Пишите мне по адресу Алексин, Чехову

Константин Гостюхин
29 января - день рождения А. П. Чехова. Алексинцы просто обязаны отметить эту дату хотя бы потому, что в мае 1891 года целых две недели Антон Павлович жил в нашем городе. Мало того, младший брат писателя, Михаил Павлович Чехов, два года служил в Алексинском казначействе податным инспектором.

«Жалкий городишко»— таким показался Алексин М.П. Чехову осенью 1890 года, когда он, недавний выпускник Московского университета, впервые прибыл к месту прохождения своей казначейской службы. Но вот живописные окрестности этого «горо-дишки» привели его просто в неописуемый восторг: «Вид с кручи, с того места, где находится собор, вниз на Оку, на протянувшийся через нее, как кружево, желез подорожный мост, а главное, на большую дорогу, обсаженную березами, — не поддается описанию».

Служба в уездном казначействе была не тяжела. Периодически из Тулы приходили предписания, Михаил Павлович добросовестно исполнял их, отчитывался, а все оставшееся время был предоставлен самому себе. Довольно часто ездил из. Алексина в Москву, к родным. «Вот так служба! — изумлялся Антон Павлович, — этак и я бы согласился».
В марте 1891 г. А. П. Чехов, прежде чем уехать за границу, поручил своему брату «во что бы то ни стало» найти дачу в «Тульской Швейцарии», т. е. в Алексине. Сделать это оказалось не так-то просто. Объездив впустую многие усадьбы, Чехов-младший вынужден был снять у некоего Ковригина «жалкую» деревянную дачу недалеко от железнодорожного вокзала. (Наверняка не думал не гадал господин Ковригин, что попадет в. историю благодаря своим плохоньким дачам).
Вернувшись из Европы в начале мая, А. П. Чехов в письме своему знакомому А. И. Урусову написал: «На всякий случай сообщаю вам свой летний адрес: ст. Алексин Сызрано-Вяземской железной дороги... Сегодня уезжаю в Алексин слушать соловьев». И на следующий день, 4 мая 1891 г., дружная семья Чеховых: мать, отец, Антон Павлович, брат Михаил и сестра Мария наконец собрались все вместе под крышей ковригинской дачи.Дача сначала не понравилась писателю. Небольшая, всего 4 комнаты, ничем не огоро-женная, она одиноко стояла на опушке леса, до вдобавок ко всему погода была очень ветреная. Но ветер вскоре утих, погода установилась великолепная, и несколько привыкший Антон Павлович напишет А. С. Суворину: «Место, где стоит дача, сухое и здоровое, лесу много... В Оке много рыбы и раков. Вообще если бы не теснота, то я был бы очень, очень доволен». Самое главное — работалось Антону Павловичу здесь хорошо. Вставал рано, в 5 часов утра, собственноручно варил себе кофе, садился и начинал писать, причем писал так: по понедельникам, вторникам и средам работал над художественно-публицистической книгой «Остров Сахалин», в остальные дни, кроме воскресений писал повесть «Дуэль», а по воскресеньям — рассказ «Бабы» и водевиль (который, к сожалению, остался не¬известен).

Спустя 6 дней после приезда к Чеховым в гости на пароходе «Дмитрий Донской» прибыли их близкие друзья: Лика Мизинова и художник И. И. Левитан. Во время плавания от Серпухова до Алексина они познакомились с калужским помещиком Е. Д. Былим-Колосовским. Тот, узнав, что Чеховы сняли дачу у Ковригина, пришел в ужас: «Да разве у Ковригина дачи? Сарайчики какие- то!» И пригласил всех в свое имение в селе Богимово, что в 12 верстах от Алексина.
Через два дня молодые Чеховы и их гости поехали в Богимово на смотрины новой дачи. Великолепная, хотя и запущенная, барская усадьба, громадный каменный дом совершенно очаровали Антона Павловича, ему как раз не хватало всего этого: простора для семьи и уединения для себя. Позже он опишет богимовскую усадьбу в ставшей классической новелле «Дом с мезонином».
Участь алексинской дачи была решена — ее покинули. 18 мая вся семья Чеховых переехала в Богимово. И началось знаменитое «богимовское лето» А.П. Чехова, которое стало по писательскому вдохновению и продуктивности сродни «болдинской осени» А.С. Пушкина. «Если б еще одно такое лето, то я бы, пожалуй, роман написал и именье купил. Шутка ли, я не только питался, но даже тысячу рублей долгу выплатил», — писал Антон Павлович, подводя итог дачной жизни 1891 г. С отъездом в Богимово связь с Алексином не прервалась: каждый день из города привозили свежие продукты и почту.

Осенью Чеховы вернулись в Москву, а Михаил Павлович остался в Алексине. Канцелярская служба окончательно опостылела ему. Спустя «целый год безделья и главное — безделья законного...», не смотря на неплохое жалованье, Чехов-младший начал хлопотать о переводе из Алексина куда-нибудь поближе к семье, к старшему брату-писателю, которого безмерно почитал. В ноябре 1892 г. эти хлопоты увенчались, успехом: он был переведен на ту же должность в Серпухов. Позднее Михаил Павлович совсем оставит службу, ста нет популярным детским писателем, редактором журнала для детей «Золотое детство» и биографом своего знамени того брата.

Хотя и недолго пробыл А. П. Чехов в нашем городе и ковригинская дача не сохранилась (она сгорела в 1919 г.), но все же, думается, Алексин вполне достоин того, чтобы его нанесли на литературную карту России наряду с другими «чеховскими» местами.

2000 г.