Пустая оболочка

Евгений Хацкельсон
     Несмотря на то, что порох изобрели китайцы, первое настоящее огнестрельное оружие появилось в начале XIV века в Северной Италии. Причиной этого была развитая металлургия Европы. Приспособленную под стрельбу китайскую бамбуковую трубку, которая разрушалась после двух выстрелов, было бы трудно назвать артиллерийским орудием. Из Северной Италии новый вид оружия быстро распространился по другим европейским странам, потом пришел и в Россию. Вскоре после первых артиллерийских орудий – пушек и бомбард – появилось ручное огнестрельное оружие. Мушкет, пищаль, аркебуза, пистолет стреляли круглыми свинцовыми пулями, железной картечью или даже камнями. Принцип действия был прост: поджигаемый порох, представлявший собой смесь селитры, серы и древесного угля, создавал маленький взрыв внутри орудия, и пороховые газы выталкивали снаряд. Орудия заряжали с дула, противоположный конец был наглухо запаян.

Первые образцы ручной артиллерии, кулеврины, представляли собой короткие железные или бронзовые трубы; в них засыпали пороховой заряд, затем вводили свинцовую или железную пулю. В стенке ствола было отверстие, к которому для запала подносили тлеющий фитиль. Позднее появилось ручное оружие с искровыми и искровыми ударно-кремниевыми замками, и на протяжении нескольких веков армии всех стран вооружались кремниевыми гладкоствольными ружьями. Переворот в артиллерийском деле произвели две новации: нарезной ствол и гильза.

Винтообразные нарезы в канале ствола придают снарядам или пулям вращательное движение вокруг продольной оси, благодаря чему они приобретают устойчивость на траектории, увеличивается дальность полета, прицельность и кучность стрельбы. Первые образцы ручного нарезного оружия появились в начале XVI века. В России их называли сперва винтовыми пищалями, затем штуцерами, и только в XIX веке нарезное ружье получило свое всем известное официальное название – винтовка.

Гильзу можно считать более значительным изобретением, ведь она ознаменовала собой переход от раздельного заряжания оружия к унитарному патрону, совмещающему в себе пороховой заряд и поражающий компонент. Преимущества патрона очевидны: резкое упрощение процесса заряжания, возможность его механизации, повышение скорострельности, надежности оружия и его безопасности для стреляющего, наконец, надежная защита наиболее чувствительных компонентов боеприпаса – порохового и инициирующего заряда – от воздействий внешней среды. С появлением гильзы крылатая гоголевская фраза «Есть еще порох в пороховницах!», так же как русская пословица «Держи порох сухим», сохранив литературное переносное значение, потеряли свой буквальный смысл, ибо пороховницы стали не нужны, опасность отсыревания и окисления пороха исчезла, а боеприпасы стало проще хранить без потери качества.

Унитарный патрон состоит из пули, порохового заряда, гильзы и капсюля. Капсюль, который иначе еще называют капсюль-воспламенитель или просто пистон, представляет собой напоминающую по форме стакан емкость, содержащую небольшой заряд чувствительного к удару взрывчатого вещества. В момент накалывания капсюля курком или ударником этот заряд взрывается и создает форс («факел» определенной длины и продолжительности действия) пламени, поджигающего пороховой заряд. Ну, а гильза, представляющая собой стойкую к коррозии, легкую, прочную, закрытую с одного конца тонкостенную металлическую трубку, соединяет в одно целое метательный заряд (пулю, дробь, снаряд), пороховой заряд и капсюль. После выстрела гильза автоматически извлекается (экстрагируется) из патронника. Все просто, ясно и очень логично. Так почему же во второй половине XX века не прекращались попытки оружейных конструкторов разных стран избавиться от такого ценного для военного дела изобретения?

Гильза, при всей ее очевидной полезности, создает и ряд проблем. Во-первых, стреляную гильзу необходимо извлекать, и этот процесс не всегда проходит гладко. Огнестрельное оружие приходится усложнять, снабжая устройством автоматической экстракции гильзы, а чем сложнее механизм, тем меньше его надежность. Нередки случаи, когда гильза застревает в патроннике, особенно при стрельбе из автомата. Это может означать отказ оружия в бою. Новый патрон не досылается из магазина, пока не будет извлечена гильза от предыдущего. Следовательно, наличие гильзы снижает скорострельность.

С этими неприятностями еще можно смириться. Гораздо хуже, что на гильзу приходится примерно две трети массы всего патрона. Понятно, что если отказаться от нее, то выигрыш в массе на один патрон составит всего несколько граммов, но для пулеметчика, к примеру, на весь боекомплект он составит вполне ощутимые несколько килограммов, а в масштабах армии речь идет уже о тысячах тонн. И ведь гильза еще имеет определенную стоимость. Изготавливаются они обычно из латуни, реже из стали. Легко себе представить, сколько ценного металла приходится тратить на их производство! Одним словом, заманчивая идея безгильзовых патронов и соответствующего оружия витала в воздухе давно. Объявлялись конкурсы, государства финансировали исследования, увлеченно работали энтузиасты. Каковы же результаты?

На безгильзовое вооружение армия ни одной страны мира до сей поры так и не перешла.

