Афродита и её художественный образ

Алекс Боу
Л.П. Гороховская

Воплощение богини любви в художественном образе

Одной из центральных проблем как истории, так и вообще ос-
мысления мира, является проблема взаимоотношений Запада и
Востока. В искусствоведении она рассматривается через соот-
ношение художественной формы и содержания произведения в
зависимости как от личности творца, так и от культурно-истори-
ческого состояния той или иной цивилизации, страны, эпохи. Осо-
бенно ярко это проявляется в древности, в которой творческая
индивидуальность в большей степени зависела от окружающего
мира и его мировоззрения, чем в новое время. Важнейшей фигу-
рой древнего искусства являлось божество, и именно на примере
воплощения родственных фигур пантеонов того или иного народа
можно проследить различия в их художественном воплощении. В
этом отношении наиболее наглядным оказывается сравнение та-
ких чрезвычайно распространенных в древности богинь, как гре-
ко-римская Афродита-Венера и западно-семитская Астарта. Обе
они были первоначально богинями плодородия, принадлежа к са-
мому древнему слою религиозных представлений о производящей
силе природы. Позже функции и Афродиты, и Астарты были пере-
несены на мир людей, и они стали богинями человеческого плодо-
родия и в конечном итоге – человеческой любви1. Их тесная связь
* Данная работа выполнена в рамках исследовательского проекта РФФИ
«Системный анализ исторической традиции религиозно-мифологической
константы древнегреческой культуры» (06-06-80195).
1 Об Астарте в этом отношении: Lipinski E. Dieux et d;esses de l’univers
ph;nicien et punique. Leuven, 1995. P. 130-132; об Афродите: Guirand F.,
Schmidt J. Mythologie. Paris, 1996. P. 168; Селиванова Л. Л. Crusovqrono;
{Hrh. Формирование олимпийского пантеона // Studia historica. Вып. IV.
М., 2004. С. 39.
Воплощение богини любви в
художественном образе*
304 Л.П. Гороховская
с самыми интимными сторонами человеческой жизни обеспе-
чила им широкое и долговременное распространение. Правда,
проблема происхождения Афродиты и ее культа в Элладе до-
вольно сложна. В микенских документах никаких следов ее
культа до сих пор не встречено. Само имя богини не имеет гре-
ческой этимологии2. Указание на иноземное происхождение
часто видят в том, что в «Илиаде» Афродита выступает вер-
ной сторонницей троянцев3. По-видимому, Афродита первона-
чально была чужда греческому миру и распространилась в Эл-
ладе в «темные века», т. е. в XI-IX вв. до н. э., но довольно
быстро выдвинулась в ряды наиболее значимых божеств Гре-
ции. И уже Гесиод называет ее среди великих богов, которых
славит Муза (О происхождении богов, 16)4. Т. к. место богини
плодородия в греческом пантеоне было уже прочно занято дру-
гими божествами (в том числе Деметрой), то в Афродите в
большей степени были подчеркнуты функции, связанные с че-
ловеческим, а не с природным миром. В той же поэме Гесиода
(203-206) она выступает именно в этом качестве5. Римская
Венера сначала являлась богиней весны и нарождающейся зе-
лени и покровительницей пробуждения сил, а т. к. важнейшим
проявлением внутренних сил человека является любовь, то она
стала и богиней любви и, наконец, практически полностью сли-
лась с Афродитой6. Астарта же оставалась в значительной сте-
пени богиней плодородия в самом широком смысле, приобретя
и функции покровительницы появления новой жизни7. Астарта
оставалась самостоятельной фигурой западно-семитского пан-
теона до самого конца язычества, хотя порой ее и сравнивали с
различными греко-римскими богинями, чаще всего с Афроди-
той-Венерой. Филон Библский, почти систематически отожде-
ствляя финикийские божества с греческими, для Астарты, как
2 Откупщиков Ю. В. Этимология и устное народное творчество //
История. Мир прошлого в современном освещении. СПб, 2008. С. 37.
3 Fauth W. Aphrodite // Kleine Pauly. 1979. Bd. 1. Sp. 427.
4 Перевод В. Вересаева: Эллинские поэты. М., 1963. С. 170.
5 Там же. С. 176.
