Притча о ЕГЭ в старину

Юрий Анников 2
Во все времена отцы хотели и хотят своим сыновьям лучшей доли.
Известен и способ – проверенный, праведный – обучить мастерству.
…И вот в былые времена поехали отец с сыном в ближайший городок.
- Там живёт наш дальний родственник – человек мастеровой и состоятельный. Буду просить его взять тебя на учение. Смотри у меня, будь вежливым и старательным!
Приехали. Кланяются, объясняют свою просьбу. Очень просят помочь.
- Понятно…, отвечает Мастер. Ну а сын-то твой каков? К учёбе интерес имеет?
- А вот он, уважаемый, смотри…
В это время неподалеку от беседующих проезжал тяжёлый обоз.
- А ну-ка, Ванюша, сбегай, узнай, кто там едет? – предложил Мастер.
Ванюха пулей метнулся к обозу и, быстренько вернувшись, радостно доложил: на ярмарку едут люди!
- Что на ярмарку, это понятно. Ну, а откуда они?
Вновь «пулей» туда-сюда, и вот он, новый быстрый ответ:
- Из Поспелово, уважаемый!
- Понятно… А что же они везут?
И вновь всё повторилось с поспешным старанием.
За это время обоз удалился достаточно далеко, и посылать парня за новыми разъяснениями было уже поздно.
- А теперь, Ваня, отойди в сторонку, отдохни. Нам с твоим отцом надо поговорить

- Знаешь, мой дальний брат, ты научил своего сына старательности и исполнительности. Но чтобы осваивать ремесло, этого мало. Надо отличать старание от торопливости, А, главное, надо уметь думать! Так что не подготовил ты, брат, сына к учёбе. Прощай.

(В скобках можно ещё заметить, что отцу не запрещалось помочь сыну хотя бы намёком. Но подсказки не последовало даже явной, будто отец тоже недоумевал, в чём суть экзамена? Так что, по сути, Мастер проэкзаменовал не только сегодняшние способности Ванюши, но и на годы вперёд!)
Вот так в старину проводилось «ЕГЭ». Без компьютеров, подручными средствами, проникая в суть!

Объяснить неудачу этого экзамена современным языком можно так:
Ученик должен быть не только внимательным, но и улавливать НЕДОСКАЗАННОЕ! А осваивая мастерство, должен и ДОДУМЫВАТЬ кое-что.
Ученик должен быть достойным Учителя, чтобы и у Мастера было ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬ его!!

Обучение рядовых учеников навыкам и ремеслу для учителя – всего лишь труд. Часто нелёгкий. Иногда нудный.
И лишь иногда взгляд учителя светлеет, становится внимательным, заинтересованным, в его душу проникает радость, жизнь наполняется смыслом! Тогда учитель превращается в Мастера. Потому что чувствует рождение рядом с ним Ученика!
Это уже не труд, это - возможность «вдохнуть свою душу» в Нового Мастера! И обрести возможность продолжить жизнь своему Делу! Потому что Дело для Мастера – как желанное дитя для женщины!

Изобретая новые способы выяснения знаний абитуриентов, хорошо бы не забывать простые и мудрые приёмы предков. И сказать себе: сегодня надо изменять не способ вступительных экзаменов, а современную оценку нашим обществом ловкачества, взяточничества, обмана. Они у нас сейчас «правят» всем. В том числе и на экзаменах.

Обучаясь у Запада жизни по новому, мы пока похожи на Ванюшку, бегающего к обозу и обратно. Может быть, пора подумать, как заставить обоз заинтересованно остановиться возле нас, предлагая свой товар на обмен нашему, очень нужному для них!
Но будет ли у нас Товар, нужный другим, если мы не сохраним свою вдумчивую самобытность, порождающую НАШИХ МАСТЕРОВ! Мастеров, а не троечников.