4 цель жизни на земле. часть 2

Владимир Подволоцкий
Большой интерес представляет обращение  Далай - ламы ХIV Тэнзин Гьяцо  к людям Земли, напечатанное в газете «Вестник Тибетской медицины»:

«… В своей знаменитой речи «Всеобщая ответственность и милосердие»(1973г.) он сказал:
«Ответственность за всех - это умение чувствовать страдания других людей так же, как вы чувствуете свои страдания. Все живые существа хотят того же, чего хотим и мы».

Прислушайтесь к словам одного из мудрейших людей планеты.

«Три вещи никогда не возвращаются обратно: время, слово, возможность.
Три вещи не следует терять: спокойствие, надежду, честь.
Три  вещи в жизни наиболее ценны: любовь, убеждения, дружба.
Три вещи в жизни никогда не надежны: власть, удача, состояние.
Три  вещи определили человека: труд, честность, достижения.
Три  вещи разрушают человека: вино, гордыня, злость.
 
 P.S.: но иногда, пока все поймешь, проходит целая жизнь. »

Далай-лама также дал десять заповедей-правил  жизненного поведения человека в общественной  и личной жизни:
« Раз:
Давайте людям больше, чем они ожидают, делайте это с радостью.
Два:
Возьмите себе в супруги того, с кем всегда есть о чем поговорить.
Когда вы станете старше, его/ее способность к общению будет
так же важна,  как и все остальное.
Три:
Верьте не всему, что слышите.
Отдавайте все, что имеете.
И спите столько, сколько хотите.
Четыре:
Если вы говорите: «Я люблю тебя»,
имейте в виду именно это!
Пять:
Если вы говорите: «Мне очень жаль»,
смотрите человеку в глаза.
Шесть:
Будьте помолвлены как минимум полгода, прежде чем вступить в брак.
Семь:
Верьте в любовь с первого взгляда.
Восемь:
Никогда не смейтесь над мечтами других.
Люди, которые не имеют мечты, имеют немного.
Девять:
Любите глубоко и страстно.
Возможно, ваше сердце будет разбито, но это единственный путь
испытать жизнь полностью.
Десять:
При разногласиях спорьте справедливо,
не допускайте оскорблений»

В своей книге «Планета людей» Антуан Де Сент-Экзюпери говорит об взаимоотношениях человека и планеты Земля:
«Земля помогает нам понять самих себя, как не помогут никакие книги.  Ибо земля нам сопротивляется. Человек познает себя в борьбе с препятствиями. Но для этой борьбы ему нужны орудия. Нужен рубанок или  плуг. Крестьянин, возделывая свое поле, мало-помалу вырывает у природы разгадку иных ее тайн  и добывает всеобщую истину. Так и самолет - орудие, которое прокладывает воздушные пути,  - приобщает человека к вечным вопросам».

Размышляя о смысле существования человека,  он говорит:
«Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму.  И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить.

Я перебираю самые неизгладимые свои воспоминания, подвожу итог самому важному из пережитого, - да, конечно, всего значительней, всего весомей были те часы, каких не принесло бы мне все золото мира. Нельзя купить дружбу Мермоза, дружбу товарища, с которым навсегда связали нас пережитые испытания…

Когда мы  осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы. Тогда лишь мы сможем жить и умирать спокойно, ибо то, что дает смысл жизни, дает и смысл смерти».

Итак, тайна назначения человека принадлежит к одной из вечных загадок его бытия, познать которую он пытается уже не одно тысячелетие. 

Этой проблеме посвящена книга  Гуревича П.С. - «Куда идёшь человек?», выдержки из которой приведены ниже:
«… Человек неизъясним, загадочен.  Ни  современная наука, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Вот, например, одна из загадок, на которую обратил внимание русский   философ   Н.А.Бердяев в   книге  «О рабстве и свободе человека»:
… Человек переживает  состояние агонии, он вот-вот уйдёт из жизни.  Но он всё равно хочет знать, кто он, откуда он пришёл и куда идёт. Ещё в Древней Греции человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия, источник философского познания.
Греки были убеждены в том, что нет ничего прекраснее человека и боги могут походить только на него. Они создали культ природного естества людей, полагая, что всякое изменение натурального облика сына Земли непозволительно.  Например, считалось предосудительным брить бороду, ведь природа создала человека именно таким, и в этом тоже проявилась её неприкасаемая мудрость. Лишь с македонского владычества начинает приживаться обряд бритья.
… Древние философы высоко отзывались и о духе человека.  Они говорили о достоинстве индивида, о предназначенности любого его свойства.  Платон  сформулировал мысль о всестороннем, гармоническом развитии человеческих качеств. Он полагал, что наслаждение, к которому стремится человек, должно быть в определенной степени обуздано. Аристотель же в противовес ему считал, что разумное услаждение тела есть благо.

