Трусы для Гагарина

Александр Анайкин
Полёт Гагарина в космос вызвал в стране эйфорию. Понятно, каждый гордился тем, что именно гражданин его страны первым облетел землю в космическом корабле.
Я хорошо помню тот период. Но что удивительно, люди практически ничего не говорили о том, сколько заплатили Гагарину за его полёт. Все понимали, что, конечно, как-то человека поощрили и материально, но как именно, этого никто не знал. Это казалось не существенным. Конечно, все понимали, что после такого исторического полёта Гагарину выделят и квартиру и машину. И о чём говорить? Заслуженно.
Да, о чём говорить? Тем более, что на такого рода информации в СССР стоял гриф секретности.
Но вот прошли десятилетия и, кое-какая информация по этому поводу была рассекречена. Более того, эта информация стала доступна широкому кругу людей, то есть для народа.
А ведь любопытный документ это распоряжение Совета министров СССР от 18 апреля 1961 года.
Чем может быть любопытна дарственная, пусть даже и от государства?
А давайте посмотрим на это историческое распоряжение Совета министров от 1961 года, года, когда нам объявили, что мы все через двадцать лет будем жить при коммунизме, более внимательно.
То, что майору Гагарину выделили жилой дом, автомашину «Волга», не вызывает никакого удивления. Не на трамвае же ездить герою по депутатскому удостоверению. И то, что Гагарин помимо дома получил четырёхкомнатную квартиру тоже не вызывает удивления. Можно позавидовать, ибо далеко не у всех были квартиры, тем более состоящие из четырёх комнат, но не удивляться.
Хотя в этом документе есть вполне конкретный нюанс. Дело в том, что выделить квартиру национальному герою обязали Министерство обороны СССР. Личная ответственность за исполнение возлагалась на, ни много ни мало, как на самого министра обороны Малиновского.
Ну, да Бог с ним, с Малиновским, маршал не обиделся на то, что сыграл роль домоуправа. Так что вернёмся вновь к распоряжению Совета министров СССР.
Что же ещё выделили герою мирового уровня? Что? Да всё. Всю мебель, которая полагается в квартире, вплоть до телевизора и радиолы. Выделили и стиральную машину, и холодильник, и пылесос, и пианино. Даже не забыли электробритву. Даже ковровые дорожки, даже постельное бельё в количестве шести комплектов.
Щедро? Да, нет, скорее удивительно. Можно подумать, что лётчик престижного отряда космонавтов до своего полёта в космос, не имел дома ни холодильника, ни телевизора, ни радиолы, ни пылесоса.
Но самое удивительное другое. Помимо всех этих крупных вещей национальному герою выделили ещё и одежду. Это в документе называется «экипировкой». И что же включала в себя такая экипировка?
Что же, распоряжение и это учло, в документе даётся полный перечень «экипировки». В неё входят и различные пальто, и костюмы в количестве двух. Героя обеспечили и обувью. Две пары ботинок разного цвета. В экипировке была предусмотрена даже такая, казалось бы, мелочь, как рубашки в количестве шести штук. Да что там рубашки, героя космоса обеспечили заботливо и нижним бельём, разумеется, шёлковым в количестве шести экземпляров. Да что там кальсоны, чиновники Совета министров предусмотрели даже такую мелочь, как трусы, майки, носки и носовые платки.
Я уверен, что если бы в то время в СССР выпускали туалетную бумагу, производство которой у нас началось лишь в 1969 году, то майора Гагарина и его семью обеспечили бы и этим изделием.
И что меня в такой заботливости удивляет, так это количество белья. Чиновники Совета министров почему-то просто зациклились на количестве шесть: шесть пар носок, шесть кальсон, шесть трусов. Только носовых платочков было выделено двенадцать.
Чиновники из Совета министров почему-то не подумали о том, что в неделе не шесть дней, а семь и поэтому к количеству белья подошли с теми же мерками, как и к количеству столовых принадлежностей в сервизах. Ну, правильно, сами же чиновники тоже трусы по нескольку дней носили, не меняли их ежедневно. Это пусть какой-нибудь Черчилль, или другой аристократ маются своими барскими замашками, меняя себе бельё по нескольку раз в сутки, а советский человек носит трусы по нескольку дней кряду, пусть даже он и космонавт.
Хотя, может я и не прав в рассуждениях. Может чиновники, думающие над экипировкой Гагарина, учли уже имеющиеся у героя трусы, ведь это очень опытные люди, недаром они служат на самом верхнем уровне чиновничьей советской иерархии. Ведь эти люди не забыли даже супругу героя, снабдив и её трусами в количестве шести штук. Далась им эта полудюжина. Для дамы могли бы и полную дюжину сделать.
Впрочем, что же упрекать исполнительность чиновников. Люди предусмотрели даже фуражку для папы героя. Наверное, старая кепка была уже сильно поношенной. Интересно, а как они выясняли потребности родителей Юрия Гагарина? Наверное, привлекли в качестве информаторов сотрудников всезнающего КГБ.
И вот когда я читал этот список под названием «экипировка», то совсем не умилялся и не завидовал Юрию Гагарину. А какие же чувства я испытывал? Да презрение, да, именно презрение. Что же это за страна такая, с названием СССР, где для того, чтобы приобрести человеку трусы в количестве шести штук, необходимо слетать в космос? Что же это за власть такая, пусть хоть и советская, которая на самом высшем уровне занимается тем, что составляет даже интимный гардероб для героя всемирного значения?
Это что же выходит, даже человек, который известен во всём мире, в стране советов не может свободно купить себе, своей супруге и детям обыкновенных трусов. А ведь Гагарин получил премию в сумме пятнадцати тысяч рублей за полёт.
Кстати, ещё такой нюанс. Отцу Юрия Гагарина чиновники трусы в экипировку не включили. Наверное, в то время в СССР трусы были действительно в громадном дефиците. Слава Богу, что хоть маму героя не обошли вниманием в этом плане.
Прочитав этот приказ, который тогда, в 1961 году был строго засекречен, я невольно подумал и о других героях славного СССР. Интересно, а как экипировали, скажем, тех лётчиков, которые спасли экипаж с теплохода «Челюскин», сколько им выделили трусов и кто подписывал тогда такого рода распоряжения. Неужто, сам Иосиф Сталин? Впрочем, всё может быть.