не держали.
В свое время я столько сил в нее вложил, я верил ей, а она меня предала. Затем снова предала. И снова. Ничему я не учился в жизни. Ничему больше не мог верить. Самое обидное было то, что Романа она знала всего несколько часов, а меня – куда больше. И мне говорила, что дороже меня у нее никого нет. А победил все же он. Чертов завоеватель. Он знал правила игры и действовал по ним. К черту эти лицемерные правила.
Мне советовали почитать специальную литературу по соблазнению. Я отказывался. Почему? Потому что не хотел никого соблазнять. Я хотел простого: чтобы меня любили, за то, каким я был. И мне никогда не хотелось врать. А приходилось бы, если нужно добиться цели. Глупо.
- Ты несешься за призраком. Ты веришь в то, чего нет, – сказал мне как-то мой коллега, когда мы вместе сидели и выпивали каждый свое. – Отношения на чем строятся? На стабильности, а это не столько серьезность, как ты считаешь, сколько деньги. Ты, конечно, хорошо зарабатываешь, но швыряться наличными не станешь. А любовь мороженым не завоевать. Они просто выкачивают из тебя все соки. Знаешь, – продолжил он спустя какое-то время, пока мы сидели молча. – Ты сам не видишь своего счастья. Ты молод, здоров, у тебя все есть. А они, дуры, пусть изнывают, это их проблемы, все эти чувства им нужны, не тебе. Живи и радуйся. Что самое классное, а ты даже не понял – тебя ни разу не бросали, по-настоящему, после долгих отношений, – я уставился на него, не разумея, к чему он клонит. – Намного хуже, намного... Когда спустя год или два ты оказываешься не нужен, когда все твои надежды рушатся и с грохотом падают наземь. Когда доходишь до тупика, и поворачивать назад будет долго. А ты лишь в начале пути, приятель. Главное – не останавливаться.
Что-то глубоко личное вырвалось из его сердца, а глаза погрустнели на какое-то мгновение, но затем прежнее выражение безразличия и насмешки над миром вернулось на его уставшем лице, и он заказал еще пива, громко покатываясь со смеху.
- В одном вестерне слышал: Не каждый выживший... – он замялся, силясь вспомнить, и морщил лоб. – Как же там? Не каждый выживший?.. Не каждый выживший остается в седле. Вот.
- Не каждый выживший остается в седле? – повторил я. – Что это еще значит?
- Мне откуда знать? Зато красиво звучит. А может, мне это приснилось, – добавил он, пожав плечами. – Однако я тебе скажу вот что: меньше ныл бы. Будь увереннее в себе. Девушкам это нравится. И больше радуйся, тебе есть чему.
- Я уверен только в одном – что все останется как было, – ответил я равнодушно.
И вот я сидел, уставившись в одну точку, пытаясь изо всех сил не дать волю чувствам, не закричать во все горла от гнева, не разрыдаться, что вполне могло быть. В конце концов, ничего не изменилось в моей жизни. Все шло по-прежнему. Тогда откуда на моем сердце столько шрамов? Странное дело.
Я вернулся к своему столику с аквариумом, где мирно плавали рыбки. Такие прелестные создания, но столь далекие. Я мог смотреть на них и наслаждаться их видом, они усмиряли мой пыл. Для них я был лишь размытым фоном. Я прислонил ладонь к холодному стеклу, они отпрянули.
- Не спится? – поинтересовался Роман. – Ты это... – начал он, облизав от волнения губы. – Ты ведь с ней не встречаешься, я правильно понял? А она ничего такая, немного странная, но ничего, да. Выпьешь?
- Нет, спасибо, – все это время я сверлил его взглядом, а он даже не глянул мне в лицо.
- Ох, сколько я таких повидал. Глупые бестолочи, но красивые. А помнишь ту Оксану, с которой ты глаз не сводил в последнем классе? Я все подталкивал тебя, а ты стеснялся, неженка. Пару лет назад видел ее, она мне номерок оставила. Вспомнил вдруг. Может, она его не сменила? Я думаю, ты ей нравился тогда. Вдруг и сейчас не оставит без внимания. Я поищу, если хочешь.
- Ты надо мной издеваешься, – ровно проговорил я.
