Тыловик. Окончание

Виктор Найменов
  И вот мы в засаде. Я с Земой, Дремов с Мельником. У каждой пары по пулемету. Ясно, что немцы не ожидают нападения прямо здесь, они настроены гонять нас по лесу. А вот мы их планы поменяем, причем, кардинально. В идеале их всех можно попытаться уничтожить, но на это мало шансов, слишком силы неравны. Даже при том, что мы в засаде. немцы опытные вояки и очень быстро разберутся в ситуации. Вот тогда нам будет худо. Так что. Придется повоевать всего несколько минут, пока они не очухались. А потом - ходу! Пока они приходят в себя, нужно попытаться оторваться, как можно дальше. Ладно, загадывать не стоит, это может плохо кончится.
  Ага, вот и они, родимые! Три мотоцикла и грузовик. Что же, потанцуем!
- Зема, бей мотоциклы! Там пулеметы!
- Ясно, командир!
  Наконец, немцы подъехали и остановились.
- Огонь, Зема, огонь!
  И началось, сначала гранаты, потом все остальное. Зема, уничтожив мотоциклистов, отсекал немцев от пулеметов, временами поливая огнем грузовик. Я же работал только по машине. В первые минуты немцы были в полном замешательстве, многие из них были убиты моментально. Но вскоре ответные очереди просвистели над нашими головами. Мы поменяли позицию, но задерживаться надолго было нельзя. К тому же, Зема отбросил пулемет, патроны закончились. И вдобавок вдалеке появились отсветы фар. Вот, черт! Значит, подстраховались фрицы, подмога прется. Все, заканчиваем концерт, нужно уходить немедленно. А то нас здесь передавят, как цыплят. Я дернул Зему за рукав и прокричал ему на ухо:
- Все, сматываемся! За мной!
  И рванулся в чащу, Зема за мной. А бой еще продолжался. Черт возьми, что они там слепые, что ли, Дремов с Мельником? Не просекли ситуацию? Не может быть, должны же они сориентироваться. Так и вышло, выстрелы прекратились еще до того, как к немцам подошла подмога. А вот теперь надежда только на свои ноги. Мы с Земой мчались изо всех сил, не обращая внимания на стегающие по лицу ветки. Проскакав так километра два, мы выдохлись и рухнули на землю. Немного отдышавшись, Зема спросил:
- Что дальше, Змей?
- Будем думать, Зема. Посвети-ка на карту, определиться нужно, хоть примерно. Прикинув все расстояния, я определил наше месторасположение, правда, на глазок:
- Знаешь, Зема. Ночью они нас искать не будут. Займутся этим делом с рассветом, причем, вплотную. Мы таких делов наворотили, что у них аж зубы сводит от злости. В данный момент в лес они не сунутся, но попытаются обложить этот квадрат немедленно.
- Ага, а с утра возьмутся прочесывать.
- Вот именно. Поэтому, бежим на запад. Там проходит какая-то дорога, и нам надо ее перескочить, пока их там нет. А они там будут, это точно. Вперед.
  Нам повезло, и мы успели перейти дорогу. Уже светало, и надо было где-то переждать. На наше счастье, недалеко от дороги находилось болото. Мы забрались в него, отыскали сухой островок и залегли.
  Вскоре от дороги послышался шум моторов и громкие команды, похожие на лай. А примерно через час окончательно рассвело. И на этом островке мы оказались удобной мишенью, пришлось забираться в болото еще глубже. Там и нашли подходящее место. потом перекусили, чем Бог, вернее, полковник Морозов послал.
- Так, Зема, отдыхаем по очереди. По два часа, ты первый, выполнять.
  Зема моментально вырубился, а я достал карту и задумался. Так, ситуация привычная, снова кругом враги. Но безвыходных положений не бывает. Даже у съеденного кролика есть два выхода. Думай, Змей, думай! Так, через передний край нам к своим не пробиться. Оборона там у противника, как говорится, глубоко эшелонированная. Тем более, поддержки у нас никакой. Значит, надо искать такое место, чтобы пройти незаметно. А в этих местах очень много болот, больших и маленьких. И вот одно из них привлекло мое внимание по той причине, что его пересекала линия фронта. В болоте никто сидеть не будет, ни немцы, ни наши. И это наш шанс. Надо только добраться до этого болота. А оно находилось, примерно, в пяти километрах от нас. Но идти придется сначала на запад, а потом южнее. В некотором смысле, для нас это даже хорошо. Чем дальше в немецкий тыл, тем больше вероятность, что нас не будут там ловить. Главное, до болота добраться. Обложить его немцы не смогут, а уж прочесать, тем более.
