Роль Ордена Христа в истории Португалии

+NON NOBIS DOMINE NON NOBIS+

Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
Не Ты ли, Боже, который отринул нас и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
С Богом мы окажем силу: Он низложит врагов наших.

Из пятьдесят девятого псалма Давидова.


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вторым по времени учреждения (после Ордена Монтезы) иберийским рыцарским Орденом, происшедшим от "Ордена бедных рыцарей (соратников) Христа и Храма" (тамплиеров-храмовников), стал португальский рыцарский Орден Христа. В лице "бедных соратников Христа и Храма Соломонова" (лат.: pauperes commilitones Christi templique Salomonis) король Португалии дом Диниш (Дионисий) I Щедрый, по прозвищу "король-труженик" (основатель Лиссабонского университета и португальского морского флота), имел надежное, дисциплинированное и подвижное конное войско, неизменно оказывавшее ему действенную поддержку в борьбе с мусульманами ("маврами"), и не в королевских интересах было лишаться его ради политических выгод французского короля и папской курии. Получив от папы римского приказ арестовать всех тамплиеров в своих владениях, король Диниш выполнил его чисто формально, разместив храмовников (а в действительности - дал храмовникам убежище) в своей крепости Морим, где и поселил их на положении даже не почетных пленников, а, скорее, дорогих гостей. Наряду с далеко идущими планами использования бывших храмовников в борьбе с маврами, король Диниш также имел намерение использовать "своих" рыцарей-храмовников против иоаннитов-госпитальеров, весьма усилившихся в его королевстве после разгрома ордена Храма.

На протяжении нескольких лет португальские рыцари Храма пользовались гостеприимством короля Диниша в солнечной провинции Альгарви, пока ситуация вокруг Ордена Христа и Храма Соломонова постепенно не разрядилась.

Ни один волос не упал с головы "арестованных" в Португалии рыцарей Храма. Все время их "заключения в крепости" тамплиерские владения находились под образцовым управлением королевских чиновников - ни о какой конфискации не было и речи. Наконец, на процессе в городе Сантареме (Сантарене) все португальские храмовники были признаны невиновными.

Однако, позиция папы римского Климента V - француза по происхождению, бывшего архиепископа города Бордо и подданного короля Филиппа IV Красивого, в полной мере разделившего с "королем-фальшивомонетчиком" (прозванного так "благодарными" подданными за систематически проводившуюся им, вечно нуждавшимся в деньгах, порчу монеты) ответственность за разгром Ордена Храма - в отношении исхода Сантаремского процесса создавала определенные затруднения, вследствие чего возникла необходимость, как и в Арагоне и в Кастилии, покончить с названием "рыцари Храма", ставшим, в свете событий последних лет, достаточно одиозным. Поэтому в 1317 г. португальские тамплиеры, сохранив только первую часть своего прежнего полного названия ("бедные рыцари Христа и Храма Соломонова"), стали "рыцарями Ордена Христа", или "Христовым Рыцарством" (Militia Christi), сохранив, "без аннексий и контрибуций", все тамплиерские владения и все имущество, имевшееся у "крамольного" Ордена Храма в Португальском королевстве.

Новый папа римский Иоанн XXII, сменивший папу-француза Климента V (чья таинственная смерть, вслед за смертью короля Филиппа Красивого, предсказанная сгоравшим на костре французской инквизиции последним Великим магистром храмовников Жаком де Молэ, призвавшим из пламени костра на Божий суд преступных короля и папу, заставила тогдашнюю "общественность" еще раз усомниться в справедливости возведенных на тамплиеров обвинений) на римском "апостольском престоле", всецело одобрил мудрую политику короля Диниша I Португальского и в 1319 г. утвердил Орден Христа в его новой форме - впрочем, выговорив себе право на частичное управление им и на посвящение достойных кандидатов в рыцари.

В 1321 г. новый Орден Христа, именовавшийся также "Томарским Орденом" (порт.: Ordem de Tomar) по названию резиденции Великого магистра "Христова воинства" - старинного тамплиерского замка Томар,  насчитывал в своих рядах 69 "братьев-рыцарей", 9 "братьев-священников" ("братьев-капелланов") и 6 "братьев-сервиентов" ("братьев-сержантов").