- Не переживай. Найдешь ты свою любовь. Куда тебе торопиться? Ты сам не хочешь принимать все как есть. Веди себя правильно, будь как все – и вот увидишь, все получится. Ну? – он хлопнул меня по плечу.
- К черту правила, – я сбросил его руку, смерил тяжелым взглядом и отправился вон. – И тебя к черту.
- Куда собрался?
- Домой.
- Пешком, что ли? Брось, давай подвезу, – его насмешливый голос раздражал меня.  – Совсем с ума сошел.
Я не сошел с ума, я вызвал такси, идя по дороге, но подъезжая к городу, вышел. Мне нужно было пройтись, продышаться как следует, побыть наедине с собой, со своими мыслями, нахлынувшими на меня как цунами. А наступавшее утро было так свежо и прекрасно, что я быстро перестал думать о Жанне и Романе, оставив их в прошлом.
Я никогда не переживал о других людях, я переживал о себе. Люди приходят и уходят, а я остаюсь. И поэтому я быстро переключался. Вот я шел и слушал пение птиц, наблюдал за первыми лучами солнца, нежно обволакивающими пока еще дремавший город, и вроде бы становилось хорошо, но не с кем было разделить эту радость созерцания, не с кем было разделить никакую радость, а потому в душе я тихо плакал. Тихо, потому что я мужчина. И должен быть сильным. И все же я человек. Мне тоже хотелось испытать счастья, пусть минуту радости, но такую, которую я буду вспоминать без сожаления. Так я шел и шел, не зная сколько времени.
Дойдя до моста, мое внимание привлекла фигура, склонившаяся над парапетом. Никого вокруг не было, субботнее ранее утро, дорога была совершенно пуста. Когда я подошел ближе, я понял, что это была девушка, и стояла она не совсем на мосту, а за ним, крепко ухватившись за ограждение, и уставилась вниз с явно не лучшими для нее намерениями. Холодный ветер развевал полы ее платья, туфли, похоже, уже канули в воду. Я осторожно приблизился. Она заметила меня и испугалась.
- Отвали! – крикнула она.
- Простите, вам помочь? – ничего глупее я придумать не смог.
- Отвали, говорю, а то спрыгну, – повторила она, пригрозив.
- Вы и без того собирались, до того, как я вас отвлек. Может, пока время есть, поговорим?
- О чем? – в ее помутневшем взгляде я понял, что девушка была пьяна. Не то чтобы слишком, но кто знал, на какие глупости она способна. Меньше всего я хотел оказаться там.
- Я не мастер убеждать, но не думаю, что это выход из положения. Каким бы тяжелым оно не казалось.
- Да что ты знаешь?! То же мне, выход из положения, – ее язык заплетался. – Единственный выход. Вниз дорога – и все.
- Прошу, не стоит.
Казалось, время остановилось. Я приближался медленно, дыша ровно и даже не моргая, боясь упустить ее из виду пусть на долю секунды. Ее фигура застыла. Я пытался выдавить из себя еще хоть слово, чтобы образумить ее. Но был страшно напуган. Она велела мне убираться, но я продолжал мелкими крохотными шажками продвигаться в ее сторону, чтобы ухватить, остановить в случае чего. В горле пересохло, было трудно что-то сказать.
- Что тебе нужно от меня?
- Просто хочу помочь, – сказал я.
- Мне не нужна помощь. Никто мне не нужен, никто не хотел помогать. Теперь я сама по себе, я сделала свой выбор. Давай, иди отсюда.
- Не получится. Я слишком хорошо воспитан, чтобы оставлять даму в беде, – усмехнулся я, но шутливый тон не помог перебороть напряжения.
Один человек мне сказал: когда все в жизни плохо, вспомни о тех, кому еще хуже. Им недостает твоей помощи. И если для тебя все кончено, как ты считаешь, пусть для них только начнется: помогай ближним и возрадуешься вместе с ними.
Я пытался ей объяснить, что из-за каких-то ошибок не стоит лишать себя шанса на нечто большее, ведь мы никогда не знаем, что ждет нас впереди. Сильный человек – не тот, кто не падает, а тот, кто встает и идет дальше. Каждый раз. И чем больше падаешь, тем сильнее становишься. Трудно в это поверить. Никому не хочется падать вечно. Мы сами не вечны. Но так уж устроен мир: чем больше ты в нем понимаешь, тем больше он тебя испытывает. А потом я замолчал. Она никак не реагировала на мои слова.
