Небо метро

Выходец Из Арройо
Письмо-рецензия

Здравствуйте. Спасибо за подарок.
Прочитать было интересно и приятно.
Видимо, Вы уроженка. Я пришлый из донбасских степей, а Город влюбил меня в себя больше тридцати лет назад, да так и оставил в себе.

Вы пишете о поздней осени:
"...слишком много серого неба. Город в эту пору пребывает в затяжной сонной дремоте..." и ещё: "...Заканчивается это стойкое противостояние небесной и земной стихий неизбежным погружением в себя. Это – чувство самосохранения. Осенью в наших широтах оно проявляется особенно остро. Всякому человеку при выходе из дома следует высоко поднять воротник и тщательно укутаться тёплым шарфом. Изо дня в день неподвижное небо низко висит над суетливым Невским проспектом одной сплошной мрачной свинцовой тучей – вот-вот упадёт на головы прохожих. Не падает..."

      Не должно было быть бы, вроде бы, но питерский мокрый встречный ветер и снег с дождём люблю и жду. И никакой депрессии! Тут я отвык носить шарф и перчатки. А ведь южанин.
      А самое любимое место не на поверхности, а в подземелье. Даже шахтёрскими генами этого не объяснить. Наше метро пахнет в сто раз лучше любого парфюма. Я уже не раз ходил сквозь зал "Звенигородской", как по музею запаха.
      Этот аромат подземелья одаривает настроением и будит улыбку. Серьёзно! Последние полсотни метров на подходе к эскалаторам пахнут чётче. Аромат похож на земельно-меловой в сказочной пещере и совсем не похож на шахтный, особенно на тот, что в глубоких, где залегает тонкими крутыми пластами антрацит.
      В петербургском метро можно поймать запахи камня, глины, мела, чуток креозота и сухого дуба... В часы "пик" нюхача преследует хронический шок, конечно, но в малолюдное время нам достаётся праздник, фестиваль пещерного аромата...

***

Ответ-замечание

Здравствуйте. Этот Город – каменное чудовище. Особенно, когда резко меняется его настроение. Капризы могут быть любыми.

***

Письмо-замечание

      На родине небо – южный высокий шатёр, а тут для меня небо – театр. Оно не кажется мне северным или ещё каким-то. Оно вообще воспринимается не геофизически или метеорологически, а как личность. Оно так редко бывает ясным и безоблачным, что такое кажется поощрением и праздничным подарком.
      Зато низкое, клубящееся и влажное не давит, а влечёт. Туда хочется. При встречном ветре с дождём так заряжаешься стихийными бодряками, что желаешь порассекать дождь и туман лицом, как будто  находишься в море и ныряешь.

      И тут загадка... В метро есть свод, а чувство неба не пропадает. В Москве, кстати, в их метро это чувство и не появляется вообще. Больше всего мне понравилась столица в сорокапятиградусную жару, когда в историческом центре на всю улицу из прохожих были только мы весь день. А с набережной у Крымского моста открылся яркий вид на опустевший мегаполис... Все попрятались, а мы наслаждались адской африкой и даже без теплового удара. Но это редкость и очень похоже на лето родины.

      Лето в Питере – круглосуточный сюрприз, осень – взрыв красок, весна – как помилование висельника, когда табурет уже вышибли, а поймать и помиловать успели до полного натяжения верёвки. Зима... Долой шарф и варежки! Умываться свежевыпавшим снегом и вдыхать талый аромат – добыча. А в метро всегда одно время года – отсутствующее, просто никакого. И в эту природно-рукотворную фантастику или даже сказку можно сходить в любое время от открытия до закрытия всего за один жетон!

***

Ответ-замечание

      Капризы могут быть любыми. Ледяные ветер или дождь – летом, например, через пять минут после ясного солнышка. Каждое утро – проблема, что надеть (в задумчивости у гардероба), чтобы не перегреться и одновременно с тем не замёрзнуть.
      Метро – нет, не люблю. Утром все раздражают, так всех много, вечером ещё хуже, так как всех ещё больше (к вечеру же все просыпаются). Да и что там, внизу, может быть, кроме сутолоки и подземных жителей?
      Спасибо Вам. Мы все уже немного мертвецы. Порой безжалостные и бесчувственные, под стать городу.

***

Письмо-замечание
 
      Любить и ненавидеть этого высокомерного красавца – наше свойство. Он влюбляет в себя безответно. Он просто перестаёт нас замечать, а мы очеловечиваем пространство и музыку, застывшую в камне, и бесимся, когда он игнорирует наши притязания.
      Конечно, это лишь один из аспектов нашей любви к Городу, а мы ревнуем его, как человека, забывая, что он Город. И ненавидим? Да, как человека.
      Я у Вас даже всю переписку прочёл. Класс! Очень понравилось про "мертвецов". Попробую прикинуться сам... Иногда я тоже так чувствую, но потом смеюсь.
      Знаете, сейчас пишу вступительную статью к альманаху. Это про рассказы об обратной стороне "приличной" жизни. Не уверен пока, что получится, но Ваше замечание продвинуло по тексту. Спасибо!
      Чем чётче Вы обозначаете некро-взгляд, тем сильнее я упираюсь. Это "горькое лекарство"?

***

Неотправленное письмо

      Не удаётся добавить замечание в нашу переписку. Вы меня не "банили"? Если я не в "чёрном списке", то проблемы с сетью.
      Я хотел сказать Вам, что настоящим лекарством для душ в нашем городе могут стать принципы профессора из фильма "Инстинкт". Не прячьтесь от стужи или мороси и они перестанут вас донимать. Улыбайтесь ветру и он будет хлестать вас любовно, а не зло и больно. И бодрить будет, а не простужать. Стихию никто не любит и многие боятся? А вы полюбите и примите. У природы нет плохой погоды! Это нам нет охоты выгнать из себя пасмурность, а внешнее прекрасно всегда и во всём спектре. Зонтики больше не нужны. Даже городскому дождю можно подставить смеющееся лицо и дать мокрому ветру раздуть ваше расстёгнутое пальто, как парус. А уж в поле или в лесу-то... В метро вас будут окружать не пинки и локти-в-печень, а лица и судьбы. Позитив непрошибаем!

***

Неполученный ответ

      Я Вас не банила. Это Ваши проблемы. Мне не до переписки и Ваша кочка зрения не интересна. Больше не пишите. Ваше метро обошлось мне в оттоптанную ногу и дыру на рукаве. И воняет там омерзительно.

***

Справка:
фрагменты из произведения с прозы.ру и из реальной переписки;
если хозяйка позволит, рассекречу и дам ссылку на соавтора.

Разрешение получено!
Переписка была с Лорой Марковой.
В саморецензии ссылки на её страницу и на вдохновившее произведение.