Мудрое решение короля Диниша I взять прославленный Орден под защиту очень скоро принесло португальской короне огромную пользу. Не говоря уже о решающей роли членов этого Ордена, составлявших наиболее боеспособную и дисциплинированную часть португальского войска, в деле очищения Португалии от мавров, именно на деньги "рыцарей Христа" финансировались совершенные португальскими мореплавателями великие географические открытия. Именно знамя "рыцарей Христовых" победно развевалось на всех морях Старого и Нового Света. Эмблемой Ордена Христа остался "мученический" красный тамплиерский крест, но не изначально простой, а "развитой" формы (с угловато расширяющимися концами) на белом поле. Но в знак того, что португальские храмовники "очистились" от возведенных на них инквизицией обвинений в ереси, на сердцевину красного "храмовнического" креста "Христовых рыцарей" был наложен узкий прямой белый крест (поэтому эмблема Ордена Христа иногда описывалась как "двойной красно-серебряный крест"). Так что изображение прародителей португальских рыцарей Христа - тамплиеров - с белым крестиком в серединке красного орденского креста на одежде, да еще в период пребывания рыцарей Храма в Святой Земле (как в популярном шведском кинофильме "Арн - рыцарь Храма" /1/, кадр из которого мы поместили в заголовке настоящей военно-исторической миниатюры), является очевидным анахронизмом. Хотя фильм сам по себе неплохой, хоть и относится не к жанру исторических картин, а скорее к жанру "фэнтези" на исторические темы, но, если перенести место его действия из Палестины в Португалию, а время его действия - на период сразу после разгрома Ордена Храма королем Филиппом Красивым, то можно сказать, что именно так выглядели облачения португальских тамплиеров после их "перерегистрации" в качестве Ордена Христа мудрым и благородным королем Динишем I. Впрочем, это так, к слову...

Однако португальские (как, впрочем, и испанские) рыцари Христа (последние в период династической унии между Португалией и Испанией, когда Орден Христа стал общим для обоих иберийских королевств) - например, знаменитый принц Генрих (Энрике, или, точнее: Энрики) Мореплаватель (Навигатор, или, точнее: Навигадор), также являвшийся членом и даже исполняющим обязанности (администратором) должности Великого магистра (Гран Мештри) обновленного Ордена (поэтому его корабли ходили под флагом Ордена Христа) - нередко носили на своих одеяниях простой красный тамплиерский крест (безо всякого белого креста в середине).

Страсть Генриха Мореплавателя к морским исследованиям объясняется целым рядом причин, главными из которых были следующие.

Во-первых, если мавры в Африке были действительно столь могущественны и многочисленны, как о них говорили в Европе, принцу, "как любому разумному человеку, обладающему естественной предусмотрительностью" (по выражению португальского историка Азурары), следовало бы выяснить силу врага и пределы его могущества.

Во-вторых, за 31 год войны с маврами принц Генрих "не нашел ни одного христианского короля или принца за пределами своих земель, который во имя любви к Господу нашему Иисусу Христу согласился бы помочь ему в этой войне. Поэтому он пытался выяснить, не найдется ли в Африке или Индии христианских принцев, в которых любовь к Христу сильна настолько, что они согласились бы помочь ему в борьбе против врагов христианской веры (в частности, принц Генрих пытался получить информацию о легендарном христианском "царстве пресвитера Иоанна в Индиях" - и со временем португальские мореплаватели действительно установили контакт с изнемогавшей в борьбе с мусульманами христианской Эфиопией, или, как тогда говорили, Абиссинией, едва не ставшей в результате колонией Португалии).

В годы правления Генриха Мореплавателя (в котором стремление к открытию новых земель сочеталось с благочестивым стремлением способствовать обращению в христианство закосневших во мраке язычества обитателей этих земель и, тем самым, спасению их душ) Орден Христа, рыцари которого активно участвовали в борьбе Португалии с мусульманскими владыками Марокко, занялся активной миссионерской и торговой деятельностью в португальских колониях. Так, в 1425 г. рыцари Христа под знаком красного креста храмовников колонизировали остров Мадейру и Канарские острова, в 1445 г. - Азоры, а в дальнейшем исследовали западное побережье Африки.