6 Seyffert O, Nettleship H., Sandys J. E. The Dictionary of Classical
Mythology, Religion, Literature, and Art. New York, 1995. P. 681.
7 Lipinski E. Dieux et d;esses… P. 132-136.
Воплощение богини любви в художественном образе 305
для очень немногих фигур финикийского пантеона, делает ис-
ключение. Видимо, для грекоязычного читателя никаких про-
блем в понимании Астарты уже не было. Но в то же время
Филон прибавляет, что сами финикийцы считают Астарту той
же богиней, что и Афродита (fr. I, 32)8.
Афродита всегда изображалась в виде красивой женщины,
насколько эта красота соответствовала эстетическому идеалу
времени и тогдашнему опыту художника. После того как были
установлены принципы пропорций, при соблюдении которых фи-
гура становится гармоничной, эти принципы стали применять-
ся и при изображении Афродиты. В более раннее время ее обыч-
но изображали одетой. Такой Афродита предстает на так
называемом «троне Людовизи», где представлено ее рожде-
ние, такой изобразил Афродиту Фидий на фронтоне Парфенона.
Одетой, но в то же время с ясно просвечиваемым телом со-
здал Афродиту Каллимах9 (так называемая «Афродита в са-
дах»). Начиная с IV в. до н. э., Афродита обычно предстает
обнаженной или полуобнаженной. Первой такой статуей яви-
лась знаменитая Афродита Книдская Праксителя, вызывавшая
восторг современников и потомков10. Уже в том же IV в. Пла-
тон писал:
В Книд чрез пучину морскую пришла Киферея-Киприда,
Чтобы взглянуть на свою новую статую там.
И, осмотрев ее всю, на открытом стоящую месте,
Вскрикнула: «Где же нагой видел Пракситель меня?»11
Постепенно формы статуй Афродиты становятся более нежны-
ми, контуры – более мягкими, общий облик – более чувственным,
8 В некоторых случаях, особенно в начале эллинистической эпохи,
действительно, имело место отождествление Астарты и Афродиты
(Lipinski E. Itineraria Poenicia. Leuven; Paris, 2004. P. 152-156). Но в целом
культ Астарты остался в финикийском мире совершенно самостоятельным,
никак не сливаясь ни с каким греческим или римским.
9 Раньше эту статую приписывали ученику Фидия Алкамену; сейчас
больше склоняются к авторству его современника Каллимаха: Виппер Б.
Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. С. 227-228. Впрочем, вопрос этот
не решен до сих пор.
10 Пракситель еще оправдывал изображение обнаженной богини темой
статуи: купание Афродиты: Виппер Б. Р. Искусство… С. 252.
11 Перевод Л. Блуменау: Греческая эпиграмма. СПб, 1993. С. 45.
306 Л.П. Гороховская
как в статуе Афродиты Каллипиги. В этих произведениях уже со-
вершенно отсутствуют функции богини, и перед нами – идеал кра-
соты соответствующего времени, как это можно увидеть в зна-
менитой Афродите (или Венере) Милосской или эрмитажной Венере
Таврической. Поэтому-то Афродита-Венера как идеал красоты,
подобно многим другим идеалам античного мира, продолжала
жить в европейском сознании и искусстве и после гибели антично-
го мира.
Астарта была одной из самых почитаемых богинь передне-
азиатского культурного круга, восходя еще к временам обще-
семитской общности12. Во втором тысячелетии до н. э. в Уга-
рите она отступала на второй план, уступив первое место
близкой ей богине Анaту13, но в первом тысячелетии до н. э.
она оказалась самой почитаемой богиней во всем семитском
Восточном Средиземноморье. Ее культ был широко распрост-
ранен и в Палестине. Статуя Астарты даже стояла в иеруса-
лимском храме (Судьи, 2, 13; I Царств, 7, 3-4; 31, 10; II Царств,
23 13). Именно поэтому во время утверждения еврейского мо-
нотеизма она являлась объектом наиболее яростных нападок
пророков и других сторонников единобожия. При проведении
царем Иoсией религиозной реформы, приведшей к окончатель-
ному утверждению монотеизма в Иудее, статуя Астарты была
вынесена из храма и сожжена (IV Царств, 23, 4). За пределами
же иудейского общества культ этой богини продолжал не толь-
ко процветать, но и широко распространяться. Ее почитали и
финикийские колонисты в различных уголках Средиземномо-
рья, и этруски, отождествлявшие ее со своей богиней Уни, и
местные жители Испании, Сицилии и Северной Африки14 Исто-
рия Астарты завершилась только с утверждением христиан-
ства. Последний храм Астарты в Финикии был уничтожен зем-
летрясением лишь в VI в. н. э.
