Янтарный крест Глава 15

Алекс фон Джаго
Дневник Петра1

  Занятно, конечно, было посмотреть как в других странах люди живут, да вот цели своей Великое Посольство не достигло, а стало быть и время и средства немалые попусту потрачены оказались. Хитрый народ там живет и нас совсем за дикарей считает только потому, что говорим да одеваемся иначе. Посмотрел бы на этих эуропэйцев, как они в своих епанчах на нашем морозце прыгать будут. И все ведь норовят не к обоюдной выгоде дело вести, а только о своём интересе думают, да поворачивают так, чтоб ты его интерес только и блюл. Вон, саксонский Август, только вроде с войны с турком вернулся, казалось бы, кто лучше его союзником в нашей борьбе быть может? Армия обстрелянная, опытная, вооружена хорошо, - ударили б с двух сторон мы вместе согласованно и одолели б турка. Так нет же - против союза против ничего не имеет, а вот с врагом - темнит, позже определиться предлагает. Оно и ясно. Надумал в Речи Посполитой в короли баллотироваться, а магнаты тамошние трон только тому отдадут, кто за них яблоки из огня таскать согласится, то бишь "великой республике, что от можа до можа" земли утраченные вернет. Причем на свои деньги да своей армией. Даже моему Алешке в крули пойти предлагали, лишь бы у шведов Ригу для них отвоевал. А Августу обещание выполнить возможно либо со мной объединившись у Карла Лифляндию да Ригу воевать, либо с Карлом от меня Смоленск обратно брать. Причем последнее желательней.

       Хотя на Карла датский Фредерик давно зуб точит, - еще родня называется, - кузенами ведь все друг другу приходятся, хотя и у нас не лучше - сестрица моя единокровная не меньше яда для меня готовила и ужалила б, если случай поимела. Оказывается, стрельцам, что с Азова возвращались, прелестные письма разосланы были, дабы новый бунт поднялся. Благо, что до того предвосхитить удалось и очень малой кровью все решилось. Только троих горлопанов князь-кесарь и казнил, выпытав до того, откуда измена идет. А на стрельцов бывших я посмотрел, когда домой возвращался - сыты да довольны жизнью и ждут-не дождутся, когда на Русь капралами возвернувшись мне верой и правдой служить продолжат. И по отчетам знаю, что и те, кто на Азове остался, довольны также - жинки да детки при них, жалованье им против московского выше, а жизнь напротив, дешевле. Не знаю, сам ли Герман так придумал, либо, как говорит, дед ему так наказал насоветовать, но кровушки русской сбережено немало. Да и от обиды на Карла меня уберег. Действительно, что я в Лифляндии разносолов ждал, когда край третий год голод мучил, потому и нам цены в Риге высокими казались, хотя такими они были для всех. А в Курляндии же я отожрался, умирать буду, а тех каплунов вспомню. И главное, спасибо Герману, что с Карлом меня свел. Хоть король этот и молод совсем, а учиться мне у него и учиться, и если действительно с кем на Союз решаться, так только с ним - такой не предаст.

      Да и не только за это спасибо курляндцу. Вон, сколько раз я у любимого моего Мазепы книгу Макиавелли в руках видел, а самому "Государя" прочесть захотелось только когда на Висбю из уст Карла цитату оттуда услыхал, хотя он признался, что сам за настольную держит "Хроники гальской войны" Цезаря. И не для зазнайства ссылки те. Просто многие думы, по ночам спать не дающие, более умными людьми продуманы уже давно - просто бери готовое и делай как сказано. И не мудрено, что в шведском войске, не то что генералы, а и полковники в трёх университетах учены. А в России ... . Армия у шведов так же правильней всего построена. Наемной совсем мало – там, где нужда в таковой. А в основном - роты с одного места собираются и местностью той экипируются. Потому дезертиров там и нет, что знают все всех, да и трусость перед соседями показывать стесняются. Но для того люди вольными быть должны, а возможно ли так на Руси, когда в Сибири земли пустой без счета - без крепости сбегут ведь туда все.