К концу древней эпохи эллинское представление о человеке сменилось другим воззрением. Сенека, например, отверг идею благости человеческого существа.  Убеждение, согласно которому индивид нравственно нестоек  и не может противостоять всесильному пороку, подвело Сенеку к мысли, что в самом человеке гнездится неразумие и греховность. Тело к этому времени стало рассматриваться как временное хранилище души. Культ тела сменился прославлением нетленной души, которая принималась как чистая и неприкосновенная.  Дух, согласно Сенеке, выше тела в той мере, в какой божество совершеннее и  выше всякой материи.

У древних греков, как и большинства народов Востока, ещё не сложилось ощущение личности. Чтобы подойти к тайне человека, важно было исторически отделить индивида от космоса, от всеобщей субстанции. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек, божество в ней слиты.

Принципиально иное понимание человека родилось в Христианстве. Это древнее учение рассматривает человека как  храм, как вместилище богатейших чувств.  Человек несёт на себе знак иного предназначения, ибо на него накладывается отпечаток абсолютной личности творца.  Человек обретает в Христианстве некую самоценность, независимую от космологии. Вместе с тем рождается идеальное представление  о человеке как существе, воплотившем в себе телесночувственную субстанцию одушевленную разумом, духовностью…».

Н.А.Бердяев  в книге «Человек и машина»  говорит:
«… Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, в которую он был погружен  в древнем мире, от власти духов  и демонов природы. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы. Отныне человек рассматривается как высшая цель мироздания…».

Однако какова же эта высшая цель – до сих пор эта загадка природы неразрешима.  Человек пытается глубоко познать сущность природных явлений, законы существования Вселенной, пытается вырваться за пределы Земли и узнать, что же действительно там, где он ещё не побывал. Мечтает освоить другие миры, принести жизнь на другие планеты. Но вряд ли в этом его предназначение – это, скорее всего, в значительной доле его необузданное любопытство

В статье  «Алла Демидова: «Без души мы - УРОДЫ»»,  излагается беседа с народной артисткой России Аллой Демидовой известной зрителям по кинофильмам: «Служили два товарища», «Собака Баскервилей», «Щит и меч», «Зеркало».
На вопрос корреспондента: «В чем на ваш взгляд смысл жизни?»
Демидова сказала: «В фильме «Отец Сергий» герой произносит монолог перед гробом: «Для чего рождается человек? Чтобы родиться и умереть? Это глупо». Значит, надо готовиться к другой жизни. Мне кажется, человек должен готовится к просветлению своей души. Мы рождаемся с каким то импульсом, который потом становится душой (довольно странный орган. Правда, сейчас мы даже знаем, где он находится  -  около гипофиза). И мы должны этот орган высветлить к концу жизни. А есть ли жизнь там, за Пределом?.. Мне кажется есть. Вот возьмите эмбрион, живущий в утробе матери. Руки – ноги ему там, в чреве, не нужны. Но они у него есть. Необходимость в них появляется, когда он умирает для той жизни и рождается для новой. Так и с душой. То, что мы называем совестью, душой, духом – называйте, как хотите, - в принципе ведь не нужно. Для размножения, общения, выживаемости. Но для чего-то же это дано. Я думаю, что для другой жизни. И как, если бы эмбрион появлялся на свет без ручек и ножек, то и мы там, в другой жизни, без души будем уроды…».
Ее также спросили:
«А какие у вас взаимоотношения с деньгами?»
«Я никак к ним не отношусь. И раньше, и сейчас. Последнее время замечаю, что деньги людей портят».
«Вы только в последнее время стали это замечать?»
«Ну да.  Потому что только в последнее время  появились богачи. Деньги, как и талант, дают человеку ощущение исключительности.  Только деньги – это бес,  потому что идут от дьявола.   А талант – это Бог...».

