Анархия - мать порядка

Георгий Кир Яков
     Зарисовка времён Гражданской:
     Ноябрь, поздний вечер, площадь растерзанного махновцами маленького городка. Кругом валяются тела убитых, слышны стоны раненых, крики мирных жителей. В свете пожаров видно, как "крестьянская армия" грабит ненавистный город.
     В центре площади стоит несколько тачанок, в одной из которых, удобно расположился Батька. Он чистит красноватые от отблесков огня ногти маникюрной пилочкой и лениво расспрашивает пленных белогвардейцев.
     - Ну, господа-товарищи, доложьте мне, кто Вы такие? Ежели не хотите чтобы Вас покрошили мои хлопцы... Вот ты, например, полковник, кто?
     - Можете меня расстрелять, но я ничего говорить не буду! - спокойно произносит полковник. И тут же следует выстрел, размозживший седую офицерскую голову.
     - А ты, есаул, не хочешь рассказать о себе что-нибудь?.. - зевает Нестор Иванович, мельком взглянув на казака.
     - Лучше быть расстрелянным, чем говорить с бандитом!
     - Быть по-твоему... - следует выстрел, оборвавший жизнь храбреца.
     - А Вы, молодой человек, тоже хотите умереть? - Махно обращается к молоденькому прапорщику.
     - Нет, нет! Я хочу жить! Не надо, не убивайте меня, пожалуйста... - сквозь слёзы умоляет мальчик и опускается на колени.
     - Этого не надо! Видите, он не хочет... Остальных опросите и также поступите по их желанию, - Нестор Иванович устало зевнул, коляска тронулась и он, полуобернувшись, добавил, - Вольному - воля! Мы никого не принуждаем... У нас Анархия!..