Молитва дяди Вано

Олег Жиганков
 
История, рассказанная моим хорошим другом, грузинским пастором

Сразу после окончания Заокской семинарии меня отправили в один горный поселок в Грузии. Там, к тому времени, была только одна адвентистка – пожилая сестра – на несколько селений. Вот там мне и предстояло жить и работать. Конечно, поначалу было тяжело и одиноко: в семинарии всегда было весело, много друзей, замечательные преподаватели. Там мы науку грызли, а тут – глухомань. Электричества практически никогда не бывает. Да еще и куча всяких вооруженных группировок – я оказался в одной из самых горячих точек Кавказа. Сначала думал: «Здесь – все бандиты… Они меня убьют и не заметят!»

Но надо было начинать работать. Помню, как собрались мы с этой сестрой, и начали, как положено по церковному уставу, выбирать и назначать церковные должности: пресвиторов, дьяконов, дьяконис, руководителя субботней школы, руководителя отдела здоровья, миссионерского отдела, руководителя отдела молодежи, секретаря, казначея и т.д. И все это из числа нас двоих! Мне и тогда уже смешно это было, а теперь подавно. Но все же порядок мы полностью соблюли. Кроме одной части: по порядку, когда за тебя голосуют, надо выходить из комнаты. А мы не выходили. Ну, ладно.

Самым чудесным образом наша маленькая церковь стала расти! Те люди, которых я так боялся, стали приходить ко мне и спрашивать совета. И Господь всегда давал мне мудрости. По субботам мы проводили богослужения, и я проповедовал – сперва только для одной нашей сестры. Но потом к нам потянулись люди. Часто приходили с оружием в руках, иногда – члены разных, враждующих группировок. Но богослужение было святым временем, временем примирения. И церковь наша (а еще, собственно, и церкви не было – в смысле здания – собирались в доме у этой сестры) стала своего рода центром мира в этом регионе. Такие интересные люди в нее потянулись. Мне поначалу нелегко с ними было – приходилось на ходу перестраиваться с моих семинарских знаний на реальную жизнь. Я во время учебы в семинарии, например, целый комплекс уроков по здоровому образу жизни подготовил. А здесь он мне пока оказался не нужен. Я подумал: «Как я, такой хилый, с детства болезненный, небольшой ростом, буду говорить им сейчас о здоровом образе жизни? Мол, не пейте и не курите – и будете таким, как я? Да любой из моих бойцов мог одним щелчком мне голову проломить. Поэтому я ждал, пока мы поближе познакомимся. А потом уже говорил и о том, что для них хорошо, а что – плохо. Слушали. Принимали! А так они никого не слушали.

Но было немало курьезов, связанных со здоровьем и воздержанием. Вспоминаю такой случай: живет у нас в селе дядя Вано. Как и все, у него свой виноградник. Как и все, он делает вино. Как и все, его пьет. Человек замечательный – в церковь ходит к нам, псалмы поет, Библию читает. Вот пришел я к нему как-то в гости – так сказать, с пасторским посещением. И спрашиваю его: «Дядя Вано, а ты молишься?» А так уж получается, что по-грузински слово «молиться» и слово «тост» (или «говорить тост») - это одно и то же слово. Он сразу оживился и говорит: «А как же, Серго, дорогой! С утра уже первым делом! Я, как встаю, сразу иду в погреб. Первую молитву я пью за Бога Отца, вторую – за Сына и Святого Духа, а третью – за тебя, дорогой!» Замечательный человек, этот дядя Вано!