В основном, формирование взгляда на смысл своей жизни человек вынужден осуществлять во многом ориентируясь на жизнь, окружающих его людей, зачастую пытаясь «гармонично» слиться с ними. Однако это влияние чаще всего оказывает негативное воздействие на духовно неокрепшего молодого человека, особенно это характерно для нынешнего Российского общества.

Как то  в разговоре с  мальчиком дошкольного возраста, внуком моего друга, я спросил: «Как ты думаешь, зачем живет человек?»
Он ответил:
«Для того чтобы узнать, как всё устроено на Земле».
Я был приятно удивлен таким ответом.

Разговор с ним же, но через год. Он уже учится в школе, имеет компьютер и   любит    смотреть    телевизор   и,    для   полного    счастья, ему остается только освоить интернет:
«Что бы ты хотел сделать в своей жизни?»
Он задумался и сказал:
«Я хотел бы ограбить банк, уехать на далекий остров и жить там».

Вот таков результат эволюции молодого разума под влиянием «культурной  революции».

Кстати о телевизионной передаче «Культурная революция», которую в свое время вел Швыдкой.

В одном ее  опусе под названием - «Может ли Россия жить без мата?» мелькала такая навязчивая идея – «… сегодня  в России люди не ругаются матом, они просто так говорят…». И действительно: на улице, в метро, в книжном магазине, в любом общественном месте вы можете «наслаждаться» современной разговорной речью, насыщенной матом. Причем она зачастую несется от людей молодых, симпатичных до тех пор,  пока  они  не откроют рот.

Однажды, в автобусе я пристыдил  матерящегося по мобильному телефону юнца, – он замолчал.  И тут же, сидящий с ним рядом, молодой мужчина высказал мне свое мнение: «Вы видите, что у парня, какие – то неприятности. А мат – это просто обычные слова…».

Но, что самое поразительное,  сидящие рядом женщина и мужчина с ребенком хранили гробовое молчание.  То есть, нецензурщина в разговоре уже стала нормой российской жизни – печально, но факт. А ведь еще в недалеком прошлом такую ситуацию невозможно было представить, за такое поведение раньше давали «пятнадцать суток».

Телевидение так же мирно относится к матерящимся с экрана, но оно стыдливо прикрывает нецензурщину накладкой свиста, то есть до полной российской кондиции в сегодняшнем - официальном отношении к мату  режиссеры передач еще не дошли, но ничего – все еще впереди, и они созреют.

В    другой    телевизионной  передаче     этой  же серии обсуждался вопрос – «Нужна ли в России поэзия?». Приводилось много аргументов за  и против. Четкий, утвердительный ответ на вопрос в этих передачах, как правило, не звучит, и окончательное резюме передачи тоже остается тайной.  Предоставляется полная свобода выбора, которая в этом случае ни к чему хорошему не приводит.  В результате  имеем  то,   что требуется современной поп - «культуре»,  приведшей к дикому падению нравов в нынешнем российском обществе.

И еще о российском телевидении. В большинстве, современный юмор,    заполнивший    телевизионный    экран,    опустился  «ниже  пояса»  и  напоминает прибаутки послевоенной шпаны, с той лишь разницей, что в те годы такая речь звучала в узком дворовом кругу, и то  только   до   тех   пор,   пока   рядом   не   оказывалась  девчонка или кто-нибудь из взрослых. Кстати, следует отметить, что  ругательства, которые тогда звучали,  были «райским» лепетом. То есть шпана тех лет имела более высокую мораль, чем современная  «творческая элита».

Кстати радиовещание с успехом освоило уроки Швыдкого.  Пятого мая 2011г. около 12-ти часов дня на УКВ канале «Радио России» в прямом эфире вело передачу, посвященную «российским матершинникам». Один из ее «героев» взахлеб хвастался тем, что он постоянно ругается матом, как дома, так и на улице. При этом он  возмущался тем, что иногда на улице, окружающие его люди делают ему нелицеприятные  замечание по поводу его лексики. Как он выразился -  это его унижает. Мат же, по-видимому,  возвышает его в своих глазах. Однако никакого порицания со стороны ведущих ему не было высказано, как видно, для них мат также естественен, как и для этого «героя». По ходу дела этот «герой» сообщил, что у него есть  маленький  ребенок, но он смысла его речи еще не понимает. Один из радиослушателей попытался ему объяснить, что он губит душу ребенка, который живет в атмосфере негативных эмоций отца. Увы,  это  не может не отразиться  на  будущей жизни ребенка. Вот такой наметился «прогресс» в деле развития русской речи.

