Формула счастья

Алина Боковая
(Разговор бабушки с внучкой-студенткой).

– Счастливая Наташка! К ней мать наконец-то приехала. Столько вещей привезла!
– Каких же таких вещей, что Наташа такая счастливая?
– Куртку шикарную черную, юбку «мини» темно-серую, колготки черные сетка с бутонами, туфли черные на копыте, сделаны полуботинками, высокими, закрытыми….
– Вот радость-то, все черное как на вдову.
– Сейчас мода такая.
– И от такого барахла она счастливая?
– Ничего себе барахло! Купите мне такое барахло, и я тоже буду счастливая.
– Не будешь.
– Почему это?
– Потому, что барахло не входит в формулу счастья.
– А ты знаешь эту формулу?
– Знаю.
– И какова же она?
– Боюсь, ты не поймешь…
– Ну, бабуля…, ну, скажи…, я постараюсь понять.
– Формула счастья очень проста и выражается всего одним словом.
– И какое же это необыкновенное слово?
– Это слово -  «самозабвение».
– Что?! Ну, ты скажешь! Еще скажи  «самоограничение». Это я уже слышала. Спасибо за такое счастье! Это же не имеет смысла. Выходит, если хочешь получить счастье, откажись от него!
– Счастье нельзя получить. Это не вещь, а состояние души человека. Пока он думает  о себе, предается несбыточным желаниям, терзается мыслями о том, чего ему не хватает для счастья, он счастлив не будет.
– А если все-таки его желания сбудутся?
– Счастья все равно не будет. Как только он получит вожделенное, тотчас  окажется, что вместе с этим  пришли разочарование, неутоленность, ожесточение, зависть. То, чего он так хотел, вдруг предстанет мелким, несущественным, обнаружатся другие, гораздо более необходимые для счастья, но столь же недостижимые вещи, и конца этому нет. Это прорва.
– Что же можно найти в  «самозабвении»?
– Когда человек что-то делает, решает какую-то очень важную для себя (или для общества) задачу, напрягая все силы, забывая о себе, не замечая  убытков, какие он при этом терпит, когда ему становится безразлично, например, что его хотят перехитрить, рвут и присваивают плоды его трудов, или делают ему скандалы, угрозы или насмешки, одним словом, когда он делает что-то самозабвенно, тогда он счастлив….
– И какую же задачу нужно решать, чтобы впасть в такое  «счастье»?
– Это неважно. Задачи предлагает жизнь. Это может быть творчество или борьба, научное исследование, любовь, в том  числе и любовь к ребенку, либо, например, коллекционирование или даже торговля, в общем, что угодно, лишь бы  человек отдавался этому всей своей душой. На любой работе, даже в домашнем хозяйстве, встретятся такие задачи.


– Что-то это мне напоминает «счастье» Душечки у Чехова.
– Ты полагаешь, что Душечка не имела права на счастье? Любой человек имеет на него право. Даже если он  кажется нам не очень умным, а цель, ради которой он  самозабвенно бьется с жизнью, мелкой или смешной, он будет счастливее  любого умника.
– Нет….не понимаю. Зачем  же мне такое счастье, если я при этом не помню себя?
– Я так и думала, что не поймешь. Видно, нужно много пожить и помучиться, чтобы понять. Часто человек гораздо позже  понимает, как он был счастлив.
– А мне так хочется найти счастье, которое поближе. Я не хочу этого «позже», хочу сейчас!
– Поищи, попробуй… .