- Если вы прыгнете, я брошусь за вами вслед, – спустя некоторое время протяженной тишины сказал я, впрочем, не выдавая особого энтузиазма. Плевое дело. На самом деле это был хороший вопрос.
- Совсем идиот, что ли? – насмешливо и отчасти испуганно воскликнула она.
- Вероятно, – я заглянул за перила. – Температура воды градуса четыре, высота тут двадцать-двадцать пять метров, а я притом не умею плавать. Так что у вас больше шансов выжить, чем у меня. И вы выпили, а потому... – я замялся. Она на меня так гневно посмотрела, что я забылся. Вообще-то хотел сказать, что алкоголь в организме согревал бы ее тело в холодной воде, в то время как мне пришлось бы не сладко. Да, я был идиот. – Может, не стоит? – предложил я примирительно.
- Слезть помоги, – повелела она, и я спустил ее вниз.
Мы стояли, глядя пристально друг на друга, я держал ее за плечи. В глазах девушки не было благодарности, больше недоверия. Нахмурившись, она повернулась и пошла. Я плелся позади, она шла босиком по асфальту, сердито, как мне казалось, склонив голову и тяжело дышала носом. Я все время молчал, боясь заговорить, но не хотел уходить, бросать ее одну.
- Все вы, мужики, одинаковые, – заговорила она наконец. – Идиоты и козлы. Думаете только об одном.
- Да, – я думал о яблочном пироге, оставшемся в холодильнике с понедельника. Надеюсь, он не испортился. В животе урчало от волнения и голода. – Как вас зовут?
- Не твое дело! – процедила она и громко икнула. Смутившись, она закрыла ладошкой рот и тихо извинилась. Затем добавила гораздо тише: – Марина.
Казалось, она успокоилась, хоть и продолжала гневаться на всех мужчин, но уже без рвения, обзываясь менее обидными словами, и вдруг она зарыдала, плечи ее подрагивали, ее саму всю трясло. Я не знал, что делать. Я обнял Марину, подставил свое плечо для горьких девичьих слез, поглаживая короткие, немного спутанные волосы. Мы стояли так, обнявшись, наверное, минут десять, а может, и полчаса, когда я, наконец, опомнился, она уже крепко спала на моей груди. Вот тогда я точно не знал, что делать.
Наверное, я поступил как дурак. Но я был напуган. Вызвав такси, я повез спящую девушку домой, к себе, неся на руках. Это оказалось тяжелее, чем я думал, поднимая ее на восьмой этаж, я совсем выдохся. При ней не было сумочки, а карманы в платье как правило не предусмотрены, только в темной кофте, накинутой поверх ее плеч, но я посчитал неприличным обшаривать незнакомку в поисках телефона или документов, чтобы хоть какое-то направление получить. В общем, я донес ее до спальни и там оставил, а сам прилег на диване в гостиной. Я так устал, что отключился мгновенно. Мне снилось, будто я стою над обрывом, а Жанна толкает меня вниз. Я резко проснулся от мнимого падения. Надо мной склонилась Марина, в ее вытаращенных на меня глазах было непонимание и страх. Она толкала меня, пока я приходил в сознание.
- Вы кто такой? Что я здесь делаю? – оглушала она меня вопросами.
- Что? – недоумевал я. – Вы что, не помните? Впрочем, да. Вы вырубились на дороге.
- На какой дороге? Что вы несете?
Я посмотрел на нее и ужаснулся: она и вправду ничего не помнит, не только меня, а вообще ничего связанного с ее поступком. Встав и немного походив по залу, я начал как можно более аккуратно объяснять со своего взгляда сложившуюся ситуацию, чтобы вконец не испугать девушку. Но как я видел, мне она не очень-то поверила. Я предложил выпить чаю или кофе, но она вздрогнула и сказала, что не может долго оставаться, что очень спешит. На мое предложение вызвать машину или дать денег на дорогу она лихорадочно затрясла головой, показывая, что и так доберется и что это вообще меня не касается. Больше всего Марине хотелось как можно скорее убраться из моего дома. Я открыл ей дверь, так как замок отпирался только ключами, и девушка выскочила в подъезд. Только там она заметила, что стоит босиком. Я сонно улыбнулся, стараясь не обидеть свою гостью, и предложил ей свои кеды, которые она молча приняла, а затем так же молча сбежала вниз, оставив меня одного и в полном смятении. Был выходной день, и я отправился спать дальше.
