Коррекционная педагогика. Конкурсный реферат

Георгий Георгиевич Ларин
ВВЕДЕНИЕ

Работа «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов», выдвигаемая на соискание премии Правительства Российской Федерации в области образования в 2010 году, по направлению «Создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации», выполнена пятью авторами, среди которых практикующие вузовские преподаватели (профессор педагогики, доцент) и школьные педагоги (учитель, психолог, логопед), на протяжении многих лет успешно работающие в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего общего образования в четырёх городах Ростовской области (Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Таганрог, Шахты).
Работа «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов» выдвигается для подтверждения достижений, предусмотренных в подпункте «б» пункта 1 Положения о премиях Правительства Российской Федерации (Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1133 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области образования»), согласно Перечню, образцам и требованиям, предъявляемым к оформлению прилагаемых к работе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области образования документов в 2010 году, поскольку полностью соответствует конкурсным критериям, предъявляемым к работам, выполненным в течение последних 10 лет и отвечающим требованиям по их использованию в образовательном процессе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании, после их опубликования в печати и практического применения в педагогической деятельности не менее 3 лет.
Указанная работа в течение последних восьми лет, в период с 2002 по 2010 годы, выдержала три издания (общим тиражом 13 000 экземпляров) и востребована в педагогической деятельности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, средних общеобразовательных школ не только в Российской Федерации, но также в Белоруссии и Украине. В частности, учебное пособие «Коррекционная педагогика» впервые было издано в 2002 году (Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ») тиражом 5 000 экземпляров, а затем дважды переиздавалось – в 2004 году (Москва: Издательско-книготорговый центр «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ») тиражом 5 000 экземпляров и в 2010 году (Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», Издательский центр «МарТ») тиражом 3 000 экземпляров.
В учебном пособии «Коррекционная педагогика» изложены концептуальные основы коррекционной педагогики, освещены вопросы педагогической коррекции в дошкольном возрасте, раскрыта система коррекционного обучения и воспитания на  I и II ступенях школы, описаны нетрадиционные подходы к воспитанию «трудных» подростков.
Учебное пособие «Коррекционная педагогика» включает следующие структурные компоненты: предисловие; девять глав в первом издании (2002 год), дополненных во втором (2004 год) и третьем (2010 год) изданиях ещё одной главой; пятнадцать приложений методического и дидактического характера; тезаурус; список использованной литературы из 132 источников в первом издании (2002 год), дополненный до 136 источников во втором (2004 год) и третьем (2010 год) изданиях.
Структура и содержание данного учебного пособия  обусловлены государственным образовательным стандартом по предмету «Коррекционная педагогика» и логикой последовательного, поэтапного, перехода от младшего возраста к юности. В соответствии с этим даются рекомендации педагогам и психологам, работающим с различными возрастными группами. Ряд приложений, содержащих практические советы  педагогам, и тезаурус помогут как студенту-практиканту, так и начинающему учителю реализовать свои педагогические замыслы и начинания. Поскольку далеко не в каждой российской школе в штатном расписании имеются психолог и логопед, а «трудные» дети встречаются повсеместно, в учебном пособии даются также  конкретные дидактические задания и тесты, для того чтобы практически каждый любознательный и инициативный учитель мог вести коррекционную работу самостоятельно.
Образованием олигофренов, слепых и глухих детей занимаются специальные отрасли педагогической науки (олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика), поэтому их проблемы в данном учебном пособии не рассматриваются. Остальные вопросы педагогической коррекции раскрыты с той полнотой, которую допускает объём характеризуемого учебного издания.
Все представленные в учебном пособии «Коррекционная педагогика» материалы написаны в русле гуманистической парадигмы образования, для которой человек – главная ценность педагогической культуры, и поэтому воспринимаются в едином ключе.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ

Работа «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей вузов» предваряется двумя эпиграфами, предназначенными для повышения читательского внимания и интереса, для наиболее образного, эмоционального восприятия студенческой, педагогической, научной аудиториями основной мысли, содержания, темы, проблематики данного учебного издания: «Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребёнок, аномальный малыш. На помощь ребёнку!» (профессор В.П.Кащенко); «Любить детей – этого мало; надо знать их, а этому надо учиться» (профессор М.Н.Гернет).
В Предисловии даётся достаточно аргументированный научный анализ современной социокультурной ситуации в России, характеризующейся, с одной стороны, глубокими социально-стратификационными переменами, коренной перестройкой психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей и, с другой стороны, тотальной социальной фрустрацией, прогрессирующей децелерацией последних поколений россиян. Указанные тенденции развития постиндустриального, неуклонно глобализирующегося российского общества чрезвычайно обострили такие проблемы, как значительное увеличение числа так называемых «исключительных» детей (слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с различными нарушениями речи, с физическими недостатками, с расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой психического развития, умственно отсталых) и стремительный рост дезадаптированности детей и подростков, которых в науке принято называть «трудными», «трудновоспитуемыми», «безнадзорными», «дискомфортными», «девиантными». Поскольку проблемы «исключительных» детей являются предметом специальных исследований в сурдопедагогике, тифлопедагогике и олигофренопедагогике, авторы учебного пособия сконцентрировали свои усилия в основном на рассмотрении вопросов педагогической коррекции «трудных» детей и подростков. В предисловии кратко охарактеризованы структура и содержание учебного пособия, отмечены его несомненные достоинства, такие, как отражение на страницах данного издания уникального опыта работы с «трудными» подростками, накопленного культурным центром города Шахты – типичного «рабочего» города страны, и публикация впервые в учебной литературе раздела «Педагогическая коррекция в пенитенциарной школе».
