Письмо оппоненту

Сергей Корягин
Уважаемый Софокл! Спасибо за текст о Марксе, о философии, о жизни. В студенческие годы я увлекался театром. Нередко выстаивал перед входом и спрашивал: «Нет ли лишнего билетика?». Экономить приходилось на всем. Большой театр, Художественный, Малый, Вахтангова, Моссовета были моими родными. Я воспринимал страдания на сцене почти как реальную жизнь; и печалился, и радовался, как участник ее. Студенческая жизнь в Москве  – это годы счастья.

Но прошла жизнь, и теперь все театральные переживания, а также студенческие восприятия, мне представляется подтасовкой, подстановкой, подменой, иллюзией, повтором, более или менее талантливо представленным. Я почувствовал вкус настоящего хлеба, а не хлеба из мякины. И расстался с инфантилизмом, с детским восприятием мира, в котором, если верить Чехову, «Человек создан для счастья, как птица для полета». Сегодня я понимаю, что мир суров, бескомпромиссен, порой жесток, что в него «вставлен» ты сам и «играть» приходится самому. И воспринимать его надо таким, какой он есть, и радоваться, что ты присутствуешь на празднике жизни, в то время как другому такое не выпало.

А в мире царит конкуренция, состязание, гонка, когда одни успешны, а другие – нет. Одни стремятся к богатству, порой абсолютному, другие – к власти, порой абсолютной. Те и другие много говорят о справедливости, братстве, равенстве, свободе.  Комбинации, образуемые переплетением этих тенденций, дают разные варианты общественного устройства. Вокруг этих тенденций создаются и политические партии. Вы проклинаете деление людей на богатых и бедных, я проклинаю власть, которая загоняет всех граждан в один лагерь, чтобы навязать им одинаковый образ жизни и одинаковый образ мышления. Вы полагаете, что в вопросе нравственности на первом месте стоит запрет на экономическую дифференциацию.  Я полагаю, что нравственным гражданин может быть лишь тогда, когда он свободен (также и экономически). Вы убеждены, что «только бесконечный акт дарения всех своих талантов другим людям делает нас друзьями вечного». А я убежден, что без необходимых средств Вы никому ничего подарить не можете, кроме слов, которых никто ни услышит.

Вы цените «душевное здоровье» – я тоже ценю душевное здоровье, вопрос, однако, в том, как это сделать. Вот что я прочитал у Вас: «Философия – это та мудрость, которая должна примирить человека с миром, придать их отношениям гармоничность». Отвечу так: примириться с миром и установить с ним гармоничность можно и способом бегства от него, способом изоляции от него: «Я ушел, меня там нет, и мне хорошо. Кто-то там страдает, а я ничего не вижу и ничего не слышу». Помню, и песня такая была: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». Иные граждане при советском режиме так себя и вели. Это была эпоха, когда большую роль в нашей жизни играли доносчики. Далее, примирить нас с миром может и фальшивая философия, которая прячет тяжелые проблемы, сглаживает их, смягчает. Но она опасна как для жизни отдельного народа, так и для жизни всего человечества. Вот жил один народ, который много пил, много пел и плясал. Все общественные трудности власть от него прятала. Чем все закончилось? – Правильно, развалом государства, настоящей революцией – и вытекающими из нее острейшими общественными проблемами. Успехов! Пятница, 29 июня 2012 года.

Текст написан для форума "Философский штурм"