Принц Генрих не стеснялся использовать доходы возглавляемого им Ордена Христа для финансирования своих морских экспедиций, а имя Ордена - для того, чтобы добиться от папы римского Евгения IV официального признания права Португалии на земли, открытые именем Христа. Когда его исследовательские предприятия начали приносить прибыль, Генрих милостиво даровал Ордену Христа множество привилегий в новооткрытых землях, включая право на получение церковной десятины с острова Сан-Мигел в Азорском архипелаге и половину доходов от продажи сахара с этого острова, десятую часть от всех гвинейских товаров, церковные налоги с острова Мадейры и др. Сотрудничество между португальским королевством и Орденом Христа (объединенными в лице одного и того же принца Генриха) оказалось плодотворным и взаимовыгодным.

Красный восьмиугольный крест с "иерихонскими трубами" тамплиеров на концах украшал белые паруса, флаги и вымпелы каравелл Бартоломеу Диаша, Васко (Вашку) да Гамы, Кристобаля Колона (более известного нам под своим латинизированным именем "Христофора Колумба") и Фернана Магальянша (Магеллана), шедших в "море-океан" открывать неведомые земли, а также военных кораблей португальских "новых крестоносцев" Франсишку ди Алмейды и Аффонсу ди Албукерки, громивших мусульман в их "внутренних морях" - от Ормуза в Персидском заливе до Малакки в Андаманском море - и тем ослаблявших натиск воинственного Ислама на Европу. Великие географические открытия, совершенные отважными португальскими мореплавателями под знаменем с красным "тамплиерским" крестом рыцарей Христа, обогатили Лиссабон несметными сокровищами "Индий" и лишили ближневосточные магометанские державы баснословных доходов, извлекаемых теми из посреднической торговли между Востоком и Западом.

Таким образом, давняя заветная мечта рыцарей Ордена Христа и Храма была осуществлена наследниками их могущества и духа - рыцарями Ордена Христа. Попробуем поставить себя хотя бы на минуту на место этих отважных людей. Тайну за тайной открывало "Море Мрака" (как европейцы еще со времен Античности именовали Атлантический океан) перед командами каравелл, несших красный крест "Христовых рыцарей" все дальше на юг. Где-то далеко впереди, за каким-нибудь мысом, который они были полны решимости обогнуть в один прекрасный день, лежали сказочно богатые неведомые земли - и оттуда, из глубокого мусульманского тыла, наследники тамплиеров были полны решимости нанести смертельный удар Исламу.

Поэтому не правы те, кто низводит плавания португальцев на Юг и Восток до уровня простой погони за прибылью, продиктованной только жаждой наживы. В действительности ими владело не только стремление к обогащению. Для них это был последний Крестовый поход в защиту не только христианской Португалии, но и всей христианской Европы от мусульманской угрозы. Угрозы, все еще остававшейся весьма серьезной, ибо не раз уже (с VII по XVII век) магометанским полчищам удавалось поставить Христианскую цивилизацию на грань уничтожения. Очередное нарастание мусульманской угрозы обозначилось после захвата "Второго Рима" - Константинополя турками-османами в 1453 г. А ведь до тех пор Ислам черпал все новые силы, все новые резервы (казавшиеся порой неисчерпаемыми!) из неизвестных и недоступных христианскому миру, необъятных просторов далекой Азии, из глубин таинственной Африки. Но рыцари Христа, наследники храмовников, воинство маленькой Португалии, первыми зашли во фланг Исламу и поразили захваченных врасплох магометан в их дальневосточных твердынях!

