О Наставниках, путниках и счастье

Михаил Голубев
«- О вы, могучие и несравненные будды и бодисатвы!
Вы, взирающие благосклонными очами на трудные пути земли!
Будьте милостивы к путникам, всем идущим и едущим, всем ищущим, всем тоскующим о радости».
Иван Ефремов «Лезвие бритвы»

Все детство меня не покидало чувство, что за мной все время Кто-то наблюдает. Нет, это не была паранойя. Я не переживал особо по этому поводу. Просто часто возникало ощущение, что Кто-то как-то с интересом присматривает за тобой, но стоит обернуться, и никого нет. Еще больше этот Взгляд ощущался в событийном ряде. Когда я в очередной раз вляпывался в какую-нибудь неприятную историю и снова, как по мановению волшебной палочки, выходил сухим из воды, частенько задавал себе после этого вопрос, как такое случилось? И не находил разумного ответа, потому что по всей логике все должно было закончится плохо. Но что-то случилось, Кто-то вмешался, и всё в одночасье изменилось. Я даже начал думать об этом Кто-то, как о реальном человеке, который в один прекрасный день откроет себя мне и скажет: Здравствуй, это я. У меня всегда была богатая фантазия, и мне нравилось играть в эту игру с самим собой и этим Кто-то. Иногда я даже провоцировал ситуации на ухудшение, что бы еще раз убедиться в реальности Его существования. И сразу успокаивался, понимая, да Он где-то рядом.

В детстве, если это нормальное детство, если у тебя есть папа и мама, если есть дом и достаток в нем, ты любим родственниками, у тебя есть друзья, то ты по определению счастлив. Дети бывают счастливы и в гораздо более тяжелых условиях, им вообще мало, что для счастья надо. И я был таким. Я был счастлив, но… Но были в моей детской лохматой головенке и не очень радостные мысли. Я рано понял, что люди болеют и умирают, что я тоже умру, что в мире полным полно несчастья и горя. И сразу же мне это показалось каким-то неправильным, неестественным и несправедливым. И уже тогда я начал задумываться что, что-то в этом мире не так, чего-то не хватает или Кого-то. Мир перестал быть целостным, совершенным и законченным. И этот простой вопрос: «Почему?» стал как снежный ком катящийся с горы, превращаться в лавину вопросов, догадок, предчувствий. И задать их было не кому.

Первый человек, который начал серьезно отвечать на мои серьезные вопросы, был  отец. Спасибо ему и низкий поклон. Он всегда терпеливо выслушивал сына. Выслушивал мои странные для такого возраста вопросы. И терпеливо пытался на них отвечать в меру своего понимания. Отец никогда не верил в Бога и во что бы то ни было еще, кроме себя и своей интуиции. А интуиция у него была. Она рождалась в тяжелейшем послевоенном детстве и страстном желании, во что бы то ни стало выжить и стать Человеком. У него получилось. И эта его могучая интуиция и любовь к сыну подсказывали ему, что сын у него хоть и странный, но то о чем он говорит и спрашивает, явно не просто выдумка детской фантазии. И от осознания, что меня хоть немного понимают, жить становилось легче.

А потом  был учитель истории Сергей Борисович, рискуя работой рассказывавший нам настоящее положение вещей в мире и заставлявший нас думать и задаваться вопросами. Потом был странный стриженный человек со странным и интересным именем Чайтанья Чандра носивший белое одеяние и поющий странные индейские песни, а в промежутках между ними рассказывающий удивительные притчи, смысл некоторых из них я начинаю понимать только сейчас, хотя прошло уже больше 20 лет. Потом был епископ Анатолий, православный священник, не считавший зазорным отвечать на вопросы подростка до полуночи, сидя на лавке возле церкви. И были еще разные люди, но никто из них не мог дать мне такого ответа на мои вопросы, что бы утолить жгучую жажду, которая жгла меня изнутри, которая не давала покоя, доводя порою до мыслей об отшельничестве. Я не понимал что это за мир, в котором я живу. Почему в нем все так странно устроено? Зачем работать, если все ровно все это никуда не ведет, кроме как продолжению этого бессмысленного бытия? Зачем семья, если люди так часто врут себе и друг другу, и нет там никакой любви? Как жить в этом мире и быть счастливым?

Но не даром в Библии написано: «Ищите и найдете». Я нашёл. Он оказался на вид вполне обычным человеком, не молодой, с удивительными полными мудрости глазами. Эта сквозящая сквозь него мудрость, как-то удивительно сочеталось с очень простой манерой разговаривать и очень тонким чувством юмора. Я до сих пор не могу понять, как это произошло, но рядом с ним я наконец-то почувствовал, что есть Путь, идя по которому я найду то место, где будут мне и ответы на все мои бесконечные вопросы и мир в душе и долгожданное Счастье. И что самое удивительное, что не нужно ждать что это когда-то там случится, просто уже сегодня шагая по этому Пути, я меняюсь, и мир меняется вокруг меня, и знание, любовь, счастье начинают просачиваться в мою жизнь сквозь трещины моего непонимания, гордыни, эгоизма и прочих многочисленных недостатков и проблем, доставшихся мне из моего прошлого. Этот человек обладает удивительной способностью. Общаясь с ним, ты вдруг начинаешь понимать вещи, о которых не спрашивал вслух и задаваться вопросами, которые раньше и в голову не могли придти. Мир внутри становится яснее, радостнее и красивей, и это непременно начинает сказываться на всей остальной жизни. Низкий поклон и благодарность за этот нелёгкий труд!

Теперь, когда я уже и сам отец двум сыновьям и красавице доче, мне не так сложно отвечать на их вопросы, как когда-то моему отцу. И в работе есть смысл, а в семье любовь. И жизнь играет всеми своими красками и Путь хоть и кажется бесконечным, но уже не кажется непреодолимым.

Вот и получатся, что не бывает, так что есть вопросы и нет ответов, что есть стремление, но нет Пути, что есть жизнь и нет Радости. Все есть, надо только честно смотреть в себя, в мир, и не соглашаться ни на что другое, кроме того, чего жаждешь. Будет путник – будет и проводник Наставник. Будет ученик – придет и Учитель. Будет Путь – будет и Счастье.

г. Москва

02.06.2009