В главе 1 «Вводная часть» раскрываются концептуальные основы учебного пособия, описывается научная и практическая деятельность основоположника коррекционной педагогики В.П.Кащенко, классифицируются виды нарушений в развитии детей, анализируются  причины возникновения неблагополучия ребёнка в семье. В первом издании (2002 год) глава 1 состоит из трёх параграфов: «Концептуальные основы учебного пособия» (§ 1.1), «В.П.Кащенко – основоположник коррекционной педагогики» (§ 1.2), «Виды нарушений в развитии ребёнка» (§ 1.3), а во втором (2004 год) и третьем (2010 год) изданиях дополнена ещё одним параграфом – «Возникновение неблагополучия ребёнка в семье» (§ 1.4). В конце главы 1 – во втором (2004 год) и третьем (2010 год) изданиях – даются задания для самоконтроля. В первом издании (2002 год) такие задания отсутствуют.
В параграфе 1.1 «Концептуальные основы учебного пособия» трактуется понятие коррекционной педагогики; определяется её предмет как созидательная деятельность педагогов и родителей, помогающих устранить негативные черты характера и опыта поведения воспитанников, мешающие полноценному развитию личности в силу сложившихся неблагоприятных условий, и детей, добровольно принимающих помощь взрослых и включённых в этот процесс по исправлению их «человеческого характера»; формулируются задачи совместной созидательной работы по коррекции детей, нуждающихся в более длительном индивидуальном внимании, заботе и регулировании поведения и приобретённого ранее негативного опыта жизнедеятельности, а также определяются основные исходные положения коррекции поведения и психического развития детей. К ним авторы относят, в частности, осознание воспитателями уникальности ребёнка, понимание поиска им своего направления в развитии, определения своего места в жизненном пространстве; осуществление сугубо индивидуального, ориентированного на конкретную личность внимания и поддержки со стороны взрослых; применение гуманистических технологий для переориентирования взглядов и убеждений ребёнка, а также в целях формирования новых личностных установок, поведения, осознания ребёнком изменений, происходящих в его поведении и сознании. 
В параграфе 1.2 «В.П.Кащенко – основоположник коррекционной педагогики» приводится аналитическое описание практической и научной деятельности выдающегося русского врача и педагога В.П.Кащенко (1870-1943), стоявшего у истоков российской дефектологии и внёсшего значительный вклад в формирование системы государственно-организованной дефектологии как самостоятельного психолого-педагогического направления в отечественной науке.
В параграфе 1.3 «Виды нарушений в развитии ребёнка»  анализируется теория Л.С.Выготского о так называемых «кружных периодах развития детей», даётся панорамный обзор и краткая характеристика различных классификаций видов нарушений (отклонений) в развитии детей, составленных в разные годы О.Н.Усановой, В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, В.П.Кащенко и другими специалистами в области коррекционной педагогики. Приводится также классификация дезадаптированности детей, разработанная доцентом Педагогического института Южного федерального университета А.И.Беловым, позиционированная авторами учебного пособия как наиболее полная, позволяющая наглядно понять корни «трудности» учащихся и выбрать адекватную форму педагогической коррекции. Кроме того, в данном параграфе осуществлён научный экспресс-анализ различных трактовок термина «отклоняющийся от нормы поведения ребёнок», таких, как «педагогически запущенные дети» (В.П.Баженов, Г.П.Давыдов, Г.П.Медведев), «трудновоспитуемый подросток» (М.А.Алемаскин, А.И.Кочетов), «трудный ребёнок» (Э.Г.Костяшкин, А.Ф.Никитин), «социально запущенный» (И.А.Невский). Авторы реферируемого учебного пособия предлагают в этой связи использование более гуманного термина  для обозначения тех детей и подростков, кто лишён благоприятных условий для своего нормального развития: «неблагополучные дети», а также высказывают достаточно аргументированную идею о целесообразности введения в широкий научный оборот термина «исключительные дети», потому что каждый из них уникален, а педагогу и родителям важно знать, каковы условия и причины, влияющие на развитие и воспитание ребёнка, чтобы упредить негативные воздействия на его психику. В параграфе 1.4 «Возникновение неблагополучия ребёнка в семье» охарактеризованы основные причины недостаточного эмоционального развития детей, описываются разные реакции ребёнка при недостаточном позитивном эмоциональном взаимодействии детей и родителей, диагностируются и прогнозируются последствия, которые могут вызвать нескоординированные требования членов семьи к ребёнку.
