Троица Рублёва. Композиция, образы

Сергей Куракин
Чем дольше смотришь на Троицу, тем больше понимаешь, что скрыл русский мастер. Вход в икону начинается с нижней части, на которой стоят поджатые ноги ангелов, от линий подножий, раходящихся в стороны места, из которого смотрит душа. Отсюда, с порога души – открывается мир в небесное пространство. Можно ли его распознать? Вырежьте бумажки  формы подножия ангелов. Переверните их, наложив на прежние места, получите прямую перспективу, земной закон, которым изображали художники-реалисты земной мир. Затем, переверните бумажки обратно, получите обратную перспективу, не видимый мир, который изображали иконописцы. Во всех европейской картинах, начиная с Мантенья, кончая Рубенсом, подобное нарушение перспективы (обратное) сочли бы за наив, профанацию, обман. Но почему эта профанация, так называемый обман, говорит зримым языком в религиозном искусстве?

 Русские иконописцы не завоевывали имен, они завоевывали Царствие Небесное. Поэтому не ставили подпись. Мир иконы наполнен образами от краев до середины и приглашает из земного мира в небесный. Три ангела вписаны в круг. Круг – силуэт невидимой мандорлы, в которой пребывает Божество: в центре Сын, слева Отец, справа Святый дух. Золотой ассист, драппирующий крылья ангелов, – олицетворяет источник Божества, крылья – эмблемы посланничества ангелов. Умиротворенный покой наполняет душу зрителя смотрящего на Троицу.

Благодаря невидимому кругу, листообразно разложенному здесь, синхронно склоненные головы открывают мир, которого не существует на земле. Искупительная чаша на столе – плывущий корабль по непорочной воде, скрывающей трапезу. Жезлы ангелов соединяют два плана – земной и небесный. Дерево сзади – цветение чувств. Горка конусом внутрь – знак восхождения к богу. Окошко в столе – окно в мир, вторая икона, картина в картине, скрытый символ в иконе. Архитектура из неземной балясины – Божественное домостроительство, задуманное богом на земле, прообраз Царствия Небесного.

И наконец, последнее самое невидимое здесь, которое ближе к зрителю – поля, образующие ковчег, то есть, углубление в иконе – отделение земного мира от небесного: два плана, из которого смотрит зритель в мир иконы – грешный, и в котором происходит действие – святой.

К прочему, нельзя забывать, что большая часть коллекции икон, хранящихся в  ГТГ, принадлежала когда-то русскому художнику И. Остроухову, который выкладывал золотыми червонцами царской чеканки поверхность старой доски, чтобы оценить покупаемую им икону. Но, к счастью ни один червонец не коснулся Троицы А. Рублева. Хочется надеяться, что это будет именно так.

                /31 июля 2008 г. / "Троица". А. Рублёв. XV в. ГТГ. / источник: собственное фото /