  Так я и провел эти два часа, пока Зема сладко посапывал. А когда пришла моя очередь, то я сразу провалился в сон, как в глубокую яму. Приснился мне залп «катюши», а верхом на снарядах все мы. И летит наша группа в глубокий тыл немцев, чтобы убить Гитлера. Летели очень долго, но так и не приземлились, Зема растолкал меня. Мы еще немного перекусили, и сержант снова отрубился. А мне в голову, по привычке, полезли разные мысли, причем, некоторые довольно абсурдные. Но на одной  из них я остановился. А ведь можно попробовать. Не хотелось возвращаться с пустыми руками, надо подарочек какой-нибудь приготовить. А подарочек этот – «язык», лучше офицер. Так-так, я достал карту – совсем недалеко от того болота, куда нам предстояло нырнуть, находилось средних размеров село. Судя по карте, к нему почти вплотную примыкал лесной массив. В общем, от болота нашего километров пять. Главное, «языку» ноги не повредить, чтобы топал до наших на своих копытах. Я так загорелся этой идеей, что даже хотел Зему разбудить, но потом одумался. До вечера времени хватит, чтобы все обсудить. А мне необходимо принять еще одну порцию сна. Так и сделал. Когда Зема проснулся, я немедленно, ничего ему не говоря, улегся и заснул. На этот раз ничего не приснилось, так я и не узнал, долетели мы до Берлина, или нет? А может, просто забыл, но проснулся я довольно бодрым, причем, самостоятельно:
- Зема, дело есть.
- Я – за, Змей.
- Да подожди ты, еще же ничего не знаешь.
- Ну, и что. Все равно сделаем.
- Но придется на сутки здесь задержаться.
  Зема пожал плечами:
- Ты же командир. А теперь давай, докладывай сержанту, что у тебя за план.
  Я достал карту:
- В общем, так. Неохота идти домой с пустыми руками, неудобно как-то. надо прихватить с собой «языка». Теперь смотри сюда.
  По карте я ему сделал полный расклад:
- Но сначала нам нужно нырнуть в это болото, а потом наметить путь к селу. Чтобы назад идти без проблем.
  В общем, до вечера мы прокантовались на этом островке. Поспали еще два раза и к вечеру чувствовали себя отлично. До нужного нам болота пробирались осторожно и долго, часа три. но это было оправданно. Там немного отдохнули и двинулись к селу. Открытый участок между болотом и лесом проскочили моментально, тем более, что он был не очень широкий, примерно, с километр. По лесу передвигались гораздо медленнее, но к рассвету добрались до объекта. Осторожно выползли на опушку и принялись наблюдать за селом. Но лежа делать это было неудобно, мешали высокая трава и кусты. Поэтому пришлось вспомнить молодость – свои обезьяньи навыки. В прошлый раз, когда я шел к своим, то достаточно времени провел на деревьях, наблюдая за врагом. Поэтому я выбрал себе роскошный корявый клен, а Зему отослал подальше метров на сто. моментально угнездившись, я стал вести наблюдение. Только жаль, что бинокля на этот раз у меня не оказалось. Но и так было достаточно хорошо видно, засели мы совсем недалеко от села. В общем, жизнь там текла спокойно, иногда шныряли полицаи, к которым я был неравнодушен. А большинство местных жителей копались на своих огородах. Война войной, а кушать что-то надо. Они надеялись, что оккупанты не все загребут, удастся что-нибудь и припрятать. Штаб находился в центре села, возле полуразрушенной церкви. Да, оттуда достать кого-либо будет довольно проблематично. Надо искать другой вариант.
