Свой путь

Геннадий Энтин

Глава 1
Лето пришло как-то неожиданно. Еще вчера дела и заботы захлестывали  Артема волной, еще вчера были тренировки, лекции, на которых всегда почему-то хотелось спать, сдача зачетов. А сегодня все! Все заботы по боку, институт и спорт остались позади. Плохо было только то, что о том, как провести лето Артем и подумать не успел. А теперь нужно было что-то срочно придумывать, слава богу, варианты есть. Можно  попробовать взять путевку в спортивный лагерь, найти компанию и махнуть с рюкзаком в горы, или поехать дикарем куда-нибудь  на море в тихое место, где его никто не знает, и никто не будет докучать вопросами. После того, как Артем выиграл первенство Европы по плаванию на своей коронной дистанции, всего этого было в избытке, и хотелось просто отдохнуть. Материальных проблем не было, кое-что он получил за чемпионство, а тратить деньги было некогда. Друзья предлагали поехать с ними в Египет, но Артем не захотел. Не избалован он был судьбой и не привык  к такому отдыху. Вообще, когда бывал за границей на соревнованиях, чувствовал себя некомфортно. Чужая страна, язык, обычаи.  Всегда тянуло поскорей вернуться домой.
Размышляя о лете, позавтракал, собрался идти в институт, поговорить насчет путевки, и тут зазвонил телефон. Звонила сестра Надя. Поздравила в очередной раз с победами, рассказала о семейных радостях и в конце сказала, что есть для него предложение на лето. Артем заинтересовался, это было очень кстати.

– И что за предложение?
– Ты же знаешь, я на все лето обычно уезжаю к морю в санаторий вожатой, вот хочу предложить тебе.
– И что я там буду делать? Опыта такой работы у меня нет, и воспитывать ораву детей в 30 человек  нет особого желания.
– А тебе и не придется никого воспитывать. Дело в том,что Люба ушла в декрет и в этом сезоне освободилась должность физрука. Тебе нужно будет водить детей к морю, устраивать разные спортивные мероприятия, соревнования и прочее. Тебе, как будущему тренеру это будет полезно. А после ужина ты будешь свободен, гуляй себе в свое удовольствие. Хотя я знаю, ты домосед, по барам  и ресторанам ходить не любитель, и к спиртному  не приучен. Ну, будешь играть в настольный теннис, или ходить в соседний санаторий на волейбол, я знаю, там собираются неплохие игроки.
–  А что там за санаторий, случайно не туберкулезный? Я в такой ехать не хочу.
– Нет, санаторий этот для детей с дефектами костно-опорного аппарата. Ну, там скалиоз, переломы, что чаще всего бывает у детей. 
–  Про переломы где-то слышал, а вот про скалиоз –нет, –в шутку ответил Артем, чтобы выиграть минутку на обдумывания ответа.
– Так ты ведь в институте разные предметы медицинские изучал, должен знать, что такое скалиоз. Кстати там бывают дети и со спортивными травмами, твои коллеги, так сказать.
–Да знаю я, знаю про скалиоз. А вот словами про спортивные травмы ты меня заинтересовала.  Отдохнуть и при этом помочь кому-то– совсем даже неплохо. Давай координаты, куда и когда идти подавать заявление.
– Через два дня все вопросы по трудоустройству были решены, получен аванс, взят билет на поезд. И вот уже Крым, автобус, санаторий.  До начала смены оставалось два дня.  Санаторий быстро заполнялся детскими голосами, шумом в столовой. Внешне дети ничем не отличались от обычных «здоровых» детей, только у нескольких были видны дефекты. Санаторий –это ведь не больница, тут проходит просто оздоровление.
      Артем быстро познакомился с персоналом, с директоршей, с Игорем Николаевичем – врачом, с воспитателями, с которыми ему предстояло все время поддерживать контакт, и работа началась.  Теперь каждое утро Артем проводил зарядку. Тут действовал принцип добровольности и в первое время желающих ходить на зарядку было немного. Артем подумал и схитрил – испросил у директора разрешение после зарядки водить детей на 15 минут на море.  Детям понравилось утреннее купанье, и теперь на зарядке утром было тесновато. Но, как говорится –« в тесноте, да не в обиде».