Отсутствие гильзы порождает ряд сложных проблем. Первая из них связана с функцией так называемой обтюрации, то есть предотвращения прорыва пороховых газов при выстреле в механизм оружия. Обычно ее выполняет гильза, в момент выстрела немного расширяясь от резкого повышения температуры и надежно закупоривая ствол. Если же гильзы нет, то обтюрацию должно обеспечивать само оружие, что усложняет его конструкцию. Вторая проблема связана с обеспечением защиты от самопроизвольного воспламенения порохового заряда в разогретом от предыдущих выстрелов патроннике. Наконец, третья проблема состоит в необходимости защищать пороховой заряд при хранении от влаги, кислорода в воздухе, механических повреждений. В обычном патроне он защищен гильзой, а при ее отсутствии необходимо придавать механическую и химическую стойкость самому заряду или покрывать его защитным слоем, сгорающим без остатка в момент выстрела.
Решить все три проблемы таким образом, чтобы перейти полностью или в основном на безгильзовые патроны и оружие, в настоящий момент не удалось никому. Но кое-какие успехи на этом пути все-таки были.

Наиболее значительного успеха добились немецкие оружейники фирмы Heckler und Koch GMBh, разработавшие к началу 90-х годов штурмовую автоматическую винтовку G-11 калибра 4,73 мм. Это оружие использовало безгильзовые боеприпасы DM11 фирмы Dynamit-Nobel AG. Масса винтовки составляла 4,3 кг, она обеспечивала темп стрельбы 600 выстрелов в минуту, прицельную дальность 300 м, позволяла вести огонь одиночными выстрелами, фиксированными очередями по три или пять выстрелов или разряжать весь магазин на 50 патронов одной-единственной очередью. Проблема хранения безгильзовых патронов решалась просто, но не элегантно: магазин был одноразовый, он заполнялся патронами и герметизировался на заводе. Таким образом, вместо хранения патронов предполагалось теперь хранить на складах магазины и отправлять их на утилизацию после отстрела. С точки зрения экономии металла выгода получалась весьма сомнительной.

По конструкции винтовка оказалась довольно сложной, она была тяжелее уже имевшейся на вооружении автоматической винтовки М-16А2 и уступала ей в дальности стрельбы. И, что самое главное, конструкторам не удалось сделать ее абсолютно надежной: испытания показали, что боеприпасы все же склонны к самовоспламенению в момент подачи в разгоряченный ствол при интенсивной стрельбе. В связи с этим было рекомендовано делать паузу между двумя очередями в 3–5 секунд для охлаждения патронника, а после каждого отстрелянного магазина бойцы должны были делать перерыв в стрельбе на 1–2 минуты. При таком раскладе, пожалуй, более всего должны были быть заинтересованы в перевооружении бундесвера этой замечательной винтовкой советские генералы.
Германские военные, отлично понимая, каковы реальные шансы G-11 против советского АКМ в бою, перевооружению воспротивились. Некоторое время этой винтовкой были оснащены подразделения пограничной стражи ФРГ, но стандарт НАТО, требующий применения патронов калибра 5,56 мм, окончательно поставил крест на дорогостоящем проекте.

В США с 1982 года в рамках программы ACR (Advanced Combat Rifle – усовершенствованный стрелковый бой) также проводились разработки ручного огнестрельного оружия под безгильзовый патрон. Корпорация AAI Inc. разработала автоматическую винтовку, для которой также предусматривался выпуск пластиковых одноразовых магазинов. Это оружие оказалось еще менее эффективным, чем G11, и программа была закрыта.

В СССР также проводились исследования в области безгильзовых систем вооружения. Одной из самых удачных разработок стали пистолеты ВАГ-72 и ВАГ-73, созданные талантливым конструктором В.А. Герасименко в начале 1970-х годов. Сейчас опытные экземпляры обоих пистолетов находятся в петербургском Артиллерийском музее. Владимир Алексеевич Герасименко, инженер-конструктор авиационного завода в Киеве, занимался конструированием боевых и спортивных пистолетов с 1942 года под опекой КГБ. В начале 1970-х он разработал безгильзовые пистолетные патроны, затем две модели многозарядных автоматических пистолетов под них: 24-зарядный ВАГ-72 и 48-зарядный ВАГ-73. Патрон представляет собой тонкостенную стальную пулю со скругленной головной частью, полостью для пороха и резьбой для ввинчивания сгорающего при выстреле капсюля. Пистолет имеет массу 1,2 кг, то есть довольно тяжел по сравнению с ТТ и ПМ. Габариты его также внушительны. Ударно-спусковой механизм позволяет производить выстрел как самовзводом, так и с предварительным взведением курка, может стрелять очередями. ВАГ-73 имеет два магазина по 24 патрона в одном корпусе.

Хотя пистолеты Герасименко не были приняты на вооружение, его наработки аккумулируют в себе драгоценный опыт создания безгильзовых боеприпасов и вооружения и, возможно, еще пригодятся России в будущем.
***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу "Сумрачный гений".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и представляет собой сборник произведений, объединенных тематикой военной авиации XX века: творчество выдающихся авиаконструкторов, история создания и боевого применения различных образцов авиационной техники прошедшего столетия, война в Испании, боевой путь авиаполка «Нормандия-Неман», битва за Британию, история радиолокации, воздушный террор союзников и трагедия Дрездена, три звезды Александра Покрышкина, Адольф Галланд и Вернер Мельдерс, непростая судьба Вилли Мессершмитта.
 
https://ridero.ru/books/sumrachnyi_genii/