  Но тут мое внимание привлек еле слышный шорох внизу. Осторожно раздвинув листву, я внимательно всмотрелся. Действительно, там почти незаметно для глаза шевелились ивовые кусты. И, наконец, появилась голова… Дремова! Ничего себе! Вот это номер! Володька осторожно подкрался к моему клену и стал внимательно всматриваться в листву. Через минуту появился и Мельник. Они о чем-то тихо пошептались, и Дремов стал карабкаться на дерево. На мое дерево, между прочим. Я сидел тихо, как летучая мышь и наблюдал за ним. А сноровка-то у меня гораздо лучше, да и опыта больше в таких делах. Но вот показалась его голова, и я тихонько, ласково так, окликнул:
- Далеко собрался, Володя?
  Он посмотрел вверх и от неожиданности разжал руки. Я успел схватить его за воротник и подтянуть к себе. Дремов сумел только и сказать охрипшим голосом:
- Спасибо, Витек.
- И вам не хворать. Какими судьбами?
- Дело есть.
  И мы неловко обнялись. Надо же такому случиться. Ведь это один шанс из миллиона. Нам повезло встретиться в одном и том же месте, в одно и то же время, практически. Да, Бог не Микитка, все видит!
  Мельник, услышав подозрительней шум вверху, напрягся. Но не успел дотронуться до автомата, как послышалось негромкое:
 Хальт, хенде хох.
  Что за черт! Неужели попались? Приготовив автомат, я всмотрелся сквозь листву. Дремов тоже был готов к бою. Но пронесло, за спиной у Мельника стоял… Зема! Я негромко крикнул:
- Зема, свои!
  Тот свистнул, Мельник обернулся, и несколько секунд они смотрели друг на друга, не веря своим глазам. Потом порывисто бросились навстречу и обнялись. Тьфу ты, пронесло. А Зема молодец, слух у него отменный, моментально здесь появился. Потом они оба, не сговариваясь, посмотрели вверх, на крону нашего клена, а после беззвучно рассмеялись. Мы с Дремовым тоже соскользнули вниз и теперь катались по земле, давясь от приступов смеха. Минут пять никто не говорил ни слова, но потом пришли в себя и отошли вглубь леса.
- Давай, Дремов, докладывай, что у вас тут за дела такие с Мельником. Должны уже дома быть, а вы здесь ошиваетесь.
- Да «языка» хотели прихватить. Стыдно появляться перед Морозовым с пустыми руками. А вы как?
- Тем же концом по тому же месту. Ладно, как выбрались-то?
- Нормально выбрались, Витек. Заметили подмогу, потом вы перестали стрелять. Ну, и рванули, куда глаза глядят. Сначала хотели напрямую лупить к своим, но передумали. И вот мы здесь.
- А как потом уходить думали?
  Дремов достал карту:
- Вот болото. По нему и решили пробираться. Окопов там точно нет.
  Зема снова затрясся от смеха. Дремов оглянулся на него:
- Что за дела, Зема? Что тут смешного?
  Пришлось пояснить:
- Слушай, Володь. У нас такой же самый план, точка в точку.
- Да ладно!
- Вот тебе и ладно. Ну, а нам рассказывать нечего. Тоже отсиделись, тоже подумали и тоже здесь.
- Да, дела!!! Ладно, как «языка»-то брать будем, Витек? В деревне – нереально.
- Подожди, сейчас.
  Я достал карту:
- Смотри, через село проходит дорога. Вот там и надо брать. Нужно только решить, на въезде или на выезде.
- А чего тут решать, Витек. Снова разделимся, и все. каждая группа берет по «языку», и айда!
- Нет, Володь, так не получится. Связи-то у нас нет. И вот может получиться так, что кто-то раньше начнет, кто-то позже. Поднимется лишний шум, а нам это ни к чему. Нам надо работать наверняка.
- Да, тут ты прав. А где лучше брать?
- Брать будем по дороге к фронту. Потому что, если кто-то и должен прибыть в это село, то там это будут знать, даже примерное время. Связь-то у них есть. Так вот, начнутся поиски. И так далее.
  Мельник с Земой внимательно слушали наш разговор, но в него не влезали. Понимали, что мы гораздо лучше разбираемся в таких делах. Я продолжил:
- Так вот. А на фронт, что, уехал и уехал.
  Дремов повернулся к остальным:
- Как вам?