Проснулся я поздно вечером. Под моим ухом орал голодный кот, про которого я совсем забыл. Все тело затекло, в голове был настоящий бардак, пережитые мною события смешались в кучу, я не мог вспомнить, какой был день недели. Кот продолжал жаловаться мне на пустой желудок, не проявляя никакого уважения. Шатаясь, словно пьяный, я добрался до кухни. Пирог оказался жестковат, но мне было все равно. Позже затрезвонил телефон. Я не сразу подошел, давненько мне не звонили на домашний. Я поднял трубку.
- Алло? – озадаченно спросил женский голос на том конце провода. – Здравствуйте?
- Кто говорит?
- Марина, если я представлялась. Мы познакомились сегодня утром. Помните?
- Трудно такое забыть. Откуда вы знаете мой номер?
- Я стащила ваш телефон, – призналась она, постыдившись. – Не нарочно. Ну, не совсем. Я проснулась в чужом месте, ничего толком не помнила. А вдруг меня похитили, вот я и решила проверить, не маньяк ли вы.
- И что показала проверка? – не очень я понимал, что она хотела отыскать в моем телефоне, но решил не вдаваться в подробности.
- Что вроде нет. Я бы хотела извиниться. И сказать спасибо.
- За что? – не понимал я.
- Вы спасли мне жизнь, вроде как.
- А, точно. Да не за что. Каждый бы так поступил.
- Можем поужинать как-нибудь вместе. Если не против, конечно.
Я не был против. Впервые девушка пригласила меня на свидание. Было необычно и странно, и тем не менее, разве я этого не заслужил. А еще мне нужен был мой телефон, пусть на него и нечасто звонили. Марина оказалась славной девушкой, училась на врача, заканчивала. О причинах, побудивших ее на отчаянный поступок, она не проронила ни слова, но и без того было понятно, что дело в бывшем парне. Меня она о моих отношениях также не расспрашивала. Мы приятно провели время, а потом гуляли под вечерней луной, когда я провожал ее до дома. Там мы расстались.
Мы встречались еще два раза, но дальше скромных бесед дело не доходило. Было видно, что я наскучил ей своею однообразностью, а в ее глазах читалась жалость. Мы сидели в моем любимом баре в нашу предпоследнюю встречу, где оказался и мой коллега. Я познакомил с ним Марину, подумал, что хоть как-то смогу ее развеселить. Ведь он человек интересный, всегда находит темы для разговоров и не боится откровенничать. В тот вечер он был как-то непривычно весел и рта не затыкал, что я сидел тихо как мышь, словно там и не находился.
- Говорят, если долго смотреть в одну точку, – начал он интригующе, игриво прищурившись своей новой собеседнице, – можно впустую потратить кучу времени, и глаза заболят.
Марина на секунду замешкалась, а потом поняла и скромно засмеялась. Тем временем я наблюдал за прохожими за окном. Парочки гуляли по улице, крепко держась за руки. На лавочке сидели пожилые супруги и кормили птиц крошками хлеба. Внезапно пробудился аппетит, я повернулся за блюдом и заметил, как руки Марины и моего коллеги легко и непринужденно касаются друг друга на столе, а они так и пожирают друг друга взглядом. Их общий смех был сладостен, как звуки ручья, что уголки рта невольно приподнялись в улыбке, смотря на них. Я не слышал и не понимал их разговора. Хотел было вставить пару слов, но они терялись где-то на заднем плане. Скромно попрощавшись, я пошел домой, оставив их двоих вместе.
Нужно было заскочить в магазин купить коту еды. Печень или рыба, долго думал я, изучая консервные банки.
- Гадаете на кошачьем корме? – донеслось до меня сзади.
- Что? – удивленно переспросил я, не поняв шутки.
- Вы с полчаса выбираете эти банки. Столь сложный выбор?
- Знали бы вы моего кота. Ему не угодишь, – я встал с корточек и невольно улыбнулся той самой рыжеволосой девушке, которую не так давно чуть не сбил с ног. Она улыбалась, глядя на меня. И в этом взоре я что-то ощутил притягательное. Я спросил, как настроение. Первое, что мне пришло в голову. Мы разговорились. На улице была замечательная погода для прогулки. Она оставила мне свой номер, а я пообещал позвонить. Странное дело.