Естественно, что различные изображения Астарты были ши-
роко распространены во всем Восточном Средиземноморье – и
12 Bonnet C. Astarte. Roma, 1996. Passim.
13 Шифман И. Ш. Культура древнего Угарита. М., 1987. С. 88-89, 91-92.
14 Lipinski E. Dieux et d;esses… P. 136-152; Bl;zquez J. M. Religiones
prerromanas. Madrid, 1983. P. 39-48; Pallottino M. Scavi nel’santuario etrusco
di Pirgi // Archeologia classica. 1964. T. 16. P. 76-100.
Воплощение богини любви в художественном образе 307
в Финикии, и в Сирии, и в Палестине. Чаще всего это – фигурки
обнаженной женщины, сжимающей руками грудь, что подчерки-
вает плодоносящую силу богини. Но имеются и другие изобра-
жения – «женщина в окошке», где богиня представлена как бы
смотрящей из дворцового окна на мир, над которым она вла-
ствует, богиня, стоящая на царственном звере льве и т. д. Порой
богиню представляли в виде конуса, стоящего на троне, как это
было изображено на монете Сидона 2 в. н. э., или храме, как
изображено на одной из монет Кипра уже 3 в.. А иногда для пред-
ставления Астарты было достаточно изображения царского тро-
на, на котором она восседала невидимой, как это было в том же
Сидоне. На некоторых стелах Астарту представляет лишь заш-
трихованный треугольник15. Во всех этих изображениях в пер-
вую очередь подчеркиваются функции богини, а иногда и все
изображение только к представлению этих функций и сводится.
Такие изображения были свойственны всему времени почита-
ния Астарты, и они мало зависели от места или времени их со-
здания. Появляются они и в эллинистическо-римское время, ког-
да финикийские мастера превосходно усвоили приемы эллинских
художников и создавали произведения, ничем не уступающие
работам греков.
Эти различия в художественной трактовке двух родственных
божественных фигур объясняются различием в менталитете ан-
тичного и ближневосточного миров, в их абсолютно разном под-
ходе к воплощению богов и богинь в зримых образах, в понимании
красоты как таковой. Это хорошо видно, например, в поэзии. Уже
отмечено исследователями парадоксальное, с точки зрения и ан-
тичного грека, и современного европейца, описание возлюбленной
в библейской «Песне песней» (7, 2-6): О как прекрасны ноги твои
в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедер твоих, как оже-
15 Parrot A., Chehab M. H., Moscati S. Les Ph;niciens. Paris, 1975. P. 54-56,
110; Harden D. The Phoenicians. Harmondsworth, 1980. P. 94-95; Les
Ph;niciens. Paris, 1997. P. 351, 380-382, 392; Bl;zquez J. M., Alvar J., Wagner
C. G. Fenicios y cartagineses en el Mediterr;neo. Madrid, 1999. P. 225-229.
16 Аверинцев С. С. Греческая литература и ближневосточная
«словесность» // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М.,
1971. С. 227-228.
308 Л.П. Гороховская
релье, дело рук искусного художника; живот твой – круглая чаша,
в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пше-
ницы, обложенной лилиями; два сосца твои – как два козленка,
двойни серны; шея твоя – как столп из слоновой кости; глаза твои –
озерки Есевонские; нос твой – башня Ливанская, обращенная к
Дамаску; голова твоя, как гора Кармел, и волосы на голове твоей,
как пурпур16. И двумя тысячелетиями раньше в угаритской поэме
«О Карaту», рассказывая о невесте царя, говорится, в частности,
что «очи ее – чаши алебастровые, отделанные сердоликом»17. В
противоположность такому метафорическому изображению автор
гомеровского гимна к Афродите VII в. до н. э. описывает возлюб-
ленную героя Анхиза (т. е. ту же богиню, но притворившуюся
смертной):
Ярко блестели на теле витые запястья и пряжки,
и золотые висели на шее крутой ожерелья,
разнообразные, видом прекрасные; словно блестящий
месяц вкруг нежных грудей Афродиты светился чудесно»18.