  Зема спокойно ответил:
- Нормальный план. Сделаем дело, и домой. А то полковник, наверное, там уже панихиду заказывает.
- Ну, тогда потопали на место.
  Мы вышли к дороге километрах в трех от села. Место определили сразу за поворотом, где машины должны снижать скорость. К тому же, здесь был удобный съезд с дороги, чтобы спрятать следы. Договорились, что кому делать. и теперь оставалось только ждать. На наше счастье, движение по этой дороге было небольшое. Только один раз прошла довольно внушительная колонна. А так, все больше одиночки. Но легковые обязательно в сопровождении мотоцикла. На этот счет у нас было все продумано. Да пару раз проезжали полицаи на телегах. У меня руки так и чесались отправить их туда, откуда не возвращаются. Но делать этого было никак нельзя. Не стоили они этого. Хотя, в другой ситуации я бы не отказал себе в таком удовольствии.
  Между тем, время приближалось к вечеру. И вот, наконец, донесся Земин свист. Ага, порядок, клиент на подходе. Из-за поворота показался мотоцикл, за ним «опель». Мы с Дремовым выскочили на дорогу и стали отчаянно размахивать руками. Форма-то у нас – немецкая. Поэтому мы никакого подозрения и не вызвали. Немцы остановились, мы подошли к мотоциклу и пустили в ход ножи. Это заняло, буквально, секунды. А Мельник и подоспевший Зема были уже у легковушки. Сержант моментально убрал водителя. А Мельник вытащил наружу испуганного полковника, поджарого и длинного. Вот это хорошо, с таким мороки меньше. Ноги длинные, пулей полетит! Так, теперь мотоцикл и машину в лес, трупы туда же. А сами – ноги в руки, и ближе к дому!
  Когда стемнело, мы были уже на опушке леса. До нашего болота осталось пересечь небольшое поле. Отдышались, один рывок, и мы в болоте, по которому еще предстояло пройти больше десяти километров. Но теперь это уже пустяки. И мы осторожно двинулись в путь. Главное, полковник не подводил, он вышагивал своими длинными ногами, как журавль, и не дернулся ни разу. Видимо понял, что если хочет остаться в живых, то ему одна дорога – в плен. Иначе, мы с ним церемониться не будем. Мы, можно сказать, счастье ему принесли. Война для него закончилась, поэтому, он нам должен быть благодарен до гробовой доски. Так-то, дядя.
  А идти становилось все труднее и труднее. Еще хорошо, что нам луна помогала, было достаточно светло. Но после пары такой ходьбы пришлось остановиться на отдых. немного восстановив дыхание, Дремов подмигнул полковнику, но тот только отвернулся, отгоняя комаров связанными впереди руками. Володька рассердился:
- Ишь, гад! Рыло воротит. Ничего, к нашим придем, запоешь, как миленький. А то ему наши комары не нравятся, сволочь такая!
- Да отстань ты от него, Володь. Видишь, какой смирный, как ягненок.
- Ага, волк в овечьей шкуре.
- Перестань, какой он волк. Волки – это мы. А это так – мякина. На нем и петлицы интендантские. Наш коллега, между прочим.
- Оп-па! Ну, и зачем он нам нужен, крыса тыловая?
- Э, не скажи. Интендант – это снабжение войск. А что это означает? А это означает расписание прибытия разных эшелонов, номера частей, которым предназначен груз. Да он о многом может поведать.
- Да? Ну, слава Богу! А то я уже подумал, что зря тащим его. Ладно, сойдет.
- Конечно, сойдет. Этот журавль поважнее любого пехотного полковника будет. Тот что знает? Своя часть, соседи. Вот, в принципе, и все.
- Ладно, уговорил. Не буду я до него докапываться.
- Правильно, не трать силы и нервы.
  Мы еще передохнули и пошлепали дальше. а под утро удача отвернулась от нас. Ни с того, ни с сего, небо затянуло тучами, и начался проливной дождь, как из ведра. И видимость – ноль. Через пять минут мы намокли не только снизу, но и сверху. но вскоре я почувствовал под ногами твердую почву. Неужели, дошли? Мое предположение оказалось верным, впереди угадывалась темная стена леса. Мы забрались под развесистую вековую ель, у ее подножия оказался сухой пятачок, дождь еще не успел пробить густые лапы ветвей. Дремов довольно сказал:
- Ну, все. Пришли, наконец-таки.
