Про остров

Любаша Искрометная
И вновь я в своем городе, двухдневная поездка завершилась.

Я всегда знала, что где-то есть остров, на котором живет старец, к которому едут люди за благословением, советом, помощью.

Моя знакомая Лидия ездила к нему с дочерью. Дочь, студентка педагогического университета, видела себя не в миру, а в монастыре. Лидия рассказала, что они поехали на остров Залит к о. Николаю за благословением. Он вышел из дома к калитке, ее просто благословил, а на дочь посмотрел и сказал, что быть ей монахиней. Я потеряла их из вида, не знаю об их дальнейшей судьбе, но они планировали со временем уехать из города и подыскать себе подходящий монастырь.

Мне попадались в руки печатные издания со стихами старца, после его смерти вышла книга воспоминаний его духовных чад. Говорят, что последние годы жизни его были мученическими, люди из его окружения, ссылаясь на его немощь, решали за него с кем ему общаться, кого принимать.

Так случилось, что в программу моей поездки было включено посещение могилы старца. Для этого мне пришлось ехать на автобусе, плыть на катере. Взгляд привычно отыскивал красоты, но их не было. Псковское озеро было обычным, небольшая пристань, дома на  острове ничем не примечательные. Всю дорогу капитан что-то радостно рассказывал, но меня, как всегда, укачало и я дремала.

Под зонтиком, по размытой дождем  дороге,  по высокой траве, с мокрым подолом длинной юбки, я шла, отгоняя тучи комаров и не очень понимала, зачем я здесь. Местные рыбаки продавали копченую рыбу - леща, сига, карасей. Странный нищий просил подаяние и этим тоже нервировал. Зайдя в церковь, несколько успокоилась, там начиналась всенощная служба. Но ограниченные во времени, мы пошли дальше  по деревенским улицам с бедными домами, иногда попадались совсем нежилые, разрушенные от времени.Население острова постепенно вымирает. Рыболовецкие артели без помощи государства, развалились, зарабатывать на жизнь нечем, народ уезжает или спивается.Если в 2007 году на острове проживало триста семьдесят человек, то сейчас только сто пятьдесят.

На могилке старца стоит красивый резной крест, много цветов, на кладбищенских воротах сидят голуби, которых старец при жизни любил и всегда кормил. Через дорогу  от кладбища находится зеленый дом в одно окно, туда мы и пошли с женщиной, которая бывала здесь и раньше. Она позвонила, никто не вышел.

- Наверное, на службе, никого нет, - сказала она.

Через некоторое время во дворе дома появился седой мужчина  открыл нам калитку, повел по дорожке в дом.

- Снимите обувь, вот тапочки, проходите.

Не ожидая такого приема, мы прошли на кухню с плитой и окном во двор. На двух столиках лежали многочисленные фотографии О. Николая, иконки.

- Берите, что хотите.

Я взяла большую фотографию старца и несколько поменьше, прошла в комнату и не поняла, куда я попала. Раньше никогда не была в келье, увиденное  поразило. Хотя, что тут такого - низкие темные потолки, два окна, неприметная мебель.

Три стены в многочисленных иконах, их очень много, на столике небольшой мощевик, святыни со Святой земли с пояснениями на карточке, написанными от руки, Крест и Евангелие на отдельном столике. За книжным шкафом узкая кровать старца, рядом на стене висит подрясник. Такое чувство, что хозяин вышел, все здесь осталось прежним. Подошедшие спутницы стали прикладываться к иконам и просить о. Николая о помощи.

Время остановилось, что-то в моей душе перевернулось. Это же какой силой обладал этот человек, к которому ехали люди за благословением из разных мест и  сейчас продолжают молитвенное общение. Он еще не прославлен церковью, но есть уже и Акафист и Канон. Говорят, что он был очень любвеобильным, прозорливым старцем.

В пещерах Псково-Печерского монастыря нам показали место захоронения о. Иоанна Крестьянкина. Еще живы о. Иоанн Миронов, о. Кирилл Павлов в Петербурге, я не знаю, можно ли их сравнивать, но это благодатные старцы, на которых многое держится в духовной жизни.

О.Григорий на вопрос о поездках как-то сказал, что можно никуда не ездить, жить в одном месте, ходить в одну церковь и спастись. О. Николай жил в небольшом домике, служил в приходском храме и через дорогу нашел себе вечное пристанище на кладбище рядом с родителями. В жизни все просто – родился, крестился, упокоился.