И через четыре столетия Леонид Тарентский так описыва-
ет «Киприду, вставшую сейчас из лона вод и мокрую еще от
пены... Вот руки подняла, чтоб выжать волосы, и взор уже свер-
кает страстью нежную, и – знак расцвета – грудь кругла, как
яблоко»19.
Все это отражало различие в самой сути соответствующих
цивилизаций. Античная цивилизация, как это признано, была ан-
тропоцентрична, в ее центре стоял человек (точнее, полноп-
равный гражданин)20, а западно-семитская – теоцентрична21.
Античные боги были такими же людьми, только бессмертны-
ми и совершенными. Характерно, что в греческой мифологии
тема сотворения человека занимает совершенно периферийное
17 Перевод И. Ш. Шифмана: Угаритский эпос. М., 1993. С. 48, 51.
18 Перевод В. Вересаева: Эллинские поэты. С. 81.
19 Перевод Л. Блуменау: Греческая эпиграмма. С. 129.
20 О том, что гражданский характер античного общества определяет
сущность античной цивилизации, см., например: Фролов Э. Д. Факел
Прометея. Л., 1991. С. 10-14.
21 Этот вывод, например, ясно вытекает, хотя эксплицитно не выражен:
Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987.
Воплощение богини любви в художественном образе 309
место22. В западно-семитских представлениях люди созданы
богами и наподобие богов, и тема творения мира и человека
является одной из центральных в мифологии. Эти различия, уже
отмеченные специалистами в основном на примере литерату-
ры23, проявляются в художественной трактовке Астарты и Аф-
родиты особенно наглядно. Переднеазиатская Астарта изоб-
ражалась в первую очередь как символ и плодородия, и
царственности, и красоты, и этот символ возбуждал воображе-
ние зрителей, но далеко не обязательно должен был соответ-
ствовать внешней красоте. Античному миру такая трактовка
была чужда. Феогнид еще в VI в. до н. э. писал; «Все, что
прекрасно, то мило, а что не прекрасно – немило»24. Идеал мог
восприниматься только как соответствующий и внешней кра-
соте тоже. Поэтому античная Афродита-Венера в первую оче-
редь представляла внешнюю красоту, через которую раскры-
валась ее внутренняя сущность. В одном случае на первое
место выходит метафора, возбуждающая воображение зрите-
ля, в другом – красота и гармония, вызывающая его восхище-
ние и осмысление через эти качества внутренней сущности бо-
гини. В одном случае функции богини передаются
непосредственно и подчас даже преувеличенно, в другом – че-
рез идеальную красоту, построенную на выверенных пропорци-
ях. Художники Сирии, Финикии, Палестины, с одной стороны,
Греции и Рима, с другой, по-разному подходили к изображению
богини. Ближневосточный (может быть, правильнее – запад-
но-семитский) подход был символическим, античный – визу-
альным. В Передней Азии богиня воображалась как символ, в
том числе и красоты, в Греции и Риме – виделась как идеаль-
ная красота как таковая. Западно-семитскому художественно-
му миру при изображении тех божеств, которые не слились с
греко-римскими, был свойственен консерватизм и почти отсут-
ствие изменений в трактовке образа на протяжении, по крайней
22 Ср.: Джеймсон М. Г. Мифология древней Греции // Мифологии
древнего мира. М., 1977. С. 268.
23 Например, Аверинцев С. С. Греческая литература… С. 205-233;
Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981. С. 21-31.
24 Перевод В. Вересаева: Эллинские поэты. С. 299. Характерно, что это
прославление внешней красоты поэт вкладывает в уста харитам и музам.
310 Л.П. Гороховская
мере, двух с половиной тысячелетий, в то время как антично-
му – динамизм и развитие. И эти различные принципы изобра-
жения оставались постоянными, несмотря на развитие религи-
озных предста влений и эстетических идеалов в
ближневосточном и античном мирах. Эти различия в символи-
ческом и визуальном подходах к изображению божеств в слу-
чае Астарты и Афродиты видны особенно наглядно.