  И снова подмигнул полковнику, но тот никак на это не отреагировал. Неожиданно Зема стал стягивать с себя намокшую одежду. Мельник ядовито поинтересовался:
- Голый, что ли, к своим попрешься, Зема?
- Отстань, мундир ихний такой тяжеленный стал, даже плечи ноют. Лучше помоги.
  Они принялись отжимать Земину форму. А что, это верное решение. Очень скоро мы справились с этой работенкой, и натянули сверху свои комбинезоны. Дремов довольно погладил себя по бокам:
- Вот теперь другое дело, на человека стал похож. А то сейчас к нашим сунемся, могут и перепутать.
- Очень даже может быть, Володь. Наверняка, они никого не ждут с немецкой стороны.
- Вот-вот, и я о том же. Ну, потопали. А то полковник наш заждался. Да и дождь кончился.
  Мы снялись с места и бодрым шагом двинулись вперед. Настроение, хоть песни пой! неожиданно запахло дымом.
- Зема, проверь, что там за славяне. Мы здесь подождем, на всякий случай.
  Сержант тенью метнулся вперед. а через несколько минут загрохотали автоматы, и послышались команды на немецком языке. Вот, черт, на фрицев напоролись. Вот тебе и славяне, мать вашу! А выстрелы приближались, я негромко скомандовал:
- Назад, в болото.
  Мы почти бегом бросились обратно, а через минуту нас нагнал Зема:
- Немцы.
- Да поняли уже. Ладно, все потом. А сейчас уходим.
  Но удача не хотела поворачиваться к нам лицом. Вскрикнул и упал на землю пленный полковник. Этого еще не хватало! Мельник нагнулся над ним:
- Ногу зацепило.
  Вот гадство, не везет, так не везет. А Мельник уже взвалил нескладного полковника на плечи и зашел в болото.
- Зема, прикрой, на всякий случай. Потом догонишь.
- Есть, командир.
  Мы медленно пошли вглубь болота, но выстрелы внезапно стали удаляться, а потом и вовсе прекратились. Через пять минут нас нагнал Зема:
- Все в порядке.
- Ты что, их всех там положил? Почему тишина?
- Нет. В общем, я пристроился под выворотком. Думал, если полезут за вами в болото, так я их в спины покрошу. А они постояли немного и пошли вдоль берега. Ну, а я сюда.
- Это хорошо. Ладно, надо остановиться и посмотреть, что с полковником.
  Ранение у пленного оказалось аховое, пуля прошла навылет. Но идти он не мог, придется нести по очереди. Хорошо. что не тяжелый попался.
- Володь, а помнишь того хряка?
  Это я о пленном майоре, которого мы притаранили к своим на его же танке.
- Я, как раз, о нем и подумал. Да, того пришлось бы перед собой катить. Слушай, Витек, а как получилось, что на немцев выскочили?
- У меня одно объяснение. Из-за этого проклятого дождя мы вылезли на берег раньше времени. Ладно, пошли.
  Перевязав пленному ногу, мы двинулись дальше. Впереди снова замаячил лес, мы вылезли на сушу и залегли.
- Володь, проверь.
  Дремов пополз вперед, а через десять минут шел назад в полный рост. Да, к тому же, не один. С ним три солдата и офицер. Еще издали Дремов крикнул:
- Витек, пришли!
  У меня отлегло от сердца. Мне повезло второй раз. Что же, Бог троицу любит. Наши подошли, с любопытством поглядывая на нас, а офицер представился:
- Лейтенант Семенов.
- Старший лейтенант Змей, армейская разведка. Давай, лейтенант. Веди нас поближе к рации. Начальству надо доложиться.
  Через несколько минут мы пришли в штабной блиндаж батальона.
- Давай, Зема, открытым текстом шпарь!
  Тот надел наушники:
- «Волк» вызывает «Дрозда»! «Волк» вызывает «Дрозда»!
  И скоро его лицо осветилось улыбкой:
- Полковник на связи, Змей!
