Автобиография

Марс Ягудин
Член Союзов писателей России и Татарстана,
Союза журналистов Республики Татарстан Марс Нафикович Ягудин.

Родился 7 августа 1950 года в селе Кугарчи Кугарчинского района Башкирской АССР. Отец был учителем татарского языка и литературы, участник Великой Отечественной войны, удостоен звания Заслуженный учитель школы. Он автор многочисленных статей, очерков и рассказов, опубликованных в печати. Его роману из жизни яицких казаков высокую оценку дал Мирсай Амир. В Союзе писателей Татарии решили выпустить роман отдельной книгой. Дата принятия решения – 21 июня 1941 года. Отец, ночевавший в тот день у друга Сибгата Хакима в Казани, проснулся очень рано. За окном наперебой кричали петухи. Откуда в городе петухи, удивился отец. Люди спокойно спали, не зная ещё, что их судьбами уже распорядились, что на западе страны уже бомбили наши города. Выпуск книги откладывался на неопределённый срок. А после войны... Новый виток репрессий опять не дал книге увидеть свет. Роман отца "Казаки" опубликован лишь в 2017 году в журнале "Казан утлары", №11.

Мама моя была простой труженицей с четырьмя классами образования. Отца её раскулачили, арестовали и, чтобы побыстрее избавиться от хлопот, расстреляли по дороге в Уфу. Мать её вскоре умерла от болезни и ей в 12 лет пришлось оставить школу и идти работать в колхоз, чтобы прокормить себя и братишку.

В семье нас было семеро детей, из них я старший. Детство и юность прошли в родной деревне, расположенной на южных отрогах Уральских гор. Огромное место в жизни занимал деревенский труд. Ухаживание за животными, работы в огороде, изготовление дров и сена, прополка сахарной свёклы в колхозном поле... Даже увлечения часто были направлены на практическую пользу для семьи. Мы с братом моим Айратом увлеклись столярным делом, результатом чего было то, что почти вся мебель в доме была изготовлена нашими руками. А ещё ведь учиться надо. Но на игры и кино, а позже и на гулянья с девушками тоже оставалось время, конечно.

Впервые я увидел город, когда мне было восемь лет. Это были города Ташкент и Ангрен, куда я и пятилетний брат мой поехали с отцом к родственникам. Помню бурную горную реку, протекающую через город Ангрен и гору со снежной вершиной, откуда она текла. Это произвело на меня неизгладимое впечатление. Второй раз я попаду в город лишь через десять лет, когда поеду поступать на учёбу в Уфу.

В 1973 году окончил Башкирский государственный педагогический институт. После чего четыре года работал учителем физики в Караидельском районе Башкирии. В эти годы жизнь мою определяли два противоположных обстоятельства. С одной стороны, великолепие гор, лесов и рек Южного Урала, среди которых я жил и работал. С другой – неудовлетворённость выбранной профессией, неустроенность своей судьбы, жизнь по чужим углам.

А газеты писали о десятках ударных строек. По радио пели: “Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз...” Думалось, вот она настоящая жизнь, вот где можно проявить себя, развить свои способности.

В 1977 году пружина моего отчаяния сжалась до предела. И она выстрелила меня куда-то. Так я оказался в городе Набережные Челны.

Устроился слесарем на Главный конвейер КамАЗа. Работа была интересна своей новизной, новым типом людей, с которыми я впервые так близко общался. Рабочие ничего не боялись, говорили всё в открытую, называя вещи своими именами. Я думаю, объявленная много лет спустя гласность не была для них каким-то открытием, новостью.

Я трудился, чувствуя свою причастность к великому делу, гордый тем, что без меня цепочка оборвётся, конвейер остановится. Я тоже что-то значу.

Но вот однажды... Я столкнулся нос в нос со своим бывшим учеником, “двоечником”, бросившим школу после восьмого класса. Я был в спецовке, грязный как чёрт. Оказалось, он работает на том же конвейере. То есть выполняет ту же работу, что и я. Я впал в шоковое состояние. Для чего я тогда учился столько лет? Для чего продолжаю запоем читать художественные книги, делаю выписки из них? И вообще, для чего мне размышлять о чём-то, если я выполняю ту же работу и, видимо, с тем же качеством, что и мой ученик? А в Японии эту работу давно уже выполняют роботы.

Прошло несколько месяцев. Мне стало известно, что на КамАЗе организуется социологическая служба. Я обратился к начальнику этой службы Андрею Зайцеву, не очень надеясь на успех. Но он, поговорив со мной, сказал, что как раз ищет социолога на автосборочный завод, хотел найти человека, изнутри знающего проблемы завода и что я полностью подхожу ему. Я просто ожил.

Так я начал работать социологом, числясь, однако, по-прежнему слесарем. Таких называли тогда “подснежники” и недолюбливали там, где они получали зарплату. Но социолога по штату не было и таким образом приходилось выходить из положения. В мои обязанности входило: беседовать с каждым увольняющимся; выяснять причину, почему он решил уйти; постараться решить его проблему с целью оставить его на заводе. По итогам квартала выпускал бюллетени, называемые “Социальные проблемы коллектива” и раздавал их тем, от кого зависело решение этих проблем. В эти же годы без отрыва от производства окончил факультет социологических исследований Университета марксизма-ленинизма, получив, таким образом, второе высшее образование.

Работа мне нравилась, отношения с начальством были прекрасные. Но через два года и три месяца моей работы социологом сменился заместитель директора завода по кадрам. Он, подполковник милиции в отставке, жёсткой рукой решил разобраться со всеми “подснежниками”, сделать из меня мальчика на побегушках. Конечно, можно было приспособиться, потерпеть. Но делать карьеру я не умел, да и не хотел. Тем более любой ценой, ломая себя. В последующие годы я работал: слесарем на главнам конвейере, мастером участка на том же конвейере, электромонтёром на том же заводе, мастером производственного обучения в училище, электромонтёром в политехническом институте, учителем технологии в средней школе.

Летом 1976 года в качестве туриста побывал в Восточной Германии. Из сравнения жизни “у них” и “у нас” узнал много нового. Ходил по улицам Берлина, по берегу Шпрее и думал: “А ведь по этим самым местам среди развалин Берлина в июне 1945 года ходил мой отец, приехавший сюда в командировку из Польши, ходил как победитель, гордо подняв голову”.

В 1979 году я женился, у нас сын и две дочери. Уже и трое внуков. Жена Ягудина Резида Гельмутдиновна – известная в городе учитель математики, Отличник народного просвещения.

Я мог бы перечислить ещё какие-то события из своей жизни. Но они, как и перечисленные выше, почти ничего не скажут обо мне, о том, какой я есть человек, чем я живу, кроме забот о хлебе, о детях. Под внешними атрибутами существования, в каком-то ином, параллельном измерении протекала моя настоящая жизнь. В этом измерении я, - прикручиваю ли гайки на конвейере, проверяю ли ученические тетради, играю ли со своими детьми, - мучительно думал: “Для чего же я родился, в чём моё призвание, что я должен сделать в жизни такое, что никто, кроме меня, сделать не сможет?”

Было у меня одно тайное занятие. Во время работы в студенческом строительном отряде я завёл дневник. Записывал интересные события, происшедшие за день, давал характеристики бойцам отряда, описывал свою первую любовь... С тех пор я более или менее регулярно вёл дневники. Они копились. Из-за них иногда выходили конфликты с женой. Интересно же, что он там пишет. А прочитавши: “Он до сих пор не забыл свою первую любовь?” В какой-то момент понял: после меня эти записи будут просто сожжены; они могут остаться лишь, будучи где-то напечатаны.

Однажды потряс меня случай в школе моей дочери. Она пригласила меня на Праздник посвящения в первоклассники. Там я стал свидетелем того, как учеников, родители которых не заплатили за выступление артистов, не допустили в зал, где как раз и происходило это самое посвящение. Я написал об этом небольшой рассказ, назвав “Посвящение в жизнь”. И отнёс в газету “Челнинские известия”. И 15 марта 1997 года нашёл его напечатанной. Это была моя первая публикация, если не считать две критические заметки до этого в газетах “Комсомольская правда” и “Знамя коммунизма”. Вслед за ней написал рассказ на конкурс “Случай на свадьбе”, объявленный этой же газетой. Его тоже напечатали. И я выиграл единственный приз конкурса – 300 тысяч рублей, о чём было сообщено 31 мая 1997 года рядом с моим очередным эссе “Понять боль другого”. Во время вручения приза редактор отдела газеты Ольга Ерашова сказала: “Марс Нафикович, вы же прирождённый журналист, почему вы не пишете?” Эти слова вдохновили меня больше, чем купюры в конверте. Я начал активно печататься. Открыл для себя другие газеты, журналы.

Однажды узнал о существовании в городе литературного объединения “Орфей”. Стал посещать его заседания. Перед нами иногда выступали известные в городе писатели. Но больше обсуждались и критиковались какие-то вещи начинающих авторов начинающими же авторами. Я собрал лучшее, что у меня к тому времени вышло в печати, и отдал на растерзание участникам литобъединения. Кто-то что-то критиковал, кто-то что-то одобрил. Руководитель объединения Николай Алешков предложил сделать из них сборник рассказов. Так в 2000 году появилась моя первая книга, которую я назвал “А в небе жаворонок поёт”.

В последующие годы вышли книги: “Тайник” (2002), “Тормыш бу” (2005), “Казлар очар су куреп” (2007), “Через годы... Еллар аша” (2008), “Святое дело – Родине служить” (2008), “Скрытые изображения” (2009), “И текла река” (2009), “Сиртмэле кое” (2010), “Где мой нос” (2010). Итак, на сегодня десять книг. И более ста публикаций в периодической печати. Книги мои можно найти в сайте “Татарская электронная библиотека”.