- Ты славный, правда, ты хороший парень, любая бы девушка такому позавидовала, но я ничего к тебе не чувствую, извини, давно надо было сказать, – Марина не смотрела на меня. – Прости меня, пожалуйста. Разве должно так быть? Я хотела, правда. Но так уж есть.
- Мне жаль, – только и сказал я.
Можно было возразить, сказать, что нужно время, что я смогу ее добиться. Но борьба – не мое. Не потому, что я слабый, я так не считаю. Просто я никогда не считал женщин безвольным объектом мужской охоты. На самом деле не мы за них боремся, это они нас выбирают и поддаются. И если женщина не захочет, свергнешь ли ты горы, пересечешь моря и океаны – ничто не имело бы для нее значения. Меня одолело желание напиться.
- Ты слишком прагматичен. Ты не станешь пить, – прозвучал знакомый голос за спиной, когда я сжимал в руке рюмку коньяка с нетронутым содержимым.
- Почему нет? Чем я хуже других? – я не оборачивался. Коллега подсел рядом.
- Не хуже. Может, даже лучше. Поэтому не станешь, слышишь меня?
- Ты что, мой внутренний голос? – мой голос срывался на крик. Подбородок дрожал, я с трудом сдерживал слезы, хотя час назад в минуту расставания я держался крепко. – Откуда? Откуда тебе знать, что я стану делать, а что нет? Почему я не могу напиться? Многие так делают, многие так расслабляются. Это нормально. Это естественно, – я рассвирепел. – Почему? Скажи мне? Почему я чего-то не могу? – на самом деле я не хотел знать ответ. – Многие встречаются с четырнадцати. А я?
- А ты – не многие.
- Я – никто.
Он сурово посмотрел на меня, но я отвел взгляд. По щекам потекли слезы, которые я пытался скрыть, но они капали и капали на стол. Я положил голову на руки и отвернулся. Я чувствовал его взгляд на себе. Чем он мне нравился, так это своей проницательностью. И тем, что он говорил правду. Он мыслил так, как я бы хотел поступать.
- Она хорошая девушка. Марина. Мне кажется, она мне нравится. Я влюбился, прямо с первого взгляда. Наверное, ты меня заразил, – он нелепо ухмыльнулся.
- Чушь, – я повернул к нему свой красный от слез взор. Сжатыми губами я хотел улыбнуться, отшутиться. – Ты не веришь в любовь.
- Она заставила меня поверить, понимаешь? Она. Таких, как она, я не встречал. Я думаю о ней постоянно. Я хочу быть с ней рядом, слышать ее голос, чувствовать дыхание. Хочу, чтобы ей было хорошо. Думаешь, я неправильно поступаю?
- Она отчаявшаяся душа. Я думаю, ей нужна сильная рука. Ты ей понравился.
Я что-то понял для себя. Любовь есть, она рядом. Она окружает нас как воздух. Люди встречаются, начинают отношения, семьи. И бывают счастливы. И это хорошо. Может, это просто не мое. Может, судьба мне уготовила что-то иное. Меня одолел смех. Я ведь не верил в судьбу. Если ничего не делать, ничего и не придет. И глупо полагаться, что что-то случится само. Я вспомнил рыжую незнакомку по имени Роза, она была как цветок. Самый прекрасный цветок, какой я когда-либо срывал.
Мы сидели на берегу и смотрели вдаль, я трепетно коснулся ее шеи. Она повернула ко мне лицо, пряча его под длинными локонами. Мои ладони вспотели от волнения, а подбородок нервно подергивался от страха. Но я держался крепко. Я смотрел в ее глаза и понимал, какой же я был идиот. Глупый, наивный. Словно ребенок, а она казалась мне такой взрослой. Серьезной. Я не знал, что думать. Быть может, ничего не получится. Быть может, я получу горький опыт и вернусь к своему прежнему состоянию. Странное дело: она может оказаться моим сорок вторым номером. А может стать номером один.
Зеленые глаза, зеленые как мир, не цвет, но сам взгляд. Все то время я был так глуп. Казалось, я наконец-то проснулся. В моем сердце зазвенел будильник. Я переборол себя и выжил. И я держался крепко верхом, продолжая путь.