Русофоб

Борис Мильштейн
Вначале сделаем небольшой экскурс в советское прошлое, чуть не вырвалось - в светлое. А оно лучше всего воспринимается на близких и простых историях. Итак, лично у меня во всемирно известном, как теперь говорят,  городе Одессе в те «благословенные» времена проживали троюродные братья. Один - мой одногодок, а второй младше нас на шесть лет. Так вот, когда время пришло получать высшее образование, то оба брата согласно достигнутым возрастам, поступили в учебные заведения: старший   в Московский инженерно-строительный институт, младший - в Воронежский политехнический. Спрашивается: что, в той же Одессе не было соответствующих ВУЗов? Были, но в прекрасном городе Одессе евреев не больно-то жаловали в подобных устремлениях. И потому приходилось изыскивать приемлемые варианты, чтобы обойти уничижение, возведённое властью со знанием дела. Отучившись по одному году в вышеназванных заведениях, братья перевелись в одесские институты, тем более что местное чиновничество и закон позволяли это делать, и благополучно окончили свои пенаты. Ну, нельзя сказать, что вообще евреев не принимали в Одессе в ВУЗы. Могу привести пример из той же жизни: так одна дама, будучи  одесситкой, не только поступила в одесский институт, но даже благополучно его закончила, несмотря на свои умеренные способности. Но при этом не грех будет внести небольшое уточнение: её папа работал директором магазина, где торговали хрусталём, а хрусталь, так же, как ковровые изделия и золото были в советские времена товаром повышенного спроса, без которого и жизнь была не в жизнь. Святое дело. Так что комментарии тут излишни. Но у моих троюродных братьев мама работала хоть и главным бухгалтером, но на заводе, а папа хоть и был инвалидом Отечественной войны первой группы, но также работал на заводе. То есть, по советским понятиям были людьми без особых возможностей.
К чему я всё это? А к тому, что в «благословенные» советские времена, при всеобщем государственном антисемитизме, в центральной России, не говоря уже о Сибири и Дальнем востоке, то есть подальше от Украины, антисемитизм как бы шёл на убыль. Страна была одна, а вот антисемитизм был разный, и потому на территории России можно было поступить, подчёркиваю, в общедоступные ВУЗы, речь же не о МГИМО, например, шла.
Это была прелюдия. А теперь быль. Один молодой человек, тоже одессит, после окончания школы пытался поступить в одесский педагогический институт, но не тут-то было, пролетел и приземлился в городе Ярославле в рядах вооружённых сил. Добросовестно отслужив два года, и не пытаясь больше искушать судьбу, поступил в ярославский пединститут. И это несмотря на его явную нерусскую фамилию и ярко выраженные семитские глаза, в которых затаилась вековая скорбь еврейского народа. Отучившись год, перевёлся в одесский институт и благополучно его закончил. Всё-таки рядом с родителями учиться как-то комфортней. Получив образование историка, учителем в средней школе долго не задержался, оказалась не его стезя, а пристроился музейным работником. Без какой-либо иронии, тем более она здесь неуместна, могу сказать, что за время работы в краеведческом музее сделал благое дело, хотя это и не входило в его служебные обязанности. Он объездил  места в бывшей черте оседлости и скрупулёзно описал еврейские кладбища, которые сохранились ещё на ту пору, к тому же в действительности является хорошим знатоком жизни и быта еврейских местечек. Более того, собрал уникальный материал, систематизировал его, написал диссертацию, которую оставалось только защитить. Но кому нужна в современной Украине тема жизни и гибели еврейских местечек?
Так произошло, и это, как ни странно, не вина евреев, но Советский союз ёкнулся, и Украина, так же, как и Россия, стали независимыми государствами. По флагу им в руки. Но они так стали размахивать своими независимыми полотнищами, что от возникшего потока воздуха выветрились между ними вековые братские отношения. По правде сказать, даже не знаю между кем? Если между народами, то будет не совсем верно, а если между правителями, то эти отношения не относятся к категории вековых, потому что, как известно, правители приходят и уходят…. Но факт остаётся фактом. И вот на фоне всеобщего маразма наш герой, уже живя в эмиграции (!), воспылал сильнейшей сыновней любовью к неньке Украине. Кто-кто, а он-то знает и не понаслышке, что творили с евреями банды Хмельницкого и его последователи - гайдамаки. Тем более, что хронологически эти изуверства были совершенны ещё до Указа Екатерины II от 23 декабря 1791 года, немки по национальности и воспитанию (день этот считающегося точкой отсчёта   введения черты оседлости в Российской империи). Да и современная история изобилует страшными примерами: вспомнить хотя бы события Гражданской войны на Украине или Бабий яр. Если кто подзабыл, напомню, что из 1200 убийц евреев в Бабьем яру „только“ 150 были немцами. А остальные кто?!
И вот специалист по истории в своих лекциях и статьях  обязательно лягнёт Россию. Преступления царизма против евреев он огульно перенёс на современную Россию и стал таким неистовым русофобом, что с ним просто, мягко говоря, стало неприлично общаться. Самое печальное, что весь поток этой брани против всего русского произносится и пишется на русском языке. Более того, и в быту родным языком для него является именно русский. Тут одно из двух: или охаивать Россию на «рiднiй мовi», или язык немного прикусить, в прямом смысле этого слова.
А вот преступления Хмельницкого и иже с ним не ассоциирует наш историк с нынешним строем Украины, хотя убийцы евреев стали в ней героями…. Я не призываю возненавидеть Украину, не приведи Господи, я только пытаюсь разобраться в психологии советского «интеллигента». К тому же, если он так возненавидел Россию за преступления царизма и советской власти в отношении евреев, то, как можно после Холокоста, если следовать его логике, эмигрировать в Германию? Это вообще нонсенс!
В местечках черты оседлости парикмахеры, сапожники, портные были еврейской интеллигенцией, цветом и достоинством тех мест. Одесса тех же времён тоже входила в эту полосу отчуждения, и одно время была административным центром Новороссийского края. В большом городе и побольше возможностей, и потому среди евреев появились люди свободных профессий: врачи, адвокаты, нотариусы, писатели. Более того в Одессе в 1826 году была открыта первая общеобразовательная школа с преподаванием еврейских предметов, а все учителя были евреями из Германии, то я предполагаю, что среди них был и нормальный историк не чета этому….
Наш герой, естественно, считает себя интеллигентом, да и экипировка соответствует созданному имиджу. Круглогодичная шляпа, неизменный галстук, костюм тройка: так выглядит безработный эмигрант. Не хватает только свисающей из жилета золотой цепочки карманных часов.
Осмелюсь заметить, что слово «интеллигент» в исконно русском понятии несёт в себе несколько другой образ мыслей. Такие, например, как сопереживание, соучастие. И несовместимы с таким убожеством, как шовинизм, антисемитизм, русофобство и т. д. и т. п.  Хотя, что толку ему напоминать, что именно благодаря России и русским он получил своё высшее образование. Видно, не в коня корм. Самое печальное то, что он не одинок. Люди, получившие высшее образование, по советским стандартам автоматически зачислялись в интеллигенцию. Так вот, если немного сопоставить, то вся эта образованщина (при всём обоснованном неуважении к Солженицыну, в этом он был прав) и в подмётки не годится погибшему цвету еврейских местечек.