Мой первый, или о ФСБ без политики

Иван Антимедведь Каприс
Живого ФСБшника я впервые увидел в 15 лет. Скажу честно, первый настоящий полярник, а затем и пилот, эмоций вызвали больше. Та же загадочная «иная жизнь», тайна, только поинтересней. Вот когда мне попался первый живой иностранец – это был настоящий шок! Рядом с этим офицер ФСБ – лягушка на болоте. Впрочем, это было совсем уж давно, и вообще я отвлёкся.
Спускали на воду «Штандарт». Спуск парусника дело хлопотное, а тут ещё вся экзотика… Словом, людей набилось – верфь, вся набережная, и даже противоположная набережная. Питер такого с 91-го не видел, да и тогда – не уверен. Например, шлюпок видно не было, со второго этажа нашего строительного домика они выглядели жалкими холмиками среди ровной людской массы.
Приехали какие-то автобусы, какие-то корреспонденты, вертолёт, четыре «Кировца», неизвестно сколько «Ильичёвцев», и люди, люди, люди…
Милиция, естественно была, впрочем, вполне мирная. 99-й всё же, не 2012-й. Да и праздник настоящий. Не бутафория с массовой попойкой – стоящий, яркий и необычный праздник, устроенный одними людьми для других.
Корабль, на земле казавшийся махиной, медленно, со стоном поднялся в воздух на кранах, и стал вдруг какой-то маленький, словно игрушечный…
После спуска, каких-то маршей и бутылки шампанского о борт, гвоздём программы становился помост с пушкой. Настоящей, отлитой пушкой, на настоящем деревянном лафете. «Штандарт» - корабль особенный. Мы искренне пытались сделать его похожим на историческое судно, первый флагман Балтийского флота, любимец Петра I. И всё в нём должно было быть по-настоящему. Снасти, такелаж, венки вокруг пушечных портов, ростры и прочие русалки. Пушки, естественно, тоже должны были быть. Позже их поналяпали из спаянных труб, посадили на красивые деревянные лафеты с неподвижными колёсами - грохотнуть можно, выстрелить нельзя. Но ту, первую пушку, делали на совесть. В неё можно было зарядить настоящее ядро.
На почётном месте, под флагштоками был возведён специальный помост. Подняты флаги – страны, города, императорский штандарт. На этом помосте не стояли почётные гости, патроны, мэры… Там не было консулов, корреспондентов и богатых дам. Там стояли мы, команда. Те, кто строил этот корабль своими руками целых 5 лет. Серёжа «Фантаст», Сергей Алфеич (дядя Серёжа, или Алфеич, легенда той старой верфи), старпом Антон Панов, Тони Бредов, про которого даже писали песни, кузнец Саша Чачава… Мастера, романтики, мужчины.
Они собрались на этом помосте после трудной работы на спуске, в самый разгар торжества, чтобы посмотреть символический выстрел символической пушки, к созданию которой, как и всего корабля, приложил руку каждый из нас. Мы, выросшие на верви, тоже были рядом, чуть сбоку от помоста, он бы не вместил всех.
Фантаст погасил свою трубку, услышал в рации хриплую команду и начал заряжать. Это было его дело, и никто никогда не пытался произвести выстрел вместо него. Но в этот момент на помост зашли двое молодых людей в хороших свежих костюмах. Очень вежливо они поинтересовались, что это тут делается. Фантаст так же вежливо поинтересовался кто они такие, и откуда нарисовались. Молодые люди представились. Офицеры ФСБ, следим за порядком. У вас тут выстрел намечается?
Да, намечается, и уже пора торопиться.
У вас, конечно же, есть документы на пушку? Какие ещё документы? На эту пушку, ах нет, да вы не переживайте, мы собственно и не ждали, нет-нет, делайте своё дело, мы не будем срывать праздник, просто постоим рядом.
Фантаст покосился, и продолжил своё дело. Вынул холщовый мешочек с порохом, основательно затолкал его в соответствующее отверстие. Молодые люди снова приблизились. А ведь разрешение на хранение пороха есть? Нет? Да ничего, продолжайте, мы не будем вам мешать.
Они встали ещё ближе.
Серёжа вытер пот со лба, и основательно подготовил «пыж». Он взял приготовленную заранее охапку пакли, которой забиваются щели между досками обшивки деревянных судов. Как следует её размял, раздербанил, и сбил в небольшой плотный комок, размером с кулак. Обмотал его тонкой ниткой, и, прочистив большим шомполом дуло пушки, затолкал «пыж» в самую глубь. Молодые люди снова подошли поближе. Так, а у вас есть лицензия артиллериста, или хотя бы сертификат о прохождении курса? Не надо так волноваться, вы не беспокойтесь, просто позвольте мы сами выстрел произведём, мы всё понимаем - праздник, не переживайте, всё сделаем по лучшему разряду.
-Ну уж нет! – заявил Фантаст – Эту игрушку я вам не отдам.
Молодые люди встали совсем близко, но поняли, очевидно, что Фантаст и правда не отдаст им дело, доверенное ему командой. Вмешиваться они не стали, пушка успешно выстрелила три раза, с промежутком в пару минут, на охлаждение и перезарядку.

Праздник потихонечку подходил к концу, у набережной помимо спущенного «Штандарта» стоял какой-то прогулочный катер, где наливали членам команды, и тогдашнему мэру города. Публика разбрелась, команда гуляла и отдыхала, капитан устало отбивался от почётных гостей. Наконец, все собрались по привычке в строительном домике, в столовой. Капитан сказал пару проникновенных слов, и ждал услышать комплименты в свой адрес. Но вместо этого мы все услышали деликатное покашливание. Неизвестно откуда в столовой появились те же двое молодых людей. Они поблагодарили нас за хорошую организацию праздника, за приятный день, и добавили:
-А завтра мы к вам зайдём на пару слов, по поводу вашей пушечки поговорим. Оформить как-то надо, разрешения там, порох. Да вы не переживайте, всё будет хорошо.
И ушли. И слава Богу. Кажется, на следующий день они не появились, и через день, и вообще никогда.
Я не в состоянии вспомнить их лица. Команду помню, всех до одного (вроде не так давно было, и все молодые, а уже не все живы…), тех кто позже приходил и уходил помню, а этих двоих… Вот совсем никак.