  Я схватил наушники и микрофон:
- Иван Иванович, Змей на проводе.
- Змей, вы живы? Где вы находитесь?
  Я вопросительно посмотрел на радиста, тот назвал номер части. И я сообщил его Морозову.
- Теперь ждите. Скоро за вами приедут. Да, что там приедут! Я лично буду, отбой!
  В это время в блиндаж зашел комбат:
- Капитан Егоров.
- Старший лейтенант Змей.
  Комбат понимающе улыбнулся:
- Ясно, пошли со мной. Обогреем.
  Нас провели за вторую линию траншей, в небольшой лесок, где располагался хозвзвод батальона. Разожгли костер, принесли горячую каша, хлеб и тушенку. Ну, и котелок водки, соответственно. Мы поели и прилегли вокруг костра. Дремов, не смотря на свое обещание, снова привязался к полковнику:
- Слушай, Витек. Надо бы этому водки дать. Чтобы полечился, а то еще околеет раньше времени.
  И протянул тому кружку:
- Ком!
  Полковник нерешительно посмотрел на меня, и я кивнул, давай, мол. пленный сделал несколько глотков и закашлялся, а Дремов усмехнулся:
- Да, не тот народец!
  А глаза самосильно закрывались. Шутка ли, столько времени на ногах. Я пытался противиться этому, но пришлось сдаться, когда заметил, что команда храпит во всю. И немец, кстати, тоже. Поспать удалось немного. часа два. Я почувствовал, что кто-то подошел и с трудом разлепил веки.
- Здравия желаю, товарищ полковник.
  И попытался подняться, но тот махнул рукой:
- Не напрягайся, лежи.
  От звука голосов проснулись и остальные. Только Дремов не желал пробуждаться. Но после того, как Мельник основательно потряс его за плечи, соизволил открыть глаза:
- Здрав…
- Отбой, Филин!
  Дремов демонстративно зевнул:
- Ну, раз отбой, тогда я…
  Пришлось поторопить его:
- Давай, пошевеливайся. Полковнику некогда!
- А я что? Я ничего! Надо, так надо.
  Оставив пленного в штабе батальона, мы уселись в «виллис» и поехали на полевой аэродром. Там загрузились в попутный борт, потом знакомый уже аэродром, и знакомый же дом отдыха. Хотели было сразу завалиться на койки, но полковник погнал в баню:
- Марш мыться! Я потом зайду, поговорим.
  А полковник молодец, понимает толк. После бани стало гораздо уютнее, и на теле, и на душе. Уже лежа на кровати, Мельник сказал:
- Надо же. Как-будто и не было ничего. Ни «катюши», ни болота этого поганого.
  Дремов смешком оборвал его:
- Но-но! Болото не тронь! Оно нас, можно сказать, от смерти геройской спасло!
  Мельник сразу же согласился:
- Да-да, спасибо большое нашему славному болоту. Давайте ему на памятник скинемся, что ли.
  Так мы и болтали без разбору, пока не пришел Морозов со своим водителем, который нес какие-то свертки и кульки, целую охапку.
- Ну как, выправились немного, орлы?
- Конечно, дядя Ваня!
- Ну, и хорошо, племяннички. Давайте-ка за стол, Сергей, приступай.
  Это был тот самый шофер, которого выделили полковнику в горьковской комендатуре.
- Вот, решил его оставить, толковый парень.
  А тот уже выложил на стол разную снедь и три бутылки водки. И мы принялись «отдыхать»! После третьей полковник расслабленно откинулся на спинку стула:
- Ну, приступайте.
  Дремов, ехидно улыбнувшись, принялся разливать водку по стаканам. Полковник героически дождался окончания этой процедуры и спокойно повторил:
- Я жду, не испытывайте моего терпения.
  Пришлось подчиниться начальству. В общем, рассказали мы ему все, что с нами произошло. Полковник только головой качал, а потом довольно сказал:
- Ну, вот. Значит, не ошибся я в вас. Молодцы, больше сказать нечего. Буду представлять к награждению.
  Вот так прошел еще один эпизод моей жизни.
Эпилог
  А еще через день Морозов привез мне письмо от Анисимовны, в котором она сообщала, что Люся умерла от жестокой пневмонии.