Такого рода передачи на сегодняшний день не редкость.

Так, например, 19.12.11 на канале ТВ3 прошла передача, в которой  на всенародное обсуждение был вынесен  вопрос: Допустимо ли в открытой печати и выступлениях политическим и общественным деятелям, литераторам и  журналистам  использовать нецензурную брань?

Защитники  мата, в лице нескольких «литераторов» заявили, что в России в настоящее время  нет цензуры, запрещающей употребление мата, как в обиходе, так и в литературных произведениях. Они это называли полной свободой, провозглашенной нынешней властью. Никакие аргументы  противников этой «свободы» ни на толику не убедили их в том, что нецензурщина    при  общении  является признаком культурной деградации ее сторонников. В защиту своего мнения  они приводили сведения о том, что и при советской власти были литераторы и общественные деятели, употребляющие в своей речи нецензурную брань.

То, что это было нетипичным явлением - исключением из правил, они не принимают  во внимание.  Хотел бы я посмотреть на них, если бы они во времена советской власти они  решились  на телевидении открыто выступить со своим бредом,  где бы после этого их надо было искать?

Они не понимают того, что они являются активными сторонниками сил зла, что человек ругающийся матом, плюет в свою душу, если у него чего-нибудь от нее еще осталось.

В России идет откровенное уничтожение культуры русского языка. Я живу рядом со школой. Проходя мимо школьного двора, я постоянно слышу нецензурную речь школьников. Матом ругаются практически все – как ребята, так и девочки.  Не говоря уже о том, что большинство из них курит, и пьет «тонизирующие» напитки. Скажите, что может вырасти из этих подростков?

Если при этом учесть то, что содержание  фильмов, заполонивших кино и теле экраны, в большинстве своем  демонстрируют  сцены насилия, разврата, убийств, грабежа  и разбоя, то становится очевидным, что сегодня многие дети окружены атмосферой дикости, и невозможно в будущем ожидать от них чистых чувств, ведомых любовью  ко всему сущему в мире.   Ведь, если с детства с «волками» жить, то непременно будешь по «волчьи» выть.  Один из примеров тому – жизнь малыша Маугли среди настоящих волков.

Итак, к сожалению, сегодняшнее радио, телевидение, кино, да и вообще, большинство российских печатных изданий, особенно периодических, в основном ведут пропаганду развратного образа жизни и  взятия от жизни всего того, что только сможешь взять, независимо от способа получения этих  «приобретений».

Увы, с такими «духовными» наставлениями вряд ли можно ожидать духовного прояснения общественного сознания. Как говорится,  «каков «поп» – таков и приход».Все эти «знания», в конечном счете, становятся идейной базой для формирования взгляда на цели и смысл жизни у нынешнего молодого поколения. Еще в древней Греции существовала поговорка: «Человек, как кувшин. Из кувшина можно вылить только то, что в него было налито». Очевидно, что сегодня целью жизни многих «воспитателей» будущего поколения россиян, стала задача формирования «духовно нищего» российского общества.

Анализируя   поведение  человека,  его   отношение к природе и  другим  людям,  поражаешься   его   непредсказуемости:   он  совершает благородные поступки, иногда защищая слабых, и творит неблаговидное корысти ради; любуется   природой и бездумно наносит ей непоправимый вред. Сколько есть ещё любителей природы, которые убивают животных ради того, чтобы повесить на стену  голову зверя и  любоваться  ей.

Известный писатель В.Бианки создал множество тёплых, лирических сказок о жизни животных, которые, казалось бы,  пронизаны бесконечной любовью автора ко всей природе, ко всему живому.  Но всё это не мешало ему быть охотником.

