Алкоголики, которые не пьют

Юрий Седелков
В октябре прошлого года в газете «Устюжаночка» был опубликован материал Юрия Седелкова «Исповедь анонимного алкоголика», где рассказывалось о жизни женщины, которая прошла через все степени алкогольной зависимости и выкарабкалась из бездны благодаря обществу «АА» (анонимные алкоголики). После того, как в ее жизни не осталось места для спиртного, она решила помочь другим людям избавиться от этого страшного недуга (алкоголизм - болезнь, от которой лекарства еще никто не придумал), и ездит по городам России, организовывая группы анонимных алкоголиков. Была у нее такая попытка и в Великом Устюге, но на данный момент группы нет, а сама женщина покинула наш город.
Но сообщество «АА» - это действительно один из способов раз и навсегда избавиться от алкоголя в своей жизни. И это не пустые слова - тысячи людей по всей России ощутили на себе реальную помощь этого сообщества и перестали пить.
В День России 12 июня в Великом Устюге побывали участники автопробега анонимных алкоголиков Архангельск-Вельск. В зале гостиницы «Сухона», любезно предоставленным на безвозмездной основе ОАО «Дед Мороз», прошла встреча участников пробега и представителей администрации, здравоохранения и СМИ.
Для нашего провинциального бытия анонимный алкоголик кажется каким-то особенным человеком, скажем, объектом внимания. И хотя я уже встречался с женщиной, которая вступила в это общество и уже 16 лет ведет трезвый образ жизни, но других участников «АА» (в русской транскрипции это звучит «эй-эй», как первые буквы английского алфавита), услышать было тоже очень интересно.
«Меня зовут Аркадий, я - алкоголик. Живу в Архангельске, спиртное не употребляю почти три года. Пытался бороться со своей болезнью сначала с помощью силы воли, уговоров моей мамы и знакомых, затем кодировки и бабушки-шептуньи…  Ничего не помогало. Моя жизнь катилась по наклонной, со мной перестали общаться мои друзья, не было женщины, весь смысл моего существования свелся только к одному - к выпивке.
С анонимными алкоголиками я познакомился в 2009 году. До этого мне уже говорили, что «АА» реально помогает людям, но самое сложное - это признаться самому себе, что ты - алкоголик. Есть такое выражение: «Все алкоголики перестают пить. Кто-то живой, кто-то мертвый». Большинство алкоголиков считают, что смогут сами справиться со своим недугом, но на самом деле таких людей единицы.
Мечта любого алкоголика - научиться пить. Эта мысль и сейчас есть в моей голове. Но я - алкоголик. И научиться пить мне не дано.
Анонимные алкоголики помогли мне по-настоящему понять смысл глагола «измениться». Изменить себя. Хотя у меня был уже опыт некоторого воздержания от употребления спиртного, но всегда вставал вопрос: «Что делать со своей трезвостью?». Наверняка, многим знакома ситуация, когда человек, долгое время регулярно употреблявший алкоголь, вдруг перестает это делать и начинает вникать в семейные дела, проявлять небывалую активность в решении вопросов, тем самым  внося некоторый дисбаланс в сложившиеся семейные устои. И иногда родственники такого человека говорят: «Лучше бы ты пил». И что в итоге? Он срывается, так как не знает, куда себя деть (оказывается, его трезвость никому и не нужна), ищет любой повод, чтобы выпить, и в итоге находит.
Истинный смысл глагола «измениться» и состоит именно в этом. Мне изменить себя помогла программа «12 шагов», которую используют не только анонимные алкоголики, но и другие сопутствующие сообщества. Эта программа направлена на изменение своего внутреннего мира, отношения к людям. Ее эффективность уже подтвердилась во многих странах мира, помогла она и мне. Я сейчас счастлив от того, чем я занимаюсь, у меня есть трехлетний опыт трезвости, и я делюсь им с другими алкоголиками, что мне помогает оставаться трезвым. Анонимным алкоголикам очень важно передавать свой опыт другим».

«Всем привет, меня зовут Света, я - алкоголик, живу в Вельске. Первый раз попробовала спиртное еще до школы: в нашей деревне варили пиво и дали мне попробовать. Помню, что мне очень понравился вкус этого напитка, что, скорее всего, и определило мою дальнейшую судьбу, тем более что мой отец - алкоголик. В 22 года я изменила мужу в состоянии алкогольного опьянения, мы развелись, и до 30 лет я медленно спивалась. Сначала раз в неделю с подружками, по выходным. Пили, танцевали, в общем, находили разрядку именно в этом. В 30 лет я уже не могла не пить, употребляла алкоголь почти каждый день. Меня уволили с работы (пьяная не вышла), начался шестимесячный запой. Кстати, он связан с Великим Устюгом: как-то заезжий мужчина спросил меня, как доехать до вашего города, на что я ответила: «Поехали вместе - покажу». Мне очень хотелось посмотреть на Деда Мороза, но за полгода проживания здесь я так до него и не добралась. Какая-то сила вернула меня на родину, я на время перестала пить, устроилась на работу, но затем случился очередной запой, и тогда я решила кодироваться. Сама. Всего у меня было 7 кодировок…
И вот мне попалась в руки газета, где была статья под заголовком «Алкоголики, которые не пьют». Там говорилось о том, что в Вельск приезжают участники «АА», и я пошла на встречу с ними. Первый шаг в программе «12 шагов» говорит о том, что человек должен признать свое бессилие перед алкоголем. В то время (это был июль 2007 года) я полгода не пила и очень хотела научиться жить дальше, не употребляя спиртного. И вот я здесь и с тех пор веду трезвый образ жизни. Я прочла множество литературы по анонимным алкоголикам, во многих книгах узнавала себя. И поняла главное: не пить первую стопку. Именно с нее все и начинается. Через три года при поддержке архангельских и вологодских сообществ «АА» я открыла группу в Вельске. Сейчас полгода мы не собираемся, так как я переехала, но мне без группы очень тяжело. Помогает держаться только общение по телефону с участниками других групп, так называемая «телефонотерапия». На новом месте я также пытаюсь создать группу «АА», и может, в скором времени она будет открыта».

