Нравственность и религия

Андрей Якуп
   Лев  Николаевич Толстой в статье «возможна ли нравственность, независимая от религии?» пишет: «Вы спрашивали меня:
1) что я понимаю под словом «религия» и
2) считаю ли я возможной нравственность, независимую от религии, как я понимаю ее?
Постараюсь по мере своих сил наилучшим образом ответить на эти в высшей степени важные и прекрасно поставленные вопросы.»

   Постараюсь и я – автор настоящей заметки ответить на эти вопросы в меру моих сил и разумения, сравнив свои и Л.Т. взгляды на эту проблему. Не для того, чтобы провозгласить истину, а чтобы сопоставить аргументы в пользу того и другого мнения.

   Чтобы ответить на вопрос,  «возможна ли нравственность, независимая от религии», прежде всего, нужно поставить точки над i – кто есть ху: что такое религия и что такое нравственность.
   Нравственность и религия преследуют одну и ту же  цель - сохранение общества и человека в нём. Но у них разное происхождение, разные методы "работы" и, в конечном счёте,  прямо противоположные результаты деятельности: религия ведёт общество к гибели (к армагедону), нравственность – к сохранению.

          РЕЛИГИЯ.

   Два слова о происхождении религии. Начнём с начала. Чёрная Дыра, взорвавшаяся в центре масс Вселенной, стала выделять простейшие неделимые частицы, которые, локально объединяясь, образовали элементарные частицы, атомы, молекулы, физические тела, планетарные системы (в том числе, солнечные), галактики.  На одной из планет Солнечной системы (вероятно, это были Земля или Марс) под воздействием солнечного света стали возникать  дуальные системы, в которых взаимодействовали, изменяя друг друга, по крупному счёту,  две принципиально разные по сущности системы: вещественная – тело, и полевая – "душа"- энергопоток, возбуждённый солнечным светом, проникшим внутрь физического тела. Среди бесчисленного разнообразия дуальных систем, разрушавшихся  в момент критических климатических изменений среды, нашлись такие уникумы, которые в результате взаимоизменения "души" и тела оказались устойчивыми в новых условиях. Это и были "живые существа" по определению. "Живое существо – это система, состоящая из вещественной структуры и закольцованного энергопотока, которые изменяют друг друга так, что система сохраняется в изменяющейся среде."

    Первые живые существа - простейшие органические соединения, пассивно плавали в мировом океане, затем часть из них, закрепившись на грунте, превратилась в растения, часть растений, оторвавшись от грунта, стала целенаправленно передвигаться и обрела статус животных. У одного из видов животных, назвавшегося "гомо сапиенс", начала бурно развиваться "душа" - полевая составляющая живой системы – структурированный энергопоток, который функционально являлся Программой её самоорганизации. Объективно "душа" является системой более устойчивой, чем живое существо, поскольку в своей структуре не имеет вещественных элементов (не нуждается в них), в том числе не имеет воды, а это значит, сохраняется при температурах, выходящих за пределы 0 – 100 градусов Цельсия, когда живые существа погибают.

   По неизвестной пока причине животные вида гомо сапиенс ("Цивилизация-1")исчезли с лица планеты, но сохранились их "души" – автономные программы самоорганизации ("АПС"), со временем объединившиеся в социумы душ. Этот момент в развитии материи Религия объявила "сотворением мира":
«ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ».
(Библия,  Ветхий завет. Первая книга Моисея. Бытие, сотворение мира, 1/2.)
В действительности, за плечами истории человечества уже были возникновение, развитие и гибель цивилизации, а наша цивилизация ("Цивилизации-2") началаразвивается после катаклизма, снёсшего "Цивилизацию-1", и в присутствии автономных программ самоорганизации ("АПС"-1) и их социумов. Каждую тысячу лет, начиная с четвёртого тысячелетия до нашей эры, социумы АПС посылают на Землю озвучиваемую мессиями информацию по сохранению человека и обустройству социума людей.

                (Рис. "График появления мессий".)