В главе 2 «Дошкольная коррекционная педагогика» раскрываются причины агрессивности в поведении детей и приводятся возможные пути их преодоления; рассказывается о коррекции некоторых недостатков семейного воспитания, коррекции моторики кисти ведущей руки и коррекции задержки психического развития. Помимо этого, описываются механизмы организации работы с детьми с нарушениями речи, система обучения «необучаемых» и подготовки детей-логопатов к обучению в школе. В первом (2002 год), втором (2004 год) и третьем (2010 год) изданиях глава 2 состоит из семи параграфов. В главе 2 – после параграфов 2.1 и 2.2 – даются задания для самоконтроля.
В параграфе 2.1 «Причины агрессивности в поведении детей и пути их преодоления»  анализируются причины агрессивности в поведении детей (при этом авторы опираются не только на собственный опыт коррекционно-педагогической деятельности, но и на точку зрения ряда авторитетных учёных, таких, как З.Фрейд, К.Хорни, М.Буржуа, Д.Б.Эльконин, а также на данные исследований Всемирной организации здравоохранения,  других международных и российских профильных учреждений и организаций) и предлагаются наиболее эффективные, оптимальные пути преодоления детской агрессивности, среди которых участие детей в самых разных домашних делах, ролевые и развивающие игры и задания, самодеятельное творчество.      
В параграфе 2.2 «Коррекция некоторых недостатков семейного воспитания»   диагностируются некоторые причины капризности, непослушания детей, истоки появления «раздвоения» личности ребёнка и определяются возможные пути исправления поведения дошкольников и младших школьников, приучения их к посильным трудовым навыкам. Авторы отмечают ценность нравственного воспитания как действительно необходимого метода в детском личностном развитии, обращают внимание воспитателей и родителей на важность поддержания самостоятельной деятельности ребёнка посредством привлечения 6-7 летних детей к посильным для них практическим делам. В параграфе 2.3 «Коррекция моторики кисти ведущей руки ребёнка»   предложены конкретные комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи; игры для развития мелких мышц пальцев руки, глазомера. В параграфе 2.4 «Коррекция задержки психического развития» предложены конкретные занимательные задания (задачи-шутки, задачи на смекалку и сообразительность, ребусы), способствующие преодолению различных форм задержки психического развития детей, нормализации самочувствия ребёнка, повышения его когнитивной и креативной активности. В параграфе 2.5 «Дети с нарушениями речи» приведены конкретные задания для ознакомления и приобретения навыков работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием, направленные, в частности, на коррекцию произношения звуков «С», «З», «Ш», «Ж», «Ц», «Ч», «Щ». Налицо практическая значимость этих дидактических материалов для логопедов, учителей начальных классов, родителей.
 В параграфе 2.6 «Обучение “необучаемых”»  анализируется проблема обучения детей с диагнозом «необучаемые», то есть имбецилов, глухих и глухонемых, слепых и слепоглухонемых, других категорий детей-инвалидов. По мнению авторов учебного пособия, опирающихся на опыт реабилитации детей-инвалидов Л.Брайля (Франция), В.Франкла (Австрия), Т.Ю.Троссман (РФ, Москва), А.И.Бороздина (РФ, Новосибирск), подобных «исключительных» детей можно и нужно обучать – например, посредством создания «культурной среды» для организации их собственной предметной деятельности, поскольку задача педагогики – научиться превращать «каждого живого человека в личность», и поэтому при инвалидности выбор «остаться человеком» или «освободиться от всего человеческого» должен быть создан для ребёнка взрослыми – родителями и учителями.
  В параграфе 2.7 «Система подготовки детей-логопатов к обучению в школе»  говорится о  предназначении системы фронтальных заданий по коррекции произношения у дошкольников и её отличии от учебно-дисциплинарной модели, дифференцируются основные направления коррекционного развития детей-логопатов, а также подчёркивается роль организационно-сюжетной основы в процессе проведения фронтальных занятий с данной категорией детей.
В главе 3 «Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная М.Монтессори»  раскрывается суть концепции М.Монтессори, описывается система работы детей с приспособлениями по развитию органов восприятия, по обучению чтению, письму и счёту в анализируемой воспитательно-развивающей системе. В первом (2002 год), втором (2004 год) и третьем (2010 год) изданиях глава 3 состоит из трёх параграфов. В конце главы 3 во всех изданиях учебного пособия «Коррекционная педагогика» даются задания для самоконтроля.
В параграфе 3.1 «Суть концепции М.Монтессори»  приводится теоретико-исторический обзор подвижнической деятельности выдающегося итальянского педагога, доктора медицины М.Монтессори (1870-1952), всю свою жизнь посвятившей развитию психики и воспитанию детей в возрасте от 3 до 7 лет. В «Домах детей», организовываемых М.Монтессори в Риме, создавались благоприятные условия для развития способностей детей, которыми природа одарила их. Авторы учебного пособия анализируют теорию и методику М.Монтессори, выделяя в ней и описывая некоторые ключевые (концептуальные) положения, которым замечательный педагог уделяла большое внимание в своей книге «Метода научной педагогии, применённая к детскому воспитанию в детских домах»: самовоспитание, развитие органов чувств и восприятия (в частности, М.Монтессори разработала около 40 видов приспособлений для воспитания чувств детей), дисциплина, самостоятельный выбор и ряд других.
