Чай по-русски

Николай Крутько
    По делам служебным, уже больше месяца , я находился в командировке в столице Северного Края ,городе Якутске и проживал в то время в самой современной гостинице «Лена» ,в простом четырёхместном номере. Постояльцы в моём номере менялись и часто ,возвращаясь с работы поздним вечером ,я заставал новых жильцов.  Однажды, придя с работы,я обнаружил ,что в номере поселилось три пожилых оленевода, приехавших на конференцию по обмену опытом. Обменявшись приветствиями мы стали знакомиться.
  Это были рассудительные, крепкие и здоровые люди.  Егор Иннокентьевич-радушный и твёрдый в словах человек, закалённый на просторах необъятной тайги и тундры, пропахший хвоей и ягелем до кончиков волос.  Александр Гаврилович и Фёдор Семёнович,- были люди знающие и с открытой душой, зря слов не тратили,но текущую жизнь понимали ,и в нужный момент могли сказать ясно и доходчиво.Все они были из одного улуса, где проживали в разных местах устья Колымы.
 -Ну, давайте замутим чайку - предложил я им.
Они посетовали, что не в чем кипятить  воду.И тогда я достал из платяного шкафа припрятанный электрический чайник,которым  мне разрешили  пользоваться как постоянному жильцу. Скоро я заварил чай в маленьком фарфоровом заварнике, дав немного ему выстояться,и мы уселись за стол.Я начал говорить о чае и употребил слова: «Мы, русские..».
   На что мне Егор Иннокентьевич, ответил: - Да какие вы русские, вы и разговариваете не по - русски.
  Я, немного опешил:  - Как, это не по - русски?
 -Вот у нас живут русские ,они и разговаривают по- другому, у них  русский разговор.С гордостью ответил Егор Иннокентьевич.
 - Стало быть, у вас староверы поселились?  - выспрашивал я.
 -Нет, они настоящие русские,  живут у нас давно и сохранили в чистом виде свой  родной язык и Веру Православную, -уже с кажущей досадой, стал объяснять мне Егор Иннокентьевич.
  -А как же вы живёте? И нет ли вражды какой?  - спросил я.
 -Нет у нас никакой вражды. Мы даже никогда не ссоримся,а наоборот, если у нас начинается какая-то вражда с другими родами,то как раз наши русские и примиряют нас.             
Да и не только примиряют они нас многому научили, ловкие они все,да работящие. Да и вино так не пьют, как вы здесь, – Добавил Егор Иннокентьевич.
 - А откуда же взялись там у вас русские? – задал вопрос я.
 -О, однако! Они жили и при моей прабабке и при прапрабабке ,и до неё жили.
 - А не потомки ли это Семёна Ивановича?
 - Семья у якутского атамана Дежнёва жила в Якутском остроге, по месту службы, -
 пояснил мне Егор Иннокентьевич.
 - Но ведь он обосновал ещё и Нижне-Колымский острог! Это удобное место для крепости, с которой можно отслеживать сразу два устья рек, Большого Анюя и Малого Анюя, и в нём проживало больше сотни душ,-показывая свою осведомлённость, добавил я.
  Мы уже попили чай , надо было готовиться ко сну. Александр Гаврилович и Фёдор Семёнович ,уставшие с дороги уже улеглись в свои кровати .А мне так хотелось дослушать рассказ о русских поселенцах, которые проживали совместно с якутскими племенами вдали от своей родины с 50-х годов 17-го века. Это же четыре века назад!
   Но мой собеседник уже встал из-за стола и больше не поддерживал наш разговор. Мне тоже пришлось укладываться, хотя хотелось расспросить Егора Иннокентьевича о загадочных русских поселенцах, которые сохранили наверняка первозданный родной язык ,обряды и самобытность истинно русской культуры.
 Ещё не один раз мы возвращались к этой теме,интересной и близкой мне по духу.Но главное,мне предстояло встретиться с этими людьми уже в другом месте.Это было в городе Мирный,через несколько лет.

Открытие памятника.
Семёну Дежнёву и его семье — жене-якутке Абакаяде Сючю и сыну Любиму, «первому сахаляру». Якутск, сентябрь 2005 года.