Информацию, адаптированную под интеллектуальные возможности её восприятия землянами. Вот, что такое Религия.

                НРАВСТВЕННОСТЬ.

   В отличие от религии, привнесенной в нашу цивилизацию (Цивилизацию-2) извне, НРАВСТВЕННОСТЬ возникла и развивается в нашем доме, изменяясь вместе с ним. Нравственность – это виртуальная  система, состоящая из двух видов структурированных как программы сохранения социума энергопотоков: курсирующего по замкнутой  поверхности сигнала – социумной подпрограммы индивидуума(полевая составляющая "души")

                (МКМ-2012. 5. 2. Рис. "Душа"),

и  линейных сигналов, курсирующих между членами общества. Нравственность, в том смысле, как мы сегодня её идентифицируем, «ничего не имея против сохранности человека», делает упор на приоритетность социума при распределении жизненного ресурса («Раньше думай о Родине, а потом о себе».), а ресурс у индивидуума и социума общий, и его источник – человек. В этом смысле, нравственность – слуга социума, и его непростая  задача состоит в том, чтобы «взять» у индивидуума часть его жизненного ресурса и «передать» эту часть социуму. Нравственность – творение нашей цивилизации, наш «ребёнок». Она зародилась естественным образом и развивалась путём перебора вариантов в нашей цивилизации, начиная со ступени «животные». В основном, нравственность проявляется через инстинкты.  Нравственность гораздо моложе религии, у неё гораздо меньший, чем у религии, «административно-хозяйственный ресурс», уже (ударение на первом слоге) «потребительский рынок», но нравственность пластична, она естественным путём перестраивается в процессе изменения социума, т.е., фигурально выражаясь, является «живым существом», поскольку обладает его определяющим качеством. Приобретая признаки разума,  человек через «сектор» души «воля» начинает переводить нравственность из виртуального мира в реальный, создавая охраняющие социум юридические законы. Недостаток нравственности состоит в том, что, как всякая самопроизвольно формировавшаяся и вследствие естественного отбора, без участия разума, выросшая программа, она не обладает (не владеет) ограничительным барьером разумной достаточности и «гребёт под себя» по максимуму, изо всех сил «перетягивая одеяло жизненного ресурса» на своего господина, на социум. В результате происходят передержки, которые ведут не к укреплению социума, а, наоборот, к снижению его устойчивости. Провозглашая безусловное право на жизнь каждого родившегося и, даже, только зародившегося члена общества, тупо, любой ценой (и зачастую весьма высокой) сохраняя безнадёжных физических и психических инвалидов, нравственность  действует не во благо, а во вред социуму. Во-первых, она отбирает жизненный ресурс у полноценных детей, повышая вероятность их физической и социальной деградации, во-вторых, ведёт к физическому вырождению человеческой популяции.

Вернёмся к началу этой заметки, к вопросу, сформулированному Львом Николаевичем: "возможна ли нравственность, независимая от  религии, а религия, независимая от нравственности". Ответ напрашивается сам собой: конечно, обе они возможны вне зависимости одна от другой. Хотя сам Л.Толстой этот вопрос ставил как риторический, прикрывая религию щитом нравственности и подразумевая противоположный ответ.
Другое дело, если этот же вопрос поставить несколько в ином ракурсе: "Возможно ли существование современного общества без Религии и нравственности", то ответ тоже однозначен: "Нет".  Без Религии люди-эго – обладающие абстрактным мышлением животные – в одночасье перегрызут друг друга (чем сегодня под флагом рыночной экономики они и занимаются) пока с переменным, в связи с ограниченными техническими возможностями, успехом. Но НТР скоро устранит этот ограничитель, а опирающаяся на инстинкты Религия, в силу своего природного консерватизма, не способна круто поменять свои социальные установки.
Без нравственности цивилизации-2 погибнет тоже, хотя несколько позже, потому что только нравственность, будучи  более пластична, чем Религия, опираясь на разум, сможет установить баланс интересов индивидуума и социума.