Впоследствии Орден Христа разделился на две ветви - португальскую и чисто папскую. Португальская ветвь постепенно утратила характер духовного (монашеского) Ордена и стала династическим орденом португальской короны. Дело в том, что Орден Христа, сыгравший в свое время столь заметную роль в военных успехах португальских королей в борьбе с пиренейскими "маврами" и заморскими мусульманами, со временем настолько усилился, что королевская власть была вынуждена принять меры к ограничению его самостоятельности и к началу XVI века добилась подчинения Ордена непосредственно королю. После этого папа римский Александр VI Борджа освободил рыцарей Христа от монашеских обетов нестяжания (бедности) и целомудрия (безбрачия), чем и подготовил окончательную секуляризацию Ордена Христа (то есть превращение последнего в чисто светское учреждение), состоявшуюся в 1789 г., и конфискацию его владений в пользу португальской монархии, последовавшую в 1834 г.

В период подчинения Португалии испанской короне (1581-1610) правила приёма в Орден Христа (которому оказывал особое покровительство король Испании Филипп II Габсбург) были значительно упрощены. В него мог вступить любой дворянин (по-испански: идальго, по-португальски: фидалгу), отбывший в течение 2 лет военную службу в Африке или прослуживший 3 года на флоте.
   
Превратившись в династический Орден португальской короны, он получил название "Кородевский Орден рыцарей Господа нашего Иисуса Христа" (порт.: Real Ordem dos Cavaleiros des Nossо Senhor Jesus Christo, Реал Ордем душ Кавалейруш диш Носсу Сеньор Жусуш Кришту).

В период существования Бразильской империи (императорами которой являлись отпрыски португальской королевской династии Браганса), с 1822 по 1890 г. существовал отдельный самостоятельный бразильский Орден Христа, независимый от португальского.

После падения монархии в Португалии все королевские Ордены (и ордена) были упразднены. Однако в 1917 г. по указу президента Португалии Орден Христа был восстановлен (правда, в качестве чисто светской, гражданской награды).

Кавалером Ордена Христа является, между прочим, дом Фернандо ди Соуза Фонтиш (Фонтес) - князь-регент и Великий магистр вышедшего в 1808 г. из многовекового подполья Ордена тамплиеров - Верховного Рыцарского (Воинского) Ордена Иерусалимского Храма (лат.: Ordo Supremus Militaris Templi Hierosolymitani), штаб-квартира которого находится в португальском городе Порту (Порто).

Здесь конец и Господу нашему слава! Босеан!

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/ "Arn - Tempelriddaren".


Рецензии
Дорогой Вольфганг!

Жду....!
Искрнне Вл.

Владимир Багаев   02.07.2012 23:14     Заявить о нарушении
Весьма интересный материал. В очередной раз узнал для себя много нового. Один вопрос - а почему Филлип Красивый получил такое прелюбопытное прозвище - "король фальшивомонетчик"? Кстати испанская конкиста в Новом Свете, тоже была своего рода крестовым походом примерно такого же плана, что и у тевтонов в Прибалтике. Цель - христианизация.И как и в случае с тевтонами вряд ли поддается подсчету число ушатов с помоями, которые были вылиты по этому поводу на испанцев, которые де свалились на голову несчастным ацтекам, жившим уникальной передовой культурой, и просто их загеноцидили. Причем на Западе громче всех стенали, если мне не изменяет память как раз англосаксы. В свое время наткнулся на одну художественную книгу "Дочь Монтесумы", где автор от лица главного героя изрыгает тонны ненависти к испанским фанатикам и сочувствия "хорошим и наивным" ацтекам. Хотя, если объективно и без эмоций, то испанцы остановили царивший там столетия кромешный ад. Вы писали про идеализацию пруссов и что они собой представляли на самом деле, но то с чем столкнулись а Америке испанцы заставило бы встать волосы дыбом даже у видавших всякое немецких рыцарей. И даже если бы испанцы не были столь фанатичны в плане религии, а то и вовсе были бы атеистами, рука потянулась бы к клинку все равно, дабы просто спасти несчастного, которому на алтаре собираются вскрыть грудную клетку и вынуть оттуда сердце.
С уважением, Александр.

