Глава 22. От Волочка до Ярославля

Анастасия Игнашева
Над Тверской губернской скукой
 Гордо реет ржавый Ленин!
 Призраку тому подобный,
 Что зовётся коммунизмом!

   Хороший асфальт на дороге не валяется, что мы в очередной раз поняли, оказавшись в Вышнем Волочке. Вышний Волочок у водителей, автостопщиков и всех, кто регулярно мотается по трассе "Е-95", она же "М-10", она же "Россия", или просто "Москва-Петербург", известен под названием Вышний Сволочок. Это большая и глубокая задница. Начать с того,  что на весь город всего 1(один!!!!!!!) светофор на главной улице, в которую плавно переходит, собственно, московская трасса. Город длинной килой вытянулся вдоль трассы, объездной у него нет и весь поток машин, идущих на Москву, или на Питер, тащится через город. А единственный светофор собирает гигантские пробки - километров по 12-15. Это нам поведал водитель, подвозивший нас. Он сам регулярно мотается по работе из Москвы то в Питер, то в Новгород. Но на сей раз нам повезло. Пробка была меньше и проскочили мы её относительно быстро. Вообще нам в этом походе везло довольно часто. Грубо говоря - каждый "заис" и облом тут же компенсировался удачно пойманной тачкой. Об этом чуть дальше.
     Он высадил нас у поворта на бежецк и Максатиху, а дальше к выезду из города нам с Серым предстояло идти пешком.
    Мама спрашивает меня:
- Как вот это - люди останавливаются, сажают совершенно незнакомых людей к себе в машину и куда-то подвозят совершенно бесплатно!
- А вот так! - отвечаю я, - Я бы с удовольствием взяла тебя с собой, но ты не пойдёшь.
    Вообще - о каждом водителе, подвозившем нас на трассе, можно смело писать отдельную главу. Многие часто задают вопрос: "В чём смысл?" В чём? Да вот в таких вот встречах! Ведь в чём штука? Подвозит кто? Нормальные люди! "Говно проедет мимо!" - как сказал один из водителей, подвозивших Серого. Нет, не прав был Олег, сказавший, что люди по природе своей потребители. Может - и потребители. Но не все.
- Ему лень с газа педаль убрать и на тормоз нажать. - вещал Олег нам в кафешке в Иссаде, - К тому же - вы пара. Если мужик за рулём - он бы её взял, но с ней ты. А нафиг ему чужой мужик? А если баба за рулём - она бы его взяла, но он с бабой, а нафиг ей твоя баба? Психологию знать надо! Будешь знать психологию - будешь получать от людей всё, что хочешь!
 Ну и оставим эти тирады на его совести. Потому что, например, парень из Лукинина, который поехал "просто покататься" и просто так отвёз нас в Максатиху, в эту стройную картину ну никак не укладывается. Впрочем, об этом потом.
    И смысл - в общении. В этот раз каждый из водителей стремился устроить нам экскурсию по своему краю.
    Сначала мы мужественно топали до выезда из города, потом попытались стопить, потом вышли на остановку, но автобусы шли переполненные и мы с нашими рюкзаками туда просто не влезали. И мы снова шли пешком.Наконец мы  набрели на очередную остановку и даже автобус подошёл быстро и был почти пустой. На нём мы доехали до выезда из Сволочка, где нас забрал парень на легковушке до поворота на Удомлю. В Удомле, рассказал он, - находится Калининская АЭС, продающая электроэнергию аж в Финляндию.  Насчёт гостиниц, сказал, что недорогие есть - ночь с человека обойдётся в 500-700 р. Но сворачивать в Удомлю - это делать лишний крюк в 25 км., потом возвращаться... Мы отказались и вышли у развилки.
 И там мы зависли часа на 2. Было уже 8 вечера. Машины шли все на Удомлю, а те, что прямо - проезжали не останавливаясь. Наконец, когда мы уже отчаялись и собрались идти ставить палатку, нас забрал мужик-охотник до Лукинина. Лукинино - это просто деревня. По дороге рассказывал, что из крупного зверья - волков и медведей - бояться надо самок. Самцы на человека не нападают, а медведь вообще труслив, как заяц. А вот волчицы и медведицы, особенно с потомством - это страшная вещь.  Дорога перешла в грунтовку, но укатанную. Там вообще пунктир, как в большинстве мест российской глубинки - асфальт-грунтовка-асфальт-грунтовка. Тянулся по земле туман, который водителю не нравился.
- Погода испортится. - сказал он и не ошибся, надо сказать.
Он высадил нас посреди деревни и уехал. Было уже почти 10, или 11, но стояли белые ночи и было светло и тихо. Только комары донимали. И я решила этнографически пофоткать шедевры местного зодчества. Но мне не дали. За спиной раздался визг тормозов, заглушаемый буханьем музыки из сабвуфера. Окно чёрной иномарки опустилось и оттуда высунулся парень в кислотно-зелёной футболке.
- Туристы? - спросил он, заглушив музон.
- Да. - ответила я, - Из Петербурга.
- А куда?
- Сегодня планировали в Максатиху попасть и там ночевать.
- Я просто катаюсь - могу отвезти.
 И отвёз. Под философские разговоры "за жизнь". В первой части нашего путешествия нас подвозили люди всё больше верующие. И разговоры были соответствующие.
   Он довёз нас до выезда из Максатихи в сторону Бежецка, где мы и решили ставить палатку за лесополосой у дороги, на краю душистого поля. Если б там ещё и комаров было поменьше и они были бы не такие злые... А наш прекрасный Серенький взял средство от клещей, а вот от комаров забыл!!!!! Я его чуть не убила!
    Серый, похоже, никогда палатки не ставил! Совершенно не знает, как это делается! А у меня не сказать, чтоб сложное было сооружение. Так, лёгкая финская палаточка на дугах. Не совковый брезент, который натягивать надо. Серый, в своё оправдание мычал, что надо или палатку ставить, или от комаров отбиваться, а он привык ставить её без помех. Я в ответ напомнила поговорку про танцора, которому, как известно, кое-что мешает. А именно - мужские причиндалы.
  Выспаться не удалось. Мешали птицы, которые орали всю ночь и Серый своим храпом. А утром выяснилось, что погода опять испортилась и начался дождь. Блин! Он нас преследовал всю дорогу с небольшими перерывами! Мы собрали палатку и выбрались на трассу. Не смотря на дождь комары отставать не собирались. Я в очередной раз обматерила Серого, что не взял средство от комаров. Он ответил "мудрой" фразой, что клещи страшнее. ЗАТО КОМАРОВ БОЛЬШЕ!!!!!!! И ОНИ СИЛЬНЕЕ ДОСТАЮТ, БЛЯ!!!!!!!! Вобщем, минут через 20 застопилась очередная "Шевроле-Нива" и мы покатили в Бежецк. Водитель оказался директором какой-то местной фирмы, занимающейся строительством электросетей - ЛЭП, опоры, подстанции. Тоже большой патриот своей малой родины. Рассказывал о Бежецке. Удивительное место! Здесь жили писатель Шишков - автор "Угрюм-реки", были имения Аракчеева и Николая Гумилёва. Раньше Бежецк был крупным местным культурным и промышленным центром, а сейчас еле-еле выживает. Зарплата в колхозах... держи меня семеро! - 200-300 (да! да! да! двести-триста!!!) рублей!!! Люди живут натуральным хозяйством и как при Сталине работают "за палочки"!!!! Блин! Пора сажать... И вообще - основная мысль, которая крутится в голове после возвращения домой: "Страну нужно холить и лелеять, а не устраивать над ней эксперименