Урок жизни

Андрей Лакаташ
«Был я тогда очень молод. И поэтому красив, силён и свеж. Но глуп. Сейчас я это понимаю, глядя со стороны на себя тогдашнего спустя столько лет, а тогда мне казалось, что я очень умный и взрослый.
Мы с мамой жили в однокомнатной квартире далеко от центра города. Она много работала, чтобы обеспечить мне достойную жизнь. Я был перспективным молодым боксёром, и на меня возлагали большие надежды. Поэтому почти все деньги, что зарабатывала мама, уходили на мои занятия боксом и соревнования.
Однажды я стал готовиться на всероссийский чемпионат на Чёрном море. Я был главным претендентом на звание чемпиона. Целыми днями я занимался, всё моё внимание было уделено тренировкам. За месяц перед соревнованиями я поговорил с мамой всего раза три. Сейчас я понимаю, что так нельзя, что нет ничего важнее родных людей. Но тогда я этого не понимал. Не до того было.
И вот, когда я был на соревнованиях, случилось ужасное. Я тогда побеждал бой за боем и твёрдо шёл к победе. И пришёл к полуфиналу чемпионата.
Во время этого поединка мою мать сбила машина. Ничего не зная, я одержал победу в этом бою. На похороны не поехал, потому что у меня остался последний бой за звание чемпиона, и если бы я уехал, то был бы дисквалифицирован.
Но в последнем бою я дрался плохо, тело не слушалось меня, мои мысли были медленней движений противника. Перед боем я был настроен на победу, я был готов драться. Но не мог. Не знаю, как так получилось. Я ещё не успел осознать трагедию, я был весь в чемпионате. Но что-то со мной произошло.
В это время хоронили маму. Я вспомнил, что сегодня похороны. На мгновение передо мной возник образ мамы, такой, каким я помню его с трёх лет. И этот образ резко превратился в красную перчатку и очень сильно ударил меня в челюсть.
Я потерял сознание – гроб опустили в могилу. Меня стали приводить в сознание – маму стали засыпать землёй.
Я не знал этого, я знал только, что проиграл этот бой. Проиграл звание чемпиона. Это беспокоило меня сильнее, чем смерть матери. Я был вторым. А это всё равно, что последним.
Приехав домой, я стал с неимоверным усердием заниматься. Я покидал зал только тогда, когда нужно было отнести одежду в стирку или купить еды. Бокс поглотил меня. Спортзал был моим домом, ринг – постелью. Я ни с кем не общался, никуда не ходил, я тренировался.
Прошёл год. Я опять поехал на соревнования. И стал чемпионом. На этот раз мне ничто не помешало.
Потом у меня начались проблемы со здоровьем. Болели колени, я перенёс несколько операций, но полностью восстановиться не смог, поэтому и хромаю до сих пор. И я перестал тренироваться, стал тренировать. Набрал себе группу и стал готовить будущих чемпионов.
Я встретил красивую девушку (не буду называть её имя) и в скором времени женился на ней. Она забеременела. А я тренировал своих боксёров к предстоящим соревнованиям и не обращал внимания на мою молодую жену.
И на седьмом месяце её беременности я уехал на соревнования. Надо же было им проходить именно в это время! И как назло у неё случились в это время преждевременные роды. Я не мог уехать с соревнований, да и ничем я ей не мог помочь, честно говоря.
Во время родов моя молодая жена умерла, ребёнка тоже не смогли спасти. Хоронили её в тот день, когда у нас был последний бой.
Опять, опять это повторилось со мной. Я был ужасно растерян и не только не помогал своему парню, а даже скорее мешал. Бой был проигран.
Все видели, что в поражении моего воспитанника виноват только я. И про меня сразу распространилась дурная слава. Все знали, что со мной нельзя иметь дел, потому что я продажный и не имею ничего святого. Мой тренерский опыт был неудачным, поэтому в клубе нашли нового, заслуженного, хорошего тренера. А я оказался никем. И ни с чем.
Я не представлял свою деятельность, не связанную со спортом. Но в спорт мне дорога была закрыта. У меня имелись некоторые сбережения, поэтому можно было не работать. И я стал слоняться по улицам города. Бессмысленно. Бездумно. Бесцельно. Как бродячий пёс. А я и был старым, никому не нужным, хромым псом.
Я старался как можно меньше времени проводить в своей квартире, напоминавшей о прошлом, которое трудно вспоминать без слёз. Часто я даже ночевал на улице. Мне стали подавать милостыню, хотя я не просил, но мой вид, наверное, был очень жалок.
И однажды, сидя на скамейке в парке, я увидел девочку. Лет пяти. Она была одета в какое-то ужасное тряпьё, босая, грязная, не расчёсанная, но у неё необычайно ярко и чисто горели глаза. Так ясно и светло, что я заулыбался. Так она мне понравилась, эта девчонка.
А она подошла ко мне и спросила:
- Дядь, а чего ты улыбаешься?
Я не знал, что ответить. А она не отставала:
- А, дядь?
- Я счастье увидел, милая. В первый раз жизни.
- Как это? – Девчонка была в недоумении. – У тебя никогда не было счастья?
- Было. Но я не видел его. А сейчас вижу.
- И что ты видишь?
- Тебя.
- Я – счастье? – Малышка была поражена моим ответом.
- Да. Ты - счастье, великое счастье. Будешь со мной жить?
- С тобой? Где?
- Да здесь, недалеко, в соседнем доме.
- Буду. – Девочка схватила меня за руку и широко улыбнулась. - Ты хороший.
Я посадил её себе на колени:
- Это почему же?
- У тебя глаза добрые.
Я прижался щекой к её щеке. А она радостно воскликнула:
- А борода колючая!
- Ну, ничего, я побреюсь. Как зовут-то тебя?
- Светка.
- Ну, пошли, Светлячок, жить поживать да добра наживать.
- Пошли!
И мы, взявшись за руки, побрели в сторону дома.
Мы сейчас живём уже десять лет дружной семьёй, вдвоём. И никого нам больше не надо. Я её удочерил, и она называет меня отцом. Мы настоящая семья. Она мне помогает всегда во всём, хорошая она, хозяйственная. А глаза так же сверкают.

Жил себе, жил. Никогда не думал о семье. И всегда семья разрушалась. Никогда я не уделял внимание близким. И за это Бог меня наказывал. А я только и делал, что работал, занимался. И никакого счастья, кроме ослепления победой, не имел.
И вот под старость лет я зажил. Я познал счастье, когда настало время познавать горе. Я научился жить, когда настало время умирать.
Жизнь всё время преподавала один и тот же урок, изо дня в день, из года в год. А понял я его только в старости.
Жизнь даёт нам ценные уроки, но мы очень поздно понимаем их. Цена этих уроков тем выше, чем раньше мы их понимаем. Но мы можем думать, что понимаем их, а на самом деле пропускать всё мимо ушей.
Нужно жить. Жить сердцем, не думая, что будет впереди. Никогда невозможно всё предугадать, дорога жизни имеет крутые повороты, и никогда не знаешь, куда она заведёт. Нужно делать то, что велит сердце. И идти на свет, как мотылёк.

Я вам рассказал свою историю, молодой человек. А вы теперь обдумайте урок, который был дан мне, и не повторяйте моих ошибок. Учитесь на чужих ошибках, но помните, что своих ошибок избежать нельзя. Вы хороший, у вас глаза добрые. У вас великое будущее. А теперь разрешите мне откланяться».

Старик встал, взял в руку трость, и хромая на левую ногу, медленно пошёл по аллее. А молодой человек, оставшийся на скамейке, сначала долго смотрел ему вслед, а потом достал блокнот и стал что-то записывать, иногда он замирал, о чём-то задумываясь и что-то вспоминая.
Он сидел так около двух часов, затем встал, сказал: «Ну, старик. Вот это историю рассказал. Целая повесть вышла. Завтра прочитаю друзьям, сто процентов не поверят, что это реально так было». И пошёл в сторону противоположную той, куда ушёл старик.