Сразу после завтрака детям полагалось отдохнуть  часок в санатории.  Десяток человек собирались у теннисного стола, установленного на площадке с видом на море. Одного стола на всех было явно мало, и Артем порылся в складском  сарае и откопал еще два стола, которые требовали  ремонта.  Съездил в город, нашел столярную мастерскую, и договорился с мастером о ремонте. Через два дня все желающие успевали поиграть и утром и вечером.
Ну а основная работа у него была – водить детей купаться на море. Пляж санатория был доступен для всех и был заполнен отдыхающими дикарями. Находился пляж возле скалы, выступавшей в море.  Приходя на пляж, Артем просил отдыхающих освободить место для детей, забирался на скалу и наблюдал за купанием. 
Иногда забирался на самый верх скалы и ласточкой летел вниз.  Дети просились тоже понырять со скалы, Артем сначала не разрешал, направлял всех к врачу, мало ли какая травма у ребенка, главное – не навредить. Получив разрешение врача, дети начали нырять. Потихоньку определились основные «ныряльщики», которые прыгали сначала с нижних уступов скалы и потихоньку забирались все выше. Среди детей выделялась одна девушка спортивного телосложения. Звали ее Оля. На пляже Оля делала мостики, шпагаты, явно просматривалось профессиональная гимнастка.  Оля, как и все прыгала со скалы, забираясь все выше и выше, и вот она стоит уже на самом верху рядом с Артемом.
– Ты, что прыгать собралась отсюда?
– А почему бы и нет?
–  А не боишься? – спросил Артем, и тут же сообразил, что сказал глупость. Теперь Оля прыгнет из упрямства.
– Нет, не боюсь, и не такое проходили.
– А не навредит тебе это? Игорь Николаевич, правда, разрешил, но тебе все-таки лучше знать?
– А нам уже все равно, навредит, или нет. Уже все равно, – сказала Оля и подошла к самому краю.
И все-таки видно было, что она немного побаивалась. Одно дело, когда смотришь на скалу снизу, а совсем другое, когда стоишь тут наверху, и все люди внизу кажутся такими маленькими. Она несколько раз подходила к краю скалы, и отходила. Потом перекрестилась,  зажала одной рукой нос и «солдатиком» плюхнулась вниз под громкие крики болельщиков.  Вынырнула , и поплыла к берегу.
– И слава богу, – подумал Артем, что все закончилось благополучно. В происходящем он чувствовал свою вину, следовало бы наверно отговорить девочку от прыжка.
В обеденный перерыв  Артем заскочил к врачу и попросил Олину карточку.  Оля серьезно занималась гимнастикой, сорвалась с брусьев, вот долечивается. Травма спины была серьезной, и от прыжков следовало бы воздержаться. Игорь Николаевич, как оказалось, был такого же мнения, он и не предполагал, что девочка на такое решится.

         
                Глава 2
         После ужина Артем подошел к Оле, и пригласил прогуляться, поговорить.
– Ты знаешь, я тут поговорил с врачом. Прыгать тебе не нужно. При твоей травме намного полезнее побольше плавать. Не так барахтаться возле берега,  а плавать побольше и заплывать подальше в море. Если хочешь, я договорюсь, получим разрешение на серьезные заплывы. А почему ты тогда сказала, что «уже все равно»?
– Вы же понимаете, Артем Александрович, что моя спортивная карьера уже закончена, во всяком случае, мне так сказали врачи в клинике. Не будет больше ни тренировок, ни соревнований, ни побед. Все в прошлом. Я уже и в школе один год пропустила,  и в спорте отcтала , уже не догнать.
– Побольше слушай этих врачей. Им проще всего запретить, чем брать ответственность на себя. Расскажу тебе одну историю на эту тему.
