Жан Огюст Доминик Энгр

Медведев Дмитрий
Я не расист, но энгров не люблю. Во первых, произведения Жана не вызывали у меня восхищения за халтурки через реплики своих же работ. Конечно же, это не запрещено, но как-то обедняет репертуар автора. Сэкономил, блин, сделав копи-пейст главного персонажа и поменяв ему фон, окружение или одеяния. К счастью, музеи равномерно расхватали картины этого художника, поэтому нет залов, где в ряд висели бы одинаковые богоматери, совершающие ту же адорацию (поклонение Святым Дарам) по латинскому обряду, как с католическими, так и с православными святыми. Также не висят все вместе и его купальщицы от большой* до маленькой с их фигурами и полуфигурами**. И нет одного зала с Анжеликами, где все названия картин без малейшей фантазии, вроде: «Анжелика с этюдом», «Анжелика с цепи» и «Анжелика с Рожей»... ну или как-то так.***

Во вторых, меня, как бывшего медика, раздражают анатомические ошибки, недопустимые для живописца того уровня, каким нам его представляют. Как мужик мужика, я понимаю ДОМИНИКанскую тягу к обнаженному женскому телу. Тем более, в южных широтах Франции, а не в какой-нибудь Сибири, где ежегодно замерзает по сотне эксгибиционистов. Однако уродство во имя красоты - это уже выше моего понимания неоклассицизма. Вот почему «женщина с тремя руками», а не с тремя грудями, например? Эх, Огюст, лучше б бюст! Хотя это не ляп, конечно, потому что сделано нарочно, дабы подчеркнуть тенденцию двух позиций, мол, и так я могу и эдак, а ты уж выбирай на свой вкус. Осталось добавить: лишнее - зачеркнуть.

Но какое оправдание у той же Анжелики с вывернутой гортанью? Или вот «большая одалиска» с парой лишних поясничных позвонков, удлиненной рукой и левой ногой под неестественным углом. Опишешь словами такую пассию впечатлительному человеку, он же всю ночь кошмарами будет мучиться. Да-да, знаю сказочки о том, что знаменитый кистевод тем самым показал грациозность в стиле маньеризма. Фигня! Три грации не его кистей действительно грациозны и без лишних костей в горле или теле. И уж если я взялся разбирать его произведения буквально по косточкам, то хотелось бы упомянуть еще один ляпсус. Есть у Энгра еще манерный портрет графини Луизы с удлиненным правым предплечьем, отчего рука выглядит как чужая. И не надо оправдывать, что это она опустила плечико - в зеркале за ее спиной оно как раз приподнято.

Понимаю почему люди ходят по музеям - разве у сидящего перед экраном мелькнет в голове: «Да-а, столько ляпов я еще не видел, пойду дальше смотреть». И от прогулки от полотна к полотнищу появляется жамевю**** даже на известные рисовки, где охваченные одинаково наигранной истомой красавицы создают атмосферу сладострастия и праздности.

В частности, я имею ввиду «турецкие бани», созданные Энгром в глубокой старости. Эта картина вроде как подытожила все ню-нюшные работы прошлых лет. Даже в обрезанном до тондо виде в ней оказались и одалиска, и Анжелика, и купальщица, и даже трехрукая дама, только без лишней конечности. А несмотря на отсутствие фотографической точности этих обнаженных шахматисток, то есть женщин, которые могут часами молчать, хорошо следят за фигурами и знают много позиций, складывается впечатление, как будто наблюдаешь за происходящим в неком магическом шаре. Дополнительный эффект сферической выпуклости картины дает не только обрезка углов некогда квадратного холста, но и сама перспектива в расположении тел. От невольной ассоциации с подглядыванием я почувствовал себя, словно инопланетянин, похищенный другими инопланетянами: не в своей тарелке. Пардон, не в своем тондо. Однако и это полотно не изменило моего отношения к художнику. Мимолетный эффект прошел, и картина, оказавшаяся чуть оригинальнее других его творений, в итоге все равно была мною отмечена, как весьма посредственная в сравнении с остальными работами Лувра.

Пройдя еще несколько залов, я внезапно наткнулся на портрет Луи Франсуа Бертена. Трудно поверить, что это произведение принадлежало тому же автору. В отличие от предыдущей картины, Луи был точно не шахматист (слишком толстый, а шахматы - это ведь спорт),  слава Богу, не в стиле ню, и, что особенно приятно - не пазл в тысячу фрагментов, который надо собрать. Думаю, где-нибудь на сборке стены или однотонного пиджака я бы его сжег. Однако, несмотря на однообразие цветов незамысловатого портрета издателя газеты «Деба», банальную позу и невыразительную безэмоциональную мимику этого француза Франсуа, картина была живой. Энгр удивил меня реализмом своего суконного заказа, где буржуй сидел с таким видом, словно полностью прочитал лицензионное соглашение перед установкой виндовс. Вот может же автор рисовать хорошо и правильно, когда ему заплатят заранее.


* «Большая купальщица» - известная также как "купальщица Вальписон" (по имени первого коллекционера, купившего полотно).
** «Полуфигура купальщицы» - первая картина Энгра с купальщицей
*** Правильное названия картин: «этюд с Анжеликой», «Анжелика в цепях», «Роже и Анжелика» (на фото вверху справа-налево)
**** Жамевю (никогда не виденное) — состояние, противоположное Дежавю