Александр Курчанов 2   05.07.2012 21:59   Заявить о нарушении
Что еще примечательно, с открытием Америк, а также морского пути в обход исламистов потрясение настигло и кое-кого в Европе. А именно венецианцев, зарабатывавших на посреднеческой торговле огромные деньги. Для их республики эти два события стали началом конца.

Александр Курчанов 2   05.07.2012 23:17   Заявить о нарушении
Добрый вечер, уважаемый Александр! Вы абсолютно правы в правы в своих оценках. "Королем-фальшивомонетчиком" Филиппа Лебеля прозвали за систематически проводившуюся им порчу монеты в общегосударственном масштабе (ему вечно не хватало денег) - монету при нем постоянно обрезали, в ней непрерывно снижался процент драгметалла. Относительно Конкисты как Крестового похода Вы также абсолютно правы, как и в оценке "высокогуманной" цивилизации ацтеков, майя и прочих "культурных" людоедов, чьи души испанские христиане спасли святым крещением от вечной погибели. Кстати, несмотря на все "зверства" испанцев в Америке, сейчас в бывших испанских владениях (да и в бывшей португальской колонии Бразилии) живет полным полно якобы "истребленных" конкистадорами индейцев, в некоторых странах (например, в Перу и Эквадоре, индейский язык является государственным, наравне с испанским). А посмотрите на бывшие колонии "гуманных благородных" англосаксов (например, на США) - там индейцев почти не осталось. Все дело в английской многовековой антииспанской пропаганде (ведшейся, между прочим, и талантливыми беллетристами, вроде Райдера Хаггарда - у него есть кроме "Дочери Монтесумы", целый ряд лругих антииспанских исторических романов - например, "Прекрасная Маргарет"), создавшей вокруг Испании т.н. "черную легенду".

Вольфганг Акунов   05.07.2012 23:56   Заявить о нарушении
А венецианские купцы, постоянно изменявшие делу Христовой Веры ради своих торговых интересов, в конце концов получили по заслугам. Сказано: не можете служить Богу и мамоне!

Вольфганг Акунов   05.07.2012 23:59   Заявить о нарушении
О да, черная легенда, которая жила опять же столетия. В связи с этим, весьма примечателен выход с свет несколько лет назад фильма Мэла Гибсона "Апокалипто", где наглядно было показано, что это была за "цивилизация" такая.

Александр Курчанов 2   06.07.2012 00:33   Заявить о нарушении
Кстати, аналогичная "черная легенда" сложилась и о монголо-татарах.

Вольфганг Акунов   07.07.2012 18:20   Заявить о нарушении
Доброго Вам дня. Прежде чем "славить" испанцев, неплохо бы судить об этом хотя бы из документальных источников, коими, если Вы в курсе, никак не могу являться худ. литература и такого же пошиба фильмы. Вы справедливо ерничаете над фильмом "Арн..."(который, кстати, совсем не плох в историческом плане, по сравнению с голливудским гуано), но, ссылаетесь на фильм Гибсона, как на истину в последней инстанции. Почитайте Галеано "Вскрытые вены Латинской Америки", для примера. А в идеале, не желаете спросить "индейцев" в ЮА, что они думают про "хороших" испанцев?

Анатолий Испанец   21.12.2017 08:22   Заявить о нарушении
Упс, про Гибсона реплика была не Ваша. Прошу прощения.

Анатолий Испанец   21.12.2017 08:25   Заявить о нарушении
Все познается в сравнении.

Вольфганг Акунов   21.12.2017 17:30   Заявить о нарушении
Ежедневным, как выход газеты,
Заурядным был этот обряд.
Бредят в тухлых колодцах скелеты,
Черепа в подземельях хрипят.
Мясники наигрались ножами —
Пар повис над змеиной горой, —
И подручные их обряжают
В человеческой кожи раскрой.
Ну а сердце? Живое, парное,
Как оно под клыками хрустит!

Пар ползёт над змеиной страною,
Хищный камень над жертвой блестит.
Вечно кровь эти камни лакали —
Есть ли сила, что Змея сильней?
Но сошли у корней теокалли
Арагонцы с высоких коней.

(Юрий Стефанов. Кортес).

Вольфганг Акунов   21.12.2017 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.