Жил мальчик в одной семье. Нет, не «в крестьянской», как у Есенина, а в обычной. Жил себе, да жил. Вот только болел он много и часто, слабенький был такой. И обижали его и в школе, как обычно обижают слабеньких, и врачи ему спортом заниматься запретили, даже от уроков физкультуры освободили. И вот однажды надоело ему все это, решил мальчик стать сильными в тайне от всех пошел и записался  в секцию гимнастики. Через полгода родители узнали об этом, повели его к старому врачу. Послушал врач, посмотрел мальчика и сказал. – «За это время не болел? Ну и пусть занимается, мне кажется дело не так плохо». Через год мальчик получил третий разряд и выиграл свой первый чемпионат города в этой «разрядной» категории. Начал давать своим обидчикам сдачи. Казалось все складывалось хорошо, но тут случилось непредвиденное. Отдыхая зимой с родителями в санаториями, мальчик поскользнулся в столовой на бетонном полу. Результат – перелом позвоночника, неподвижность, больница, гипс, реабилитация на полгода. Заново учился ходить, потом потихоньку бегать. Массаж, специальные упражнения, жесткая кровать. В общем, тебе наверно это немного знакомо. 
Вспомнив про старого врача, родители повели мальчика к нему снова. Посмотрел врач, послушал и посоветовал отдать мальчика на плавание. Самый полезный вид спорта для  таких травм. Родители так и сделали. Сначала отдали мальчика в платную секцию, а через год - уже в спортивную. Благо, вопросов никто нигде не задавал, справок от врачей не требовал. Так мальчик и плавал, потихоньку выполнял разряды, поступил в физкультурный институт и прошлой весной выиграл чемпионат Европы. Вот такая история.
– Это Вы все про себя рассказывали? Я ведь знаю, что это Вы выиграли весной чемпионат Европы. Мне об этом ребята из группы по секрету рассказали, один парень занимается плаванием и знает Вас. Вот не думала, что у Вас такая непростая жизненная ситуация. Может быть и мою травму можно вылечить? Тогда я на все согласна. Договаривайтесь с кем там надо и будем учиться плавать. 
– На том и порешили.  Возьму тебя под свой личный контроль, надеюсь, что нам это разрешат. Будем считать, что про то, что «не догнать» ты мне ничего не говорила.  Докажи всем и себе, в перую очередь, что ты все можешь, главное - захотеть.
Разрешение Артем получил без проблем. Игорь Николаевич только улыбнулся и попросился к ним в компанию, а уговорить директора им вдвоем не составило труда. И теперь Оля не ходила с группой купаться, а отдыхала и делала специальную зарядку. Артем покопался в интернете и записал на магнитофон комплекс упражнений, и за отдельную плату договорился с дежурной сестрой, чтобы она делала Оле каждый день массаж спины. Про оплату Оле ничего не сказал, понимая, что это ей будет неприятно. А вечером они втроем шли к морю. Сначала Артем учил Олю плавать правильно. Для начала решили  плавать брассом, т.к. этот вид плаванья не требует больших физических нагрузок и позволяет плыть на большие расстояния. 
Игорю это занятие быстро надоело. Интересного и вправду было мало. Плывешь себе и плывешь, с каждым толчком ногами голова погружается в воду, с каждым гребком руками – выныривает на поверхность. Ни поговорить тебе, ни посмеяться.
А Артем с Олей упорно наращивали расстояние, понимая, что дело это нужное и важное.  Иногда заплывали за мыс, вылезали отдохнуть на одиноко торчащий из воды плоский камень, где можно было полежать и поговорить. Артем залезал на камень первым и помогал забраться Оле. Вообще-то Артем подозревал, что Оля могла и сама взобраться на камень, но просто хотела, чтобы Артем подал ей руку. Камень был не очень большим и они лежали рядом, обсыхали на солнышке, прикасаясь поминутно локтями. Оля снимала с головы резиновую шапочку и ее роскошные волосы развевались на ветру.  Лицо ее иногда оказывалось очень близко, казалось она  специально приближает к нему губы. Оля рассказывала про школу, про свою гимнастику, но в основном расспрашивала Артема про его жизнь, про увлечения, про институт, куда она тоже собиралась поступать. Камень так и назывался –«наш камень».
Незаметно для себя Оля стала называть Артема на "ты". Конечно на людях она по-прежнему называла его Артемом Александровичам, но тут "на камне" обстановка была совсем другая и располагала к более теплому общению. Оля вспоминала песню, которую когда-то напевала ее мама, где как раз говорилось об этом. Как же это там было сказано - "и тепло звучало ноткой нежною "Ты", а не чужое "Вы".