В параграфе 3.2 «Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия»  рассказано о принципах и конкретных механизмах организации работы детей с приспособлениями  для развития чувств осязания, веса, размера, слуха, для различения цветов, ощущений тепла и холода, для обучения сложению, а также об упражнениях на развитие координации движений и ориентации в окружающем мире, а в параграфе 3.3 «Обучение чтению, письму и счёту в системе М.Монтессори» раскрыты основные принципы и приёмы по работы в системе М.Монтессори по обучению детей чтению, письму, счёту.
Глава 4 «Педагогическая коррекция в начальной школе», посвящённая теории и практике организации и проведения коррекционной педагогической, психологической, логопедической  работы с младшими школьниками, содержит краткую характеристику научных позиций по данной проблеме Д.Б.Эльконина, Ю.К.Бабанского, А.М.Гельмонта, Н.И.Мурачковского, других известных учёных-исследователей; систематизирует многолетний опыт коррекционной работы, накопленный в ряде ростовских средних общеобразовательных школ Н.А.Румега (школа № 15), Н.И.Шатохиной (школа № 49), Н.Н.Кушнарёвой и А.Г.Спалвисом (школа № 83), Н.Е.Земской (школа № 95) и другими практикующими педагогами, психологами, логопедами. Несомненный научный и практический интерес вызывает описание опыта обучения русскому языку детей из разноязычных и иноязычных семей, накопленного в Ростовском образовательном комплексе этнокультуры «Детский сад № 177 – средняя школа №15», который является школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук. Указанная глава во всех изданиях учебного пособия состоит из шестнадцати параграфов: «Готовность детей к школе» (§ 4.1); «Педагогически запущенные дети» (§ 4.2); «Игра и учение в младшем школьном возрасте» (§ 4.3); «Проявление школьных страхов и тревожности у младших школьников» (§ 4.4); «Личность ребёнка младшего школьного возраста» (§ 4.5); «Смысловой барьер» (§ 4.6); «Профилактика педагогической запущенности учащихся» (§ 4.7); «Примерная структура коррекционной программы» (§ 4.8); «Адаптация детей к обучению в начальной школе» (§ 4.9); «Проблемы отставания учащихся в учебной деятельности» (§ 4.10); «Логопедическая помощь детям-мигрантам в освоении русского языка» (§ 4.11); «Дифференциация букв “Б” и “Д” в группе учащихся 2-х классов с диспраксической  дисграфией» (§ 4.12); «Многоуровневое обучение математике в классах повышенного педагогического внимания» (§ 4.13); «Развитие речи учащихся в 3 классе повышенного педагогического внимания» (§ 4.14); «Развитие умственных способностей учащихся в классах коррекции на уроках адаптационной физической культуры в Ростовской СШ № 83» (§ 4.15); «Компенсаторные возможности музыки в воспитании детей с эмоциональной депривацией» (§ 4.16).
Глава 5 «Курс коррекции негативных эмоциональных состояний и формирования положительной учебной мотивации у учащихся 5-х классов», введённая в структуру и содержание второго (2004 год) и третьего (2010 год) изданий учебного пособия, представляет собой программу конкретного коррекционного курса для учащихся пятых классов, разработанного и успешно реализуемого в практической профессиональной деятельности школьным педагогом-психологом. Данная программа состоит из следующих разделов, которые являются соответствующими параграфами указанной главы: «Общие сведения» (§ 5.1); «Учебно-тематический план» (§ 5.2); «Адаптационный тренинг для пятиклассников» (§ 5.3);«Содержание коррекционных занятий» (§ 5.4).
В главе 6 по второму (2004 год) и третьему (2010 год) изданиям, а по первому изданию (2002 год) – в главе 5 «Обучение умственно отсталых детей», состоящей из пяти параграфов,  рассказывается о разработке методов выявления и изучения умственной отсталости у детей за рубежом и в России, приводится психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости, раскрывается сущность коррекционной работы с умственно отсталыми детьми.
В параграфах 6.1[5.1]«Разработка методов выявления умственной отсталости за рубежом до середины XX века»  и 6.2[5.2]«Современное состояние изучения умственно отсталых детей за рубежом» анализируются классические труды в области выявления умственной отсталости французских врачей-психиатров Ж.Э.Д.Эскироля (1772-1840) и Э.Сегена (1812-1880), английского биолога Ф.Гальтона (1822-1911),психологов А.Бине(Франция, 1857-1911), Дж.М.Кеттела (США, 1860-1944), Э.Крепелина (Германия, 1856-1926), О.Декроля (Бельгия, 1871-1932) и других зарубежных авторов до середины XX века, а также даётся краткий аналитический обзор современных тенденций в процессах изучения умственно отсталых детей на Западе (США, Швейцария, Англия и ряд других стран).
В параграфе 6.3 [5.3] «Разработка методов изучения умственно отсталых детей в России» анализируется научная и практическая деятельность Г.И.Россолимо (1860-1928), А.М.Шуберт (20-е годы XX века), Г.Я.Трошина (1874-1938), А.Ф.Лазурского (1874-1917), Л.С.Выготского (1896-1934), Б.В.Зейгарника (1900-1988),А.Р.Лурия (1902-1977), Г.М.Дульнева (1909-1972), Ж.И.Шиф (1904-1978) и других известных отечественных исследователей в области изучения умственной отсталости детей.