Таких историй было несколько. И в каждой из них можно было прочувствовать всю боль человека и бессилие его перед алкоголизмом. Ведь что бы ни говорили, а пьющий человек - это катастрофа для семьи, а также для самого себя.
Хочу заметить, что в Архангельске движение «АА» развивается. Как отметил один из руководителей автопробега по имени Сергей, одним из факторов этого развития стало то, что наркологи перестали «цапаться» с «АА» и, наоборот, стали приглашать участников сообщества в наркологические центры для бесед с алкоголиками.  Достигнуто соглашение с Архангельским Владыкой Даниилом по общению прихожан храмов и участников «АА». «Когда ведется общая работа по одному направлению, только тогда начинает что-то получаться», - заметил Сергей.
Кстати, в Архангельске и Северодвинске есть созависимые сообщества, такие как «Сообщество жен анонимных алкоголиков». Предоставим слово одной из его участниц.
«Меня зовут Света, я - жена алкоголика. Моя история, в общем-то, банальна: мой муж пил чуть ли не каждый день.
Конечно, гораздо проще развестись с таким и жить своей жизнью, но я его очень люблю и не могу бросить. Я пыталась бороться с его пьянством, встречала с работы, вместе ходили за его зарплатой и т.д. В итоге за несколько лет я довела себя до полного упадка сил, мои подруги и знакомые говорили, что я  неимоверно похудела и состарилась.
Несмотря на жесткий контроль за мужем, он все равно где-то умудрялся напиваться. Представляете, какая атмосфера царила в моей семье? И просвета к улучшению обстановки я не видела.
Мне посоветовали отвести мужа в «АА», но поскольку я - человек очень недоверчивый, то пошла сначала сама посмотреть, что же это за анонимные алкоголики такие, может, секта какая-нибудь или еще что-то в этом роде. И случайно увидела группу жен анонимных алкоголиков, зашла туда, послушала и просто онемела. Почти все женщины рассказывали мне мою же историю жизни. И я решила, что буду посещать собрания в этой группе.
Замечу, что и здесь применяется программа «12 шагов». И благодаря ей я стала меняться: перестала следить за мужем, у меня появились другие интересы, если раньше я всю его получку забирала до копейки, то теперь вообще перестала интересоваться, сколько он получает. Заметив такую перемену со мной, муж тоже стал меняться. Затем пошел и вступил в северодвинскую группу «АА». Сейчас мы живем совершенно по-другому, мы узнали, что можно весело отдыхать и без алкоголя. Мы открыли для себя новую жизнь, которая на данный момент нравится нам обоим. Мы счастливы!».

Был задан вопрос о том, как же существуют «АА», если это общественная организация. Откуда берутся деньги на те же брошюры, плакаты и т.д.? Нет ли здесь какого-то подвоха?
«Все что мы делаем, оплачивается исключительно из добровольных взносов участников сообщества. Посудите сами: человек пришел в нашу группу, у него ничего нет, он пришел сюда прежде всего с надеждой, что его здесь поймут. И что же, мы скажем ему, мол, плати вступительный взнос? Если бы политика была построена так, то движение «АА» прекратилось бы в самом зародыше. Мы никогда и ничего не требуем от наших участников, просто иногда на собраниях говорим о необходимости пропаганды, к примеру, для того, чтобы привлечь в нашу группу больше людей, нужно сделать плакат», - говорит Александр, руководитель группы «АА» из Северодвинска.
«Получилось так, что в нашей группе оказался бизнесмен, занимающийся изготовлением баннеров, и он сделал для нас большую скидку. Также большая проблема с арендой помещений, наши власти признают движение «АА», но выделить какое-нибудь помещение не хотят. А за арендную плату по 700 рублей за квадратный метр - пожалуйста. Мы никогда ни от кого ничего не требуем, если кто-то может помочь финансово - слава Богу, нет - никто камня в его огород не бросит.
Не нужно думать о том, что в нашем обществе состоят только те, кто уже докатился до низшей социальной ступени. Однажды мне позвонил человек, у которого несколько пилорам, и просто сказал: «Помогите мне, я пропиваю свой бизнес». Алкоголизм не смотрит на положение человека в обществе, он может погубить любого. А двери нашего общества открыты для всех слоев населения».

Также присутствующие спросили о том, ведется ли движением пропаганда среди молодежи?
«Нет, на это есть специальные государственные организации, которые должны заниматься именно пропагандой трезвого образа жизни среди молодежи. Да нас, честно говоря, никто и не приглашал для таких бесед. Понимаете, юноше не объяснить всех стадий алкоголизма, это нужно прочувствовать на себе, чтобы понять. Хотя то, что к нам уже обращаются 25-летние, не может радовать. Цели - избавить мир от алкоголя - у нас нет. Люди пили и будут пить. Наша задача - поставить на путь выздоровления от алкогольной зависимости как можно больше людей», - заметил Сергей, один из руководителей пробега.

Беседа с анонимными алкоголиками длилась почти два часа. И мне, как человеку, употребляющему спиртные напитки, было очень интересно узнать, чем все это может закон-читься. И скажу честно: после этой встречи, желания прикоснуться к спиртному, еще не возникало…
Юрий СЕДЕЛКОВ