Механизм инстинктивного подчинения

Лариса Викторовна Светличная
Прежде, чем разобрать, что собой представляет механизм инстинктивного подчинения на уровне каждого из 2-х сознаний, следует вспомнить,  как работает сознание и мышление (подробно описанное в других главах этой книги). Логически рассуждая, можно сделать вывод, что речевое сознание, посредством которого мы себя осознаём, само по себе ничего не делает, не ощущает, не чувствует и не мыслит. Всё, что происходит в этом сознании, обусловлено его связью с другими структурами мозга. Например. Сознание воспринимает окружающий мир, благодаря его связям с анализаторами от пяти органов чувств. Оно ощущает потребности, испытывает влечения, чувства и эмоции, которые обусловлены его связями с центрами гипоталамуса, миндалин и другими структурами лимбической системы. Оно распоряжается движениями, благодаря его связи с двигательной корой. Оно мыслит, - благодаря его связи  с вычислительным центром – корой головного мозга и другими структурами, без которых мышление невозможно. Главные из них: гиппокамп, заведующий кратковременной памятью, и структуры долговременной памяти, в которых хранится весь жизненных опыт индивидуума.
Описанный выше простой инстинкт самосохранения, демонстрирует, что связь сознания с двигательной корой больших полушарий может быть заблокирована.Чтобы не отсылать читателя к поискам этой главы, напомню основные моменты.
Остановившись перед скалой, я оценила спуск по ней,  как опасный для жизни, но возможности своего тела оценила неправильно, и решила рискнуть спуститься. Моё сознание приказало ногам идти вперёд, а ноги сделали два шага назад. Я не ощущала страха, и решила, что это – неосознанный страх заставил меня сделать два шага назад, возмутилась и снова хотела пойти вперёд. Но мои ноги, не подчиняясь мне, снова сделали два шага назад. После этого я почувствовала, что могу произвольно двигаться. Я поняла, что это был инстинкт самосохранения, и пошла другой дорогой, о которой неожиданно вспомнила. 
Что произошло? Очевидно, мой, мозг нашёл мой риск неоправданным, и при попытке неправильных действий «внутренний оператор» переключил управление поведением с сознательного на инстинктивное. Я (моё речевое сознание) не имела власти над своими мышцами. Следовательно, во время инстинктивных движений связь сознания с двигательной корой была блокирована. Но связи сознания с другими отделами коры не были нарушены.
Очень вероятно, что и другие связи сознания при необходимости тоже могут быть заблокированными «внутренним оператором» (как я предполагаю, таламусом).
Известно, что у человека – два сознания, левое – речевое, и правое – немое. Речевое сознание общается не только посредством речи, но и посредством хорошо заметной мимики, которая является осознанной.  Я заметила, что немое сознание общается на инстинктивном языке тонкой мимики и взглядов. И то, и другое общение происходит произвольно и попеременно. Но речевое сознание ничего не знает о действиях немого (на  уровне интуиции знает только его результат). Это - неосознанное  общение. Можно сделать вывод, что речевое сознание во время общения немого сознания ОТКЛЮЧЕНО.
Известно, что во время засыпания и пробуждения человек обладает повышенной внушаемостью. Эти короткие периоды между сном и бодрствованием называют «естественными гипнотическими состояниями». Во время засыпания иногда можно ощутить чувства,  которые как будто не имеют основания, - страх, ужас, растерянность. А утром проснуться тяжело больным (из собственных наблюдений и наблюдений других врачей). В молодости во время утреннего неполного пробуждения я в течение нескольких минут всегда ощущала радость жизни. Чуть позже, когда я полностью просыпалась, приходили воспоминания о текущих делах, и радужное настроение исчезало, заменяясь настроением, соответствующим этим делам.
Я поняла, что в периоды засыпания и пробуждения я ощущала чувства своего немого сознания. И сделала вывод, что во время естественного сна первым засыпает речевое сознание, ведущее и логически мыслящее, а немое ещё некоторое время бодрствует. А просыпается первым немое сознание, подчинённое, а ведущее речевое сознание продолжает спать.
Учитывая, что именно в эти периоды между сном и бодрствованием у людей замечена повышенная внушаемость, я поняла, что немое сознание логически не рассуждает, а верит любому чужому речевому сознанию и подчиняется ему. Почему? Очевидно, потому, что его предназначение - верить  своему речевому сознанию и подчиняться ему во время бодрствования.
В такое же состояние между сном и бодрствованием вводит человека психотерапевт во время гипноза. Путём фиксации внимания речевого сознания пациента на чём-либо, он переутомляет и отключает его. И с этого момента бодрствующее немое сознание пациента начинает верить и ведущему речевому сознанию гипнотизёра и подчиняться ему, так же, как до этого верило и подчинялось своему речевому сознанию.
Состояние ВЕРЫ инстинктивному лидеру (без сомнений и размышлений) у членов социальной группы  я отношу к третьему естественному гипнотическому состоянию, в которое человека вводит его инстинкт подчинения.