Гениальный   поэт  Николай Гумилев,    творивший    во    времена    эпохи,   получившей название  «Серебряный  век»,  был  аристократом, философом и  страстным путешественником.

Его  любимым   местом    путешествий была  Африка, в которой он побывал четыре  раза.

Он писал:
«У меня есть мечта, живучая при всей трудности ее выполнения. Пройти с юга на север Данакильскую пустыню, лежащую  между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена.

Восемь дней от Харара я вел караван
Сквозь Черчерские дикие горы
И седых на деревьях  стрелял обезьян,
Засыпал средь корней сикоморы.
На девятую ночь я увидел с горы, –
Этот миг никогда не забуду, –
Там, внизу, в отдаленной равнине, костры,
Точно красные звезды, повсюду…
«Николай Гумилев: «Еще не раз вы вспомните меня…».

Да,  Николай Гумилев очень любил Африку.

Как   мы    видим,   человек    по    своей    сущности  склонен   к   внутренним  духовным  противоречиям,  –  любовь   к   природе   Африки  уживается  у Гумилева  с  диким  охотничьим азартом.

Девиз  многих   людей - заядлых   охотников   можно  выразить  следующими словами:
С природой шутить не люблю -
Всегда на чеку и на взводе.
Найду, догоню, застрелю,
И морду повешу при  входе.

К     сожалению,     зачастую     человека      ведет    по   жизни   не  любовь  к  природе и ближнему,  а ненависть и вражда. Человек безмерно сложен и неисчерпаем.

« Мы источник веселья – и скорби рудник,
Мы  вместилище скверны – и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир -  многолик.
Он ничтожен – и он же безмерно велик!»
«Рубайат», Омар Хайям.

В статье «У дьявола есть свой свет», посвященной беседе с Виктором Ерофеевым о его книге «Свет дьявола»,  Ерофеев говорит:
«… Я пытался понять, зачем живут люди.  Не почему, а именно зачем? Это и есть главный вопрос любой жизни.  Но у всех на него разные ответы. Чем отличается русский человек от других? Он всю жизнь ищет смысл жизни.  Есть народы, которые нашли свой смысл и вполне довольны, как американцы, например.  Есть англичане, которые его вообще не ищут.
Они считают, что сама жизнь и есть смысл, и ничего не копают глубже.  А наша национальная идея – это поиск смысла жизни».

В книге О.В. Тони «ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.  Размышления о судьбах современной России» даётся подробный анализ исторических событий, через которые пришлось пройти народам многонациональной России – несколько революций, две мировые войны, образование и распад Советского государства, и образование – Российской Федерации.
В главе «О смысле жизни» автор проводит  глубокий всесторонний  обзор различных  философских суждений  о смысле жизни,  основанный  на огромном историческом опыте определения места человечества в природе и его отношения к Космосу, приобретенном им в ходе его многовекового бытия:
«… Вопрос об отношении  человека к миру – это вопрос о смысле жизни. Говоря философским языком, смысл жизни – это некая, вне самой жизни как таковой, но внутри личности лежащая данность, которая побуждает человека к активности, определяет его потребности, придает целесообразность его поведению,  истолковывает   и обосновывает нравственные нормы его поведения.
…«Тайна бытия, - писал Достоевский, - не в том, чтобы только жить, а в том, для  чего  жить.   Без  твердого  представления,  для  чего  жить,  человек  не  согласится  жить ».
… Пожалуй,  нет наделенного сознанием индивида, который никогда бы не задумывался над этим вопросом. Особенность человеческого существования в потребности осмыслить свое место в мире. Французский писатель Жерар де Нерваль составил такую «Эпитафию»:  «Но в тихий зимний день, когда от жизни бренной Он позван был к иной, как говорят, нетленной, Он, уходя, шепнул: «Я приходил – зачем?».

Практически тот же вопрос сформулировал русский философ В.В. Розанов:
«Я кончен. Зачем я жил?»   

