Клавдия-глава девятая-война

Надежда Диноченко
               
     В Москву собрались быстро, через  неделю семья обустраивалась на новом месте, квартира была большая и удобная, семья разрослась, трое маленьких детей, причем один из них инвалид, да еще и няня.Галине квартира понравилась,светлая, дом в тихом месте, во дворе вишни, яблони, клумбы. Есть где с детишками  гулять,да и Михаилу удобно на работу добираться, дом в самом  центре Москвы, недалеко сад Эрмитаж. В общем Галина  была довольна.Они  устроили детскую, гостиную, спальню и еще кабинет для  Михаила. Рядом с кухней была даже предусмотрена небольшая комнатка для  прислуги. Все налаживалось в жизни, повышение  Михаила отразилось конечно и на достатке семьи, а главное, теперь ему полагалась персональная машина. Галину это  очень порадовало,  теперь по магазинам и на рынок она будет ездить исключительно на  машине.. Ничего не  предвещало грядущего  испытания. Конечно разговоры о надвигающейся войне были, тогда  казалась тема интересная но далекая от  действительности. Только единицы в то время осознанно опасались но помалкивали. За такие разговоры можно было такие неприятности  схлопотать...
     Больше всего приезду Галины с семьей  обрадовалась Клавдия, она  познакомила Галину с Лялей, у которой недавно родился малыш, кстати сына  Виталия тоже назвали Игорем, это был уже  третий Игорь в  их семье. У  Валентины старшего сына звали Гариком,  младшего Игорем, третья была дочка Лилия.Младших детей Валентины Клавдия еще ни разу не  видела, правда Валюша присылала  фотографии в  письмах.
      
    Двадцать второе  июня- гром  среди я сного неба. Галина плохо спала в  ту  ночь, капризничали дети, поднялась  температура у  Игорька, Анна  Никитична  беспокоилась о  Михаиле, он должен был  вернуться из командировки еще два дня  назад, но  его все еще не было и не было никаких известий от него. На улице  молодежь  праздновала выпускные,   в открытые окна доносились комсомольские песни, где-то далеко играла музыка.   Уже светало когда зашуршал репродуктор и послышался какой-то напряженно-торжественный голос диктора. Галина не сразу поняла смысл того, о  чем  говорил диктор. Она каким-то инстиктом уловила опсаность и ужас сказанного, в  комнату вбежала испуганная Анна  Никитична, она  почему то собирала по всем ящикам документы, паспорта взрослых и метрики детей, справки и ордер на квартиру. Галине она что-то пыталась объяснить, та  не реагировала, Анна Никитична брызнула ей в лицо холодной  воды, дала попить.
     Постепенно Галина пришла в  себя, успокоилась позвонила Михаилу на работу, секретарь сообщила  что тот вернется только  через пару дней. Он был в Омске и  там сейчас  готовили площадки под строительство  для  стратегических объектов. Галина  начала собирать  зачем-то теплые вещи, впервые в жизни она не знала что делать, ей просто было страшно, очень хотелось  спрятаться сейчас так нужен был Михаил, а он как всегда в своей дурацкой  командировке. Злость на  Михаила была настолько сильной, что Галина пришла в  себя и начала уже сознательно разбирать вещи, она отбирала самое необходимое, все лишнее сложила  в отдельные мешки и  убрала на  антресоли. После пошла к детям, в детской  все  было спокойно,дети спали, она присела возле  кроватки  Игорька, за время болезни сына Галина очень привязалась к  ребенку. Галина осозновала что  несчастье сына целиком на ее  совести , чувство  вины перед ним  причиняло почти  физическую боль Галине.Красавица Эллочка и старшая  дочка отошли на задний план. Галина боялась что война окажется слишком  сильным испытанием для ослабленного, покалеченного сыночка. Дочери были крепенькими и здоровыми, а вот  Игорек... ЕЕ размышления  прервала Анна Никитична, она собиралась пойти на улицу, узнать подробности, сходить  к домуправу... Понимая  что  Галина еще  не в  состоянии разумно действовать, Анна Никитична решила взять  миссию на  себя. К вечеру  почтальон принес повестку Михаилу явится в  военкомат для отбытия  на фронт. Галина чуть с  ума не сошла от горя, как же  так? Она не справится  с  тремя детьми одна, она привыкла что у нее есть надежная защита и опора в виде мужа, пусть он дома бывает редко, но  на нем весь дом и держится. Ему же нельзя на фронт — бормотала Галина  как одержимая. Это была  вторая бессонная ночь. Наутро Галина положив  в  сумочку медицинские выписки из истории болезни Игорька, взяв на руки Эллочку и  Анну Никитичну с Гертой, всей семьей отправились  с повесткой  в  военкомат.