В 2009 году я принят в Союз российских писателей (билет №00444) и Союз журналистов Республики Татарстан (билет №1067). С 2010 года – член Литературного фонда России (билет №3039) и Международного Литературного фонда (билет №1024).

Рассказы, эссе и повести свои я строю на конкретном жизненном материале. Героями моих книг являются интересные или странные люди моей родной деревни, ветераны Великой Отечественной войны, мастера своего дела, люди необычной судьбы. Пишу только о том, что меня волнует. Не умею писать “из головы”, не могу начинать рассказ, пока тема не “зацепила”. В сочинениях моих, конечно же, находят отражение и какие-то стороны моего собственного “я”. Наиболее автобиографична повесть “И текла река”, основанная на подлинных дневниковых записях.

У меня что-то начало получаться, когда твёрдо сказал себе: “Я же смогу написать хотя бы один рассказ!”. А как только начал писать, стали попадаться люди, которые не давали остановиться. Николай Алешков на презентации моей первой книги сказал: “Он будет в Союзе писателей, я в этом уверен”. Факил Сафин, когда я обратился к нему за рекомендацией в Союз, окатил освежающей родниковой водой: “С двумя только книгами не бывает писателя, ты пиши ещё, Марс”. Мансур Сафин, напротив, сразу дал рекомендации и в Союз писателей, и в Союз журналистов, сказав, что кого-то и с одной книгой приняли. Вахит Имамов, разбудив во мне стыд, совесть, буквально заставил начинать писать на своём родном, татарском языке. Рашит Башар восторженно отозвался о первой моей большой работе – документальной повести об отце-фронтовике “Тормыш бу” (“Это – жизнь”). И поместил её в журнале “Майдан” (2005, №5). Я рад, что на моём пути встречались такие разные люди.

В библиотеках и школах города Набережные Челны, а также в моей родной деревне регулярно проходят презентации моих книг, встречи с читателями. В связи с выходом книг “Тайник”, “Тормыш бу” и “Через годы... Еллар аша” были передачи телекомпаний “Эфир”, “Чаллы ТВ” и радио “Кунел”.

Недавно дочь моя Гульназ принесла анкету. Там был и такой традиционный вопрос: “Что такое счастье?” Я ответил:

- Счастье – это вспышки молнии. Когда постоянно светить солнце, его и не замечаешь. Но вот идут грозные облака. Весь мир погружается во мрак, в душе твоей тесно, трудно дышать. И вдруг вспышка молнии. И дорога твоя озаряется далеко вперёд. И тебе хочется развернуть крылья и полететь в эту даль. Счастье – это то, что даёт крылья. Так, мне кажется.

Мои путешествия:

1958 год. Июль. Восьмилетний я и пятилетний братишка Айрат с папой поехали сначала в его родную деревню Новочеркасск Оренбургской области, потом в Соль-Илецк и дальше в Ташкент, Ангрен.

1968-1973 годы. Уфа. Пять лет учился в педагогическом институте.

1971 год. Лето. Со студенческим стройотрядом был в Баймакском районе Башкортостана, деревня Туркменово.

1973-1977 годы. Караидельский район Башкортостана, работал учителем.

1975 год. С 6 по 16 июля был в Ленинграде. Посетил также город Пушкин. Незабываемые впечатления.

1976 год. С 29 июля по 9 августа с группой туристов из Башкортостана был в Восточной Германии. Посетили города: Франкфурт-на-Одере, Дрезден, Веймар, Иена, Галле, Берлин. Ехали: Уфа, Москва, Смоленск, Брест, Варшава, Познань. Встреча с другим миром. По впечатлениям этой поездки написан рассказ “Чьи дороги лучше”.

1977 год. Июль. С тринадцатилетним братишкой Кутдус совершили велосипедный поход Кугарчи – Зилимкаран. Расстояние в одну сторону 300 километров. Зилимкаран – родная деревня писателя Мазита Гафури. Там живёт сестра моя Люция.

1981 год. Март. С женой посетили Москву. Были в музеях, театрах, на Красной площади, в зоопарке и т.д.

2018 год. Сентябрь. Был в посёлке Приводино Архангельской области, где живёт брат Кутдус. Посетили Великий Устюг, Сольвычегодск, Котлас.

2019 год. Июль. С женой и с семьёй дочери отдыхали в Анапе. Посетили Керчь, проехав по Крымскому мосту. По впечатлениям этого отдыха написан рассказ “Чатыр” (“Палатка”). В том же году с семьёй сына поехали в мою родную деревню Кугарчи, посетили пещеру Мурадымского природного парка.

Марс ЯГУДИН,
2019 год, Набережные Челны, Татарстан