Вечером после ужина у Оли хватало еще сил на настольный теннис, где уроки игры ей давал Игорь Николаевич. А Артем не хотел им мешать и шел отдыхать в свою комнату. Ему нравилась эта девочка, ее открытая, ясная улыбка, карие, почти темные глаза и такие же волосы, ее приоткрытые губы, как бы готовые для поцелуя. Нравился ее внутренний мир, в котором было место и спорту и литературе.   Удивляла, неожиданная для для ее возраста, готовность совершать поступки.
Оля неосознанно меняла свое отношенние к Артему. От уважения к нему, как к взрослому человеку, с такой непростой судьбой, она потихоньку приходила к теплым чувствам. Они проводили много времени вместе, привыкли друг к другу, хотя не задумывались, что из этого может получиться.
Три недели смены пролетели быстро. В конце смены Артем организовал соревнования по плаванию, по волейболу, и по настольному теннису. В соревнованиях по настольному теннису разрешалось участвовать и персоналу, поскольку и  среди ребят были хорошие игроки. В этот раз соревнования выиграл Игорь Николаевич, получая от Артема грамоту, предложил поговорить.
–  Понимаешь, Артем, я знаю, что тебе Оля нравится. Не открою секрет –  и мне тоже. Хочу предложить тебе дуэль. Кто проиграет, уходит из ее поля зрения. Победивший получает возможность общения. Предлагаю оружие – настольный теннис. Хотя по правилам, ты можешь предложить свой вариант.
Артем сначала опешил. Это надо же, в двадцать первом веке предлагать человеку дуэль. Вот нахал, так нахал. Но подумал, что нахалов нужно учить и сгоряча согласился.  В институте он факультативно ходил в секцию настольного тенниса и играл довольно прилично.
Пришли на площадку, выбрали стол получше. Артем сбегал в свою комнату за ракеткой. Игорь увидел хорошую ракетку с накладками фирмы Шрайвер, удивился, но ни слова не сказал. Тут же собралась группа болельщиков, всем было интересно посмотреть на игру, тем более, что Артем за три недели ни разу не брал в руки ракетку.
Как и предполагал  Артем, он выиграл три партии подряд без особых усилий.
Ну, что ж. Победил сильнейший, – сказал Игорь, пожимая ему руку. И быстро ушел. Наверно не ожидал такой развязки и был сильно расстроен случившимся. Ребята окружили Артема, поздравляли с победой, спрашивали, где он научился так хорошо играть и почему не играл по вечерам. Артем только отшучивался.
На следующий день Оля на плавание не пришла. Артем пошел ее искать и нашел одну в комнате.
– В чем дело, Оля? Ты не заболела случайно? Я уже начал волноваться.
– Нет, не заболела. Просто надоело.
– Вот, никак не ожидал этого от тебя. Что-то случилось?
– А разве ты сам не понимаешь? – Случилось конечно. Два полных идиота устроили дуэль, разыгрывая вместо приза девушку. И теперь эта девушка будет принадлежать лучшему  идиоту.
– Да, действительно, нехорошо получилось. Игорь Николаевич предложил сыграть в теннис.  Ну и мне захотелось его просто проучить.  Ничего такого не случилось, просто мы померялись силами. А ты откуда узнала про дуэль?
– А мне Игорь Николаевич все и рассказал.
–  Не очень корректный поступок с его стороны. Так чем ты недовольна?
– А ты вправду не понимаешь? Дуэли обычно устраивали, чтобы защитить честь девушки, а не для того, чтобы  разыграть ее, как приз. Кстати  ты почему по вечерам не играл в теннис? Если бы играл, ничего бы такого не случилось. Хотя может это и к лучшему.
– Не видел тут достойных соперников, хвастаться не хотелось, да и потом у меня было достаточно других дел, да и отдохнуть хотелось.
– Ладно, что сделано, то сделано. В общем, прощай.
Артем не нашел, что ответить, подумал, что это просто упрямство, но и сам не хотел уступать.


  Глава 3
Так они и разъехались по домам. Артем часто вспоминал Олю. Разлука дала себя знать и высветила реальное отношение к девочке. Артем привык к ней в лагере и сейчас ему стало недоставать ее общества.
       Как-то в институтской газете увидел репортаж о ее у спешном выступлении на городских соревнованиях. Значит она на правильном пути. Сделал фото и поставил в комнате на рабочем столе. Один раз сходил на соревнования, где выступала Оля. Увидел, что она исполняет очень опасные элементы, понервничал  и больше не ходил, чтобы не трепать себе напрасно нервы. Через два года, выходя из бассейна, увидел среди людей в вестибюле Олю. К его удивлению, она помахала ему рукой и подошла.