     Возле кабинета военкома была большая  очередь, Галину с  детьми конечно пропустили вперед,Анна  Никитична осталась в  коридоре. Уставший, небритый майор даже оживился когда увидел красавицу Галину в своем кабинете, сначала он не понял цель визита, речь Галины, которую она приготовила еще дома, вылетела из ее головы, она сбилась с  мысли, эмоции захлестнули ее. Военком с  интересом молча наблюдал за женщиной. Галина  лепетала что-то о детях о калеке  сыне и единственном кормильце-муже.Постепенно она  стала  его раздражать, тут Галина, поняв что  не может достучаться  до этого сурового мужчины, обессилев, упала на  колени, по щекам потекли слезы, ее тщательно уложенная вокруг головы коса  распустилась, в голос  заревели обе дочери. Военком  вдруг почувствовал зависть к этому незнакомому  Михаилу которого  так вымаливает, так любит эта красавица. Он завидовал  счастливчику у которого такая большая семья, а главное такая любящая. Ему  захотелось  чтобы все у них было хорошо, он не станет их разлучать. Военком взял повестку у  Галины  сделал пометку на  ней и в  своем журнале и отдал повестку  Галине. Послушайте-сказал военком Галине,- успокойтесь, когда  Ваш муж вернется из  командировки у  Вас будет еще три дня на сборы, Вы с  мужем поедете всей  семьей  в Омск, он  будет как  специалист отвечать за  строительство эвакуированных предприятий. На  фронт  таких  специалистов мы не отправляем, они в  тылу нужны. Эта повестка была ошибочно отправлена, хорошо  что  Вы  пришли. Теперь все, идите домой и не мучайте детей. Начинайте сборы, путешествие будет нелегким для детей. Кстати, мой  Вам  совет, оставьте пока  своего больного  сына в  Москве, вряд ли он  переживет переезд,  кроме того Вам лучше сначала обустроится на  новом  месте, а потом  везти туда больного  ребенка.
     Когда Галина приехала к Клавдии с просьбой подержать Игорька некоторое  время у себя, пока мы обустроимся, а потом  сразу заберем, та  наотрез отказалась, у меня и  так Ляля с  ребенком, Павел, Евламьпий, а ты еще хочешь  на  меня  больного ребенка оставить, Галина заплакала, он же не выдержит умоляла она  мать.Клавдия растерялась, она никогда не видела Галину плачущей. С детства, что бы ни  случилось Галина никогда не  плакала, если конечно не  считать  младенческие  годы. Конечно Клавдия  сдалась и дала  согласие на опеку Игорька пока  семья  Галины не устроится на  новом  месте. Так  случилось, что это время затянулось до конца  войны.
      На следующий день Галина привезла Игорька к матери, напуганный  Игорек двумя ручонками уцепился за руку матери, он как будто чувствовал что разлука будет долгой.Когда Галина уложила Игорька в кроватку рядом с окошком он ненадолго отвлекся, разглядывая в окно дерущихся на ветке березы воробьев, Галина  чмокнув  сына в щечку выскользнула из  комнаты, она оставила Клавдии телефоны  врачей, рецепты, лекарства. Деньги и продукты на первое  время она передала матери раньше.Галина не смогла простится  с Виталием он  ушел добровольцем в первый  день войны.Зареванная Лиля пожелала Галине счастливого пути и пообещала присмотреть  за Игорьком. Поцеловав на прощание мать, Галина села в  машину и только здесь разрыдалась, ее мальчик оставался один, больной и никому не нужный, в Москве, но ничего нельзя было поделать. Она не знала  увидит ли своего сына когда-нибудь  вновь. От безысходности оставалось  только плакать.