А.Камю посмотрел на эту проблему в другом ракурсе:
«Стоит  жизнь того, чтобы жить или нет – это единственный  серьезный вопрос».
… Исследования социологов свидетельствуют, что для современного человека главным становится развитие личных способностей, самоосуществление,  высокий  уровень  личных  доходов и идея о том, что  « нужно постоянно двигаться вперед».
… Практическое отношение к жизни у людей, их мысли, нравственные идеалы, цели, поведение и жизненная активность во многом различны.  Правда, за множеством подобного рода фактов прослеживаются и некоторые общие тенденции.
Эти тенденции уже давно подмечены и отчеканены в афоризме: «Во дворцах мыслят иначе, нежели в хижинах»,  а философами возведены в ранг закономерности: «Человек – продукт обстоятельств», «Бытие определяет сознание». 
… Именно поэтому  же люди,  задумывающиеся над вопросом о смысле жизни, очень часто пытаются найти если не ответ, то хотя бы подсказку у духовных авторитетов: ученых, философов, служителей культа. «Философ! – восклицал английский писатель Д.Свифт. – Разъясни мне, что есть жизнь и как я должен прожить ее, чтобы, когда она подойдет к концу, когда живительный источник иссякнет, не вскричать в сердцах: «Суета, сует!», не проклинать и не жаловаться, что, дескать, «жизнь столь мимолетна»».

Я бы дополнил эту серию вопросов и ответов следующим, - если Человеку дана жизнь,  значит это кому-то и зачем-то надо.  И хорошо было бы, чтобы Человек задумался о том, -  кто и зачем дал ему жизнь?  И чтобы это случилось не в самом конце его жизненного пути, а намного раньше!

Однако, число людей желающих философского осмысления своих жизненных проблем  ничтожно мало. Многие, не найдя достойного жизненного пути и не ожидая ничего светлого от своего будущего,  пытаются уйти от реальности, окунувшись в мир алкоголя и наркотиков.

В результате жизнь для них становится сплошным адом, вырваться из которого удается лишь единицам. При этом многие из них, отчаявшись и устав от такой жизни, обрывают ее самоубийством.

Летом 2003г. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) представила в Москве доклад «Насилие и его влияние на здоровье.  О ситуации в мире». Включив в перечень последствий насилия суицид, эксперты ВОЗ первое место по количеству самоубийств отдали России:

«... С 1998г. в стране регистрируется не менее 51 тыс. случаев суицида ежегодно.  В свете этих  цифр можно согласиться с Ф.М. Достоевским в том, что в «… большинстве,  в  целом,   прямо  или  косвенно,   самоубийцы  покончили  с собой из-за одной и той же духовной болезни – от отсутствия высшей идеи существования в душе их».  Они оказались в ситуации, при которой их собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

Наконец, немало таких людей, которые открыто и нагло бросают вызов обществу, становятся на преступный путь.
… В 2001г. в расчете на 100 тыс. жителей приходится заключенных: в США – 700,  России – 665, …  Великобритании – 125, … Ирландии – 80, Швеции – 65.
Именно поэтому общество не может быть безразличным к вопросам смысла жизни  человеческого бытия, хотя это, казалось бы, и личное дело каждого.

«Недостаточно  найти и возвестить смысл жизни, - писал русский религиозный философ Е.Н. Трубецкой, - надо внести смысл в жизнь:  им надо оживить и собрать воедино омертвевшее, распавшееся на части тело человечества.  Это может быть делом не одинокого мыслителя, а организованной  совокупности великого народа,  отдавшего себя на служение делу Божию»...».

Для гармоничного развития общественных отношений человек должен сознавать, что его жизнедеятельность должна приносит пользу не только ему, но и всем людям не только его страны, а всему человечеству. Это, прежде всего, должно быть основным позывом для   людей руководящих страной, основной целью правления страной для них должно быть  откровенное желание вести страну и ее народ к процветанию – забота же о своем благосостоянии должна отойти на второй план. Увы, в  России сегодняшним  идеалом является «золотой телец».   Благополучие же государства и его будущее, если и волнует  кого-нибудь, то   лишь с прикладной точки зрения, - а что это даст мне. При этом моральные и духовные ценности просто исчезают.

Впрочем, это тенденция не только нашего времени.  «Чувство чести гаснет в народе, - предупреждал в свое время французский философ Гельвеций, -  в котором загорается любовь к богатству». А наш соотечественник драматург В.С. Розов констатировал:  «Нынешнее время, где идеал – деньги, духовно бесплодно само по себе».