– Здравствуй, Артем.  Как ты?
– Здравствуй. Да все нормально. В этом году заканчиваю институт. А ты как?
– Я тоже нормально. Недавно мне исполнилось  19 лет, заканчиваю школу. Тренируюсь, соревнуюсь. По твоему совету плаваю в бассейне.
– Да, я знаю, что соревнуешься, у нас в стенной газете были сообщения. Спина не беспокоит?
– Почти нет. Хочу сказать тебе спасибо за все, что ты для меня тогда сделал. Прости, что тогда сразу не сказала.  Не понимала, как это важно для меня и из-за пустяка поругалась. Глупая была.
– Да я тоже не очень умно поступил с этой дуэлью. Если можешь, прости.
– Ладно, дело прошлое. Мир?
– Мир. И Артем, как в детстве протянул ей мизинец.
– Ты женат?–  неожиданно для себя спросила Оля.
– Нет, не женат. Все еще живу сам.
– И нет  человека, которого любишь?
Артем на минутку задумался.
– Есть такой человек. Хочешь посмотреть?
У Оли с лица слетела улыбка, он вся  сразу потускнела, но отступать было некуда.
– Давай, показывай.
Артем открыл свою спортивную сумку, достал записную книжку, где под обложкой было зеркало, протянул руку и открыл зеркало перед Олей.
– Ох, Артем,– сказала Оля, привстала на носочки и чмокнула его в щеку. Нельзя так шутить, я чуть разрыв сердца не получила. Такую встречу не мешало бы отметить.
– Я и не против. Моя квартира тут недалеко, только зайдем по пути в магазин, купим что-нибудь поесть.
После магазина Артем открыл дверь квартиры и ушел с продуктами на кухню. Оля  пошла осматривать комнату. То, что она увидела, ее обрадовало. В комнате было порядок, было чисто и уютно. На столе стояла ее фотография, лежал открытый альбом с вырезками про ее выступления. Пошла на кухню, где Артем в фартуке двумя руками усердствовал над салатом, обняла его на талию, поднялась на носочки и поцеловала в щеку.  Артем повернулся к ней лицом, держа руки навесу, и она подставила губы для поцелуя.
    Глава 4
Наутро Артем проводил Олю в школу, а вечером  встречал ее на выходе из спортзала.
– Что нам теперь делать, милый? Я два года мечтала об этой встрече, вот наконец дождалась.  Почему ты ничего не предлагаешь и не говоришь?
–  Понимаешь, мой ангел, я тоже тебя не забывал, и я тебя очень люблю. Но я один раз посмотрел, что ты выделываешь на снарядах. Куда там, Ольге Корбут, сейчас все это на порядок сложнее. Ходить на соревнования и видеть это я не могу, это слишком тяжело для моих нервов. И еще представил, как я вечером сижу  дома и жду свою любимую, и не знаю, в каком состоянии она вернется домой. В общем, бросай выступать и выходи за меня замуж. Ты уже всем доказала, что можешь, и хватит.  Поступай в институт, со временем перейдешь на тренерскую работу. В институте никаких особых подвигов не требуется, достаточно подтверждать первый разряд, ну и овладеть второй специальностью. Например, можно выбрать плавание, которое, как я понимаю, ты уже освоила.
– Да, ты прав. Уровень гимнастики очень поднялся, все верно. Но я сейчас на пике своей формы и возможностей, и отказываться сейчас от этого было бы глупо.
– Но и ты постарайся меня понять. Я  тебя люблю, и не могу смотреть, как ты постоянно рискуешь. Для меня это будет сплошной пыткой. Прости.
– Но мы можем встречаться хоть иногда? Ну, например, как вчера. Один вечер, одна ночь.  Что еще нужно для счастья?
– Нет, Оля. Мне для счастья нужно несколько иное. Нужна нормальная семья,  дети. В общем, обычное семейное счастье.
– Ну, что ж. Еще два-три года и возможно я пойду по этому пути.  А пока я выбираю свой путь. До свидания, мой любимый. Поцелуй меня на прощанье.