           Дорога в Омск была длинной и  мучительной, приходилось пропускать эшелоны идущие в  сторону фронта и составы со станками и оборудованием следущие в тыл.Наконец семья добралась до  места назначения. Заселили  семью в половину большого деревянного дома, две комнаты  и  веранда с печкой посередине . Вторая половина была заселена более плотно, там  в таких же  двух комнатах жили четыре семьи. Правда соседи предупредили  Галину что  их тоже  могут уплотнить. Каждый  день приходит эшелон с эвакуированными вот и расселяют куда можно- говорила соседка. Вам  лучше сразу в одной  комнате расселится а  вторую оставить пустой  чтобы  вещи туда  сюда не  таскать. Галина так и  сделала. Со дня приезда семьи в  Омск Галина редко  видела  Михаила, он постоянно  находился на объектах,  забегал на пару часов раз в неделю, приносил продукты и снова уезжал. Скудного  пайка едва  хватало чтобы  прокормить  детей и не умереть с  голоду самим. Анна Никитична пошла работать на завод где изготавливали снаряды, она тоже редко появлялась дома,часто оставалась после смены ночевать прямо в  цеху.С продуктами  стало немного полегче. Галина выпиливала резные полочки из фанеры и  раскрашивала их, свои поделки  меняла  на картошку  и  молоко у  местного населения, брала заказы на шитье. Несмотря на военное  время  женщины охотно шили и перешивали свои наряды. Зимой тяжело заболела Эллочка, врач диагностировал корь. Через сутки девочка  умерла, на похороны приехал  Михаил. Галина была бледная  похудевшая, Михаил даже не  узнал в этой  худой, укутанной  с ног до головы в  черное, бледной  женщине,  свою любимую жену.Похороны произошли быстро и тихо. Галина безучастно смотрела на происходящее, она не плакала. Потрясение было слишком сильным, сейчас Галина вспоминала что мало времени уделяла малышке, вспоминала как рано  девочка начала говорить, Элочка  всегда звала ее мамочкой, только перед смертью вдруг  громко позвала ее крикнув- мама Галка!!!
         Галина услышала в этом отчаянном  крике ребенка столько боли, обиды и  укора что была потрясена, она  винила себя в смерти девочки и от этого ей было невыносимо больно. Через пару часов Михаил  и  Анна Никитична уехали снова на работу и  Галина  осталась одна, наедине со своей  утратой и болью. Она понимала  что идет  война и  фронт ждать не будет,  но ей было так  тяжело одной, наедине  со своим горем. В дверь постучали, вошла худая , черноволосая женщина с  ребенком на руках. Она еле  стояла на ногах,  Галина поздоровалась, забрала ребенка, положила на  кровать, малыш  спал.Женщина обессиленно опустилась на табуретку и зарыдала. Пока  галина наливала горячий чай гостье, та немного успокоилась. Слушая ее Галина и  сама потихоньку заплакала. Лена отправилась в эвакуацию с заводом, всей  семьей, муж был главным технологом  она работала в лаборатории, с ними ехали пятеро детей, дочь-подросток Настя триннадцати лет, сынишка Костик -первоклассник, двойняшки Ванечка и Васенька четырех лет и шестимесячная Аллочка. Их эшелон попал под бомбежку муж и дети погибли  спаслись только они  с Алочкой. Лена никак не может принять что нету  ни мужа ни детей, она всю дорогу думала  что когда приедет в Омск, они найдутся и все будет хорошо. Только когда она  вошла в  дом она поняла, что все это не сон, они с  Алочкой остались  вдвоем. Галина отвела Лену во  вторую  комнату, уложила  в  постель и занялась проснувшейся к  тому  времени  Алочкой. Она  искупала ребенка, переодела во все  чистое, накормила и  уложила спать  рядом с матерью.
             Впереди еще было много испытаний, война продолжалась,  где-то гибли люди, но Галина  вдруг поняла,  что есть на свете много людей страдающих и несчастных гораздо более  чем она  сама, поняла, что несмотря на все тяготы и испытания жизни, нельзя сдаваться  и  поддаваться  унынию. Надо  во всех  ситуациях оставаться человеком, быть выше обстоятельств, а  главное помогать другим людям в  тяжелые минуты, чтобы никогда  больше не испытывать стыда за  свои поступки и  дела, даже  перед собой.Внезапно она,  с болью в  сердце, вспомнила испуганные глазенки и зареванное личико Игорька. Она поклялась при первой возможности забрать сыночка в семью.

Продолжение  следует...