Но как бы широко не были  распространены меркантильные моменты и стимулы, ни в одном народе они не являются всецело определяющими. Достаточно   сказать,   что  все   религии  мира  культивируют  духовность.

В Российском общественном сознании сохраняют высокую значимость традиционные ценности общинной соборности, стремление строить жизнь «по справедливости», в соответствии с законами истины, добра и красоты.

«... Человек ощущает смысл и цель собственной жизни лишь когда осознает, что    нужен    другим»,    писал    С.Цвейг.   

О  том же говорил и А.Эйнштейн: «Смысл жизни имеет лишь жизнь, прожитая ради других»...».

Конечно, последние изречения можно трактовать в весьма ограниченном понимании  сути  слова – «другим». Кто-то скажет: «Для меня другие - это родные и близкие мне люди». Однако при этом он будет кривить душой, осознавая  узкую меркантильность своей аранжировки этой цели.

Человек и общество, личность и масса – две нерасторжимые стороны целостности общественной жизни. Односторонность в подходе  к этой целостности  и в политической науке, и на практике – приводит к тяжелым    последствиям.   

На     это     обстоятельство  обратил  внимание А.И.Герцен: «Понять всю ширину и действительность, понять всю святость прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общество – самая трудная социальная задача. Ее разрешит, вероятно, сама история для будущего, в прошедшем она не была разрешена»...».

Глядя на бытие современной России, в которой в настоящее время как раз и идет полным ходом  это самое раздробление общества на «атомы»,  к сожалению, осознаешь, что это историческое, будущее время созидания, увы, еще не наступило.

Однако, по моему мнению, прогноз  будущего для России оптимистичен.  Несмотря на все сказанное выше, Российская Душа хранит свои корни  в душах простых, зачастую обездоленных сегодняшней действительностью    людей,    которые     подсознательно    ведут    истинно Человеческий образ жизни и не запятнали себя завистью или злобой по отношению к образу жизни «сильных» мира сего.

Однажды, в моей беседе с экстрасенсом - контактером Раей, на вопрос о будущем России я получил ответ: «В России все будет хорошо, – духовность восторжествует, но вас уже не будет». Несмотря на печальную для меня  концовку этого сообщения, оно наполнило меня радостью.

В свое время  похожую мысль о будущем России выразил Некрасов:
« Жаль только в это время прекрасное, –
Жить не придется ни мне, ни тебе…».

Тютчев  сказал  о  России:
« Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить».

Возможно,  вопрос о смысле жизни возникает тогда, когда цивилизация теряет   свою   внутреннюю   гармонию,   когда   гуманные   межчеловеческие отношения исчезают и им на смену приходят варварство и эгоизм, разбивающие единение людей и порождающие бесконечные войны, когда различные  религиозные конфессии противостоят друг другу, вместо того,  чтобы сливаться в единую религию, проповедующую всечеловеческое братство и любовь.

Если же Земная  цивилизация найдет в себе силы для того, чтобы обрести внутреннее спокойствие, рассудительность и прекратит решать имеющиеся разногласия военным путём, то вопрос о смысле жизни отпадёт сам,  поскольку при этом установятся высокодуховные человеческие отношения, наполненные взаимной любовью и уважением. При этом должны исчезнуть противоречия между наукой и религией – они должны не воевать между собой, а дополнять друг друга.  Когда жизнь всего человечества станет гармоничной и прекрасной, тогда и спорить то будет не о чем.

Итак, мы видим, что понимание смысла жизни и ее сиюминутной  цели  во многом зависит от жизненных интересов человека,  степени его духовного развития и взглядов на веру и религию.

Лишь тогда, когда  все  люди  во   всех   государствах   Земли,  включая их правительства,      будут     воистину   равны    в   своих   правах   и  едины в  желаниях;  когда  общаясь,  они будут открыто  смотреть  друг  другу  в  глаза, а  не отводить своего  взгляда  стыдливо  в  сторону;   когда  каждый  будет  любить  других   больше  чем   себя,  лишь  тогда   у   всех   будет  единый  смысл  жизни – жить для  блага  всех, а  не только ради  себя;  лишь  тогда  Земная  цивилизация  сможет добиться    гармонии   в  своем   духовном    развитии  –  это    и    есть   главная,   всеобщая   цель существования Человечества.