 В параграфе 6.4[5.4]«Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости» даётся обобщённая, комплексная характеристика умственной отсталости как предмета изучения не только в олигофренопедагогике, но и в психологии, психиатрии, генетике, эмбриологии. Авторы подчёркивают, что для определения умственной отсталости в науке и практике по-прежнему нет абсолютно объективного критерия, такой шкалы, по которой можно было бы измерить умственную отсталость человека. В параграфе 6.5 [5.5] «Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми»  кратко проанализированы содержание и методика работы с умственно отсталыми детьми по стимуляции развития у них высших психических функций (таких, как двигательное развитие, развитие ориентировки в пространстве, развитие памяти, развитие всех видов мышления),  а также развитие сенсорных способностей, развитие речи – с обязательным учётом личностных качеств и возраста каждого, отдельно взятого, ребёнка с умственным отставанием.
В главе 7 по второму (2004 год) и третьему (2010 год) изданиям, а по первому изданию (2002 год) – в главе 6 «Проблемы обучения и воспитания в подростковом и юношеском возрасте», посвящённой вопросам организации коррекционно-педагогической работы с подростками и юношами, рассказывается об общих принципах педагогической поддержки личности; даются характеристика основных воспитательных подходов к «трудным» учащимся и аналитическое описание их поведенческих «негативов»; производится конструктивный анализ особенностей процессов перевоспитания школьников, профилактики и коррекции их неадекватного поведения; описываются диагностические приёмы и методы изучения неблагополучных подростков, возможные досуговые формы социокультурной адаптации личности воспитанников детских домов, а также некоторые оптимальные и достаточно эффективные методы и технологии развития эстетических вкусов на уроках истории в классах для «исключительных» детей. Указанная глава во всех изданиях учебного пособия состоит из восьми параграфов: «Педагогическая поддержка как объективная реальность» (§ 7.1 [§ 6.1]); «Развитие эстетических вкусов на уроках истории в классах для “исключительных” детей» (§ 7.2 [§ 6.2]); «Два подхода к  “трудным” учащимся» (§ 7.3 [§ 6.3]); «Негативы поведения подростка» (§ 7.4 [§ 6.4]); «Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков» (§ 7.5 [§ 6.5]); «Особенности перевоспитания подростков» (§ 7.6 [§ 6.6]); «Изучение неблагополучных подростков» (§ 7.7 [§ 6.7]); «Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников детского дома (§ 7.8 [§ 6.8]).
  В главе 8 по второму (2004 год) и третьему (2010 год) изданиям, а по первому изданию (2002 год) – в главе 7 «Опасные увлечения подростков», посвящённой проблемам своевременной диагностики, предупреждения и профилактики «вредных привычек» (в частности, наркомании, алкоголизма, табакокурения) в подростковой и юношеской среде, рассказывается о разновидностях наркомании, об основных стадиях её формирования (основных и дополнительных характерных признаках наркозависимости); анализируются социальные, социально-психологические, семейные и личностные причины, а также юридический аспект наркомании; описываются наиболее эффективные и результативные (в том числе, и подтверждённые многолетним практическим опытом коррекционной деятельности авторов учебного пособия), приёмы, формы, методы, технологии профилактики наркомании, алкоголизма, курения среди детей и подростков. Указанная глава во всех изданиях учебного пособия состоит из семи параграфов: «Разновидности наркомании» (§ 8.1 [§ 7.1]); «Причины наркомании» (§ 8.2 [§ 7.2]); «Формирование наркомании» (§ 8.3 [§ 7.3]); «Юридический аспект наркомании» (§ 8.4 [§ 7.4]); «Профилактика наркомании» (§ 8.5 [§ 7.5]); «Профилактика алкоголизма» (§ 8.6 [§ 7.6]); «Профилактика курения» (§ 8.7 [§ 7.7]);
В главе 9 по второму (2004 год) и третьему (2010 год) изданиям, а по первому изданию (2002 год) – в главе 8 «Нетрадиционные подходы к воспитанию “трудных” подростков» рассказывается о проектировании воспитательной работы на основе «зодиакальной локации» и раскрывается суть опыта коррекционно-педагогической деятельности в рамках «гайденс»-эксперимента в системе общего образования и в системе клубной работы, что позволяет говорить о комплексном, интегрированном подходе к педагогической коррекции «трудных» детей, подростков, юношества, молодёжи. Во всех изданиях учебного пособия указанная глава  состоит из двух параграфов и логически продолжается в ряде приложений теоретико-методологического и методико-дидактического характера, помещённых в конце учебного пособия: «Методологические основы астролого-педагогической диагностики “трудных” подростков» (приложение 4); «Некоторые принципы диагностики “трудных” подростков. Классификация классного коллектива по отношению к когнитивной, социальной и креативной деятельности» (приложение 5); «Система корректирующих приёмов педагогического воздействия на “трудных” подростков (приложение 10).
В параграфе 9.1 [8.1] «Проектирование воспитательной работы на основе “зодиакальной локации”» дано обоснование для выделения «выпадающих из коллектива» (по определению З.М.Шилиной, обобщившей передовой опыт классных руководителей города Таганрога) в специальную категорию «трудные, педагогически запущенные дети» и произведена дифференциация нескольких стадий отрицательно направленного нравственного развития «трудных» (в частности, ситуативной, антагонистической, доминирующей). Опыт коррекционной работы, накопленный в течение нескольких лет в средней общеобразовательной школе № 31 города Шахты, позволил педагогу-исследователю Г.Г.Ларину разработать, внедрить, апробировать и рекомендовать к тиражированию в других муниципалитетах и регионах страны систему комплексной профилактики дезадаптированности индивидов, предупреждения ложного развития личности на ситуативной стадии. Данная система включает такие компоненты: служба доверия, служба экспресс-диагностики, развивающая этическая игра в 5-11 классах «Школьный университет культуры». В рамках деятельности службы экспресс-диагностики  ещё в 1994 году  была произведена астролого-педагогическая диагностика учащихся, в процессе которой были выявлены так называемые «мотивационные группы». Этот вид диагностики получил название «методика зодиакальной локации» и нашёл отражение в ряде учебных пособий профессора педагогики В.С.Кукушина, предназначенных для студентов и магистрантов педагогических специальностей и магистрантов, классных руководителей и воспитателей, педагогов системы общего и среднего профессионального образования: «Основы школьной валеологии» (Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного педагогического университета,1995), «Основы валеологии» (Ростов-на-Дону: Издательство «ГинГо»,1998), «Учителю физики о воспитании» (Ростов-на-Дону: Издательство «ГинГо»,1999). Несмотря на то, что учёный мир по-разному относится к валеологии и астрологии, ценность используемой в коррекционной педагогике инновационной методики «зодиакальной локации» настолько очевидна, что применение её, наряду с традиционными методиками, позволяет составить цельную картину интегральной личности. Дело в том, что «зодиакальная локация», родившаяся в недрах астрологических знаний, предоставляет исследователям и педагогам-практикам возможность наложения на проекцию личности современного школьника «принципа всеобщего тождества» (по С.И.Вернадскому). Именно поэтому мы не вправе игнорировать столь быстрый и весьма эффективный прогностический опыт, особенно при работе с «трудными».
 В параграфе 9.2 [8.2] «“Гайденс”-эксперимент»  кратко проанализирована предыстория системы «гайденс» как техники изучения личности, восходящей к традиции американской школы начала XX века (консультационные центры по выбору профессии) и детерминированной развитием психологии, популярностью учения о психоанализе З.Фрейда и гештальт-психологических методик и технологий, влиянием теории Дж.Дьюи о приспособляемости личности к среде. В указанном параграфе даётся также аналитическое описание опыта социопсихолого-педагогического содействия и сопровождения личности в процессах её идентификации и совершенствования – на базе двух разных социальных институтов: общеобразовательной школы (в рамках школьной «гайденс»-службы) и культурного центра (в рамках «гайденс»-эксперимента) города Шахты – типичного, среднестатистического «рабочего» муниципалитета страны, что придаёт накопленному уникальному опыту педагогической коррекции «трудных» характер универсальности. Данный опыт может быть повсеместно тиражирован, поскольку базируется на принципах научной организации труда и оптимизации педагогического менеджмента и, кстати, не требует больших материально-финансовых затрат, что представляется чрезвычайно актуальным в условиях затяжного глобального социально-экономического и финансового кризиса, когда на счету буквально каждый бюджетный рубль, каждая бюджетная копейка. Кроме того, «гайденс» может сегодня рассматриваться и как одно из достаточно перспективных направлений Приоритетного национального проекта «Образование».   
Глава 10 по второму (2004 год) и третьему (2010 год) изданиям, а по первому изданию (2002 год) –  глава 9 «Педагогическая коррекция в пенитенциарной школе» фактически впервые в учебной литературе, предназначенной и доступной для широкой студенческой аудитории и всех слоёв педагогической общественности, затрагивает проблемы педагогической коррекции в школах при исправительных учреждениях системы исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации. Указанная глава во втором (2004 год) и третьем (2010 год) изданиях состоит из двух параграфов – соответственно концептуального (теоретико-методологического) и прикладного (практического) характера. В первом (2002 год) издании эта глава представляет содержательно лишь основные концептуальные положения.
В параграфе 10.1 «Основные концептуальные положения» приводится обоснование актуальности проблемы педагогической коррекции в пенитенциарной школе, даётся краткая аргументированная характеристика специфики школ при исправительных учреждениях, находящихся в юрисдикции Министерства юстиции РФ (ранее – Министерства внутренних дел РФ). В частности, отмечается такая специфическая черта пенитенциарных школ, как доминирование воспитательных задач над обучающими. Иными словами, налицо важнейшая функция пенитенциарной школы – человекообразующая. Ведь в  каждом человеке есть доброе начало, потенциальные возможности души каждого человека поистине беспредельны (этот постулат относится и к законопослушным гражданам, и к тем, кто совершил преступление). Выдающийся отечественный врач и философ Ф.П.Гааз был убеждён, что наказание при всей его суровости не должно быть мучительным и жестоким, потому что преступник – это человек несчастный, вызывающий жалость и сострадание. Кроме того, преступники, как и все остальные человеческие индивиды, также нуждаются в психологической защите, утешении, в той психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учёте в психиатрических клиниках, но в то же время переживающих состояние глубокого психологического дискомфорта, подсознательно ищущих помощи. В классических обществах эту функцию выполняет обычно церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технитизирована, а церковь (хоть и уважаема) слаба, эту функцию должна выполнять именно школа. Отсюда вытекают основные принципы построения модели пенитенциарной школы: функционирование в гуманистической (феноменологической) парадигме образования, при которой каждый человек – главная ценность педагогической культуры; личностно ориентированный подход к образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции (сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиска смысла жизни); ресоциализация личности учащихся, предоставление им возможности безболезненной адаптации в условиях рыночной экономики, массовой безработицы и повышенных требований к уровню квалификации рабочих и служащих; культурная идентификация учащихся (переживание чувства принадлежности к национальной культуре, интернализация духовных ценностей народа, патриотическое самосознание и другое). Помимо охарактеризованных выше четырёх принципов построения модели пенитенциарной школы определяются и трактуются семь основных её функций: образовательная, ресоциализации, валеологическая, правовой защиты и охраны, рекреационная, самоактуализации, коррекционная. Кроме того, в указанном параграфе систематизирован и обобщён многолетний опыт коррекционно-педагогической работы, накопленный непосредственно автором главы 10 [9] на базе вечерней средней общеобразовательной школы № 26 при исправительном учреждении 398/10 города Ростова-на-Дону, являющейся школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук: кратко анализируются концепция развития этой пенитенциарной школы и её учебный план, в который за счёт вариативной части введены успешно апробированные и характеризующиеся достаточно высоким уровнем эффективности факультативные курсы «Мир человека», «Человек в современном мире», представленные в конце учебного пособия «Коррекционная педагогика» (приложения 11,12); рассказывается об оригинальном подходе к компьютеризации в данной пенитенциарной школе, где силами сотрудников и воспитанников создаются собственные, адаптированные к особенностям своего контингента программы – вместо приобретения готового дорогостоящего программного обеспечения.
В параграфе 10.2 «Нравственное возрождение личности в пенитенциарной школе на примере обобщающего урока-проповеди по курсу”Мир человека” в 12 классе ростовской  ВСОШ № 26 при УЧ 398/10 » помещён подробный сценарий урока-проповеди, на протяжении нескольких лет успешно проводящегося профессором педагогики В.С.Кукушиным в рамках факультативного курса «Мир человека», являющегося наглядным практическим подтверждением эффективности описанной в предыдущем параграфе авторской модели современной пенитенциарной школы.
В приложениях к учебному пособию «Коррекционная педагогика» помещены методические разработки, практические советы и рекомендации, дидактические материалы, предназначенные для использования в профессиональной деятельности школьными педагогами, психологами, логопедами, учителями начальных классов, классными руководителями на I и II ступенях обучения в процессе организации и проведения ими необходимой коррекционно-педагогической работы с «трудными» и «исключительными» детьми и подростками. Во всех изданиях учебного пособия насчитывается пятнадцать приложений, авторами-составителями которых являются В.С.Кукушин (четыре приложения): «Дешифровка детских рисунков (по В.П.Кащенко)» [1]; «Наркоману [Из творчества воспитанников ВСОШ № 26 при УЧ 398/10 города Ростова-на-Дону – школы-лаборатории Академии педагогических и социальных наук]» [3]; «Мир человека. Программа факультатива для пенитенциарных школ»; [11]; «Человек в современном мире. Программа факультатива для пенитенциарных школ» [12]; И.А.Зайцева (одно приложение): «Четыре мифа о наркотиках» [2]; Г.Г.Ларин (семь приложений): «Методологические основы астролого-педагогической диагностики “трудных” подростков» [4]; «Некоторые принципы диагностики “трудных” подростков. Классификация классного коллектива по отношению к когнитивной, социальной и креативной деятельности» [5]; «Заповеди ученика [по С.Соловейчику]» [6]; «Памятка для ученика, составленная на основе мониторинга и анализа педагогических пособий» [7]; «Нравственный кодекс “Люби школу, как дом родной…” [из опыта негосударственной СШ “Дон-Текс-Центр” города Шахты Ростовской области]» [8]; «Применение педагогических и психологических знаний в экстремальных ситуациях (Сценарий деловой игры в рамках педсовета на тему “Формы и методы социально-воспитательной деятельности классных руководителей по предупреждению антиобщественных проявлений в ученической среде”)»[9]; «Система корректирующих приёмов педагогического воздействия на “трудных” подростков» [10]; Н.А. Румега (три приложения): «Концепция программы курса коррекционно-развивающих занятий для детей с неблагополучным прогнозом обучения – развитие психических процессов и речи» [13]; «Конспект коррекционного занятия № 4 [в рамках лексической темы «Домашние животные»]» [14]; «Конспект коррекционного занятия № 19 [в рамках знакомства с гласными 2-го ряда]» [15].
Завершают учебное пособие следующие разделы: «Тезаурус», в котором трактуются 90 терминов, относящихся к предметным областям коррекционной педагогики и ряда других смежных  научных отраслей; «Литература», включающая библиографический перечень из 132 источников по первому (2002 год) изданию и 136 источников по второму (2004 год) и третьему (2010 год) изданиям.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конкретная научная и практическая новизна, отличающая данную работу. Во-первых, работа обусловливается чрезвычайной актуальностью в постановке исследовательской проблемы: проведённый авторским коллективом аргументированный научный анализ современной отечественной социокультурной ситуации свидетельствует об актуализации в России конца XX-начала XXI веков проблемы педагогической коррекции подрастающих поколений – в связи со стремительным ростом в постиндустриальном российском обществе числа «трудных» и «исключительных» детей и подростков, детерминированным нездоровыми процессами тотальной социальной фрустрации и децелерации. Во-вторых, работа характеризуется достаточно высокой эффективностью: предложенные к повсеместному применению наиболее оптимальные и эффективные приёмы, формы, методы, технологии педагогической коррекции «трудных» и «исключительных» детей и подростков отражают многолетний успешный опыт коррекционно-педагогической деятельности авторского коллектива в ряде образовательных учреждений Ростовской области, в том числе уникальный опыт работы двух школ-лабораторий Академии педагогических и социальных наук, функционирующих на базе образовательного комплекса этнокультуры и пенитенциарной школы в городе Ростове-на-Дону. В-третьих, работа отличается своей результативностью: учебное пособие выдержало три издания; авторский коллектив является лауреатом  двух всероссийских конкурсов учебных изданий.
Практическая значимость данной работы  заключается в том, что её результаты позволяют не только существенно углубить и расширить историко-теоретические и методологические представления в предметной области коррекционной педагогики и ряда других смежных дисциплин (в рамках комплексного, межпредметного подхода), но и активно применять на практике традиционные и инновационные методы педагогической коррекции, нашедшие отражение на страницах учебного пособия, а также методические советы и рекомендации, конкретные дидактические задания и тесты, отражающие многолетний эффективный и результативный опыт работы авторского коллектива с «трудными» и «исключительными» детьми и подростками. Это позволяет использовать результаты данной работы в преподавании общих и специальных курсов коррекционной педагогики и ряда других смежных дисциплин в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также в учреждениях дополнительного профессионального образования, на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кроме того, результаты работы имеют конкретное прикладное значение для учителей начальных классов, классных руководителей, психологов, логопедов учреждений общего среднего образования и дополнительного образования детей, воспитателей детских домов и пенитенциарных школ.
Соответствие федеральному и мировому уровням, включая требованиям по использованию учебных изданий в образовательном процессе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании, подтверждается следующим: данная работа соответствует государственному образовательному стандарту по предмету «Коррекционная педагогика»,разработанному и утверждённому Министерством образования и науки Российской Федерации; указанное учебное издание, согласно данным издательского центра «МарТ» и издательства «Феникс», распространяется и востребовано в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в средних общеобразовательных школах не только на территории Российской Федерации (в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Таганроге и других городах), но также в Белоруссии (в Минске и Бресте) и Украине (в Киеве и Харькове), что позволяет говорить о международном статусе работы, её научно-практической значимости на межгосударственном уровне.
Количество публикаций по данной работе составляет, в сумме, 59 публикаций в научной и научно-методической печати, в том числе у профессора педагогики В.С.Кукушина –  24 публикации, у кандидата педагогических наук И.А.Зайцевой – 6 публикаций, у педагога-исследователя Г.Г.Ларина – 15 публикаций, у логопеда Н.А.Румега – 11 публикаций, у психолога В.И.Шатохиной – 3 публикации.
Достигнутые результаты свидетельствуют о высоком качестве указанного учебного издания, его научно-практической значимости для российской системы образования, об эффективности и результативности практического применения результатов данной работы в педагогической деятельности. Учебное пособие неоднократно высоко оценивалось научно-педагогическим сообществом на федеральном уровне. В частности, авторский коллектив данной работы является лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2004 года среди преподавателей высших учебных заведений (проведён Фондом развития отечественного образования и государственным Научно-образовательным центром Российской академии образования) /город Сочи, 2005 год/ и лауреатом Всероссийского конкурса учебников, учебных и учебно-методических пособий по теории и истории педагогики (проведён федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Герценовский университет)») /город Санкт-Петербург,2007 год/. Учебное пособие выдержало в течение восьми лет (2002-2010 годы) три издания общим тиражом 13 000 экземпляров – по 5 000 экземпляров в 2002 и 2004 годах, 3 000 экземпляров в 2010 году. Первое и второе издания  были выпущены в свет авторитетным в научных кругах Дона и Северного Кавказа издательским центром «МарТ» (1-е издание – в Ростове-на-Дону; 2-е издание – в Москве и Ростове-на-Дону), третье издание осуществлено в Ростове-на-Дону крупнейшим в Южном федеральном округе издательством «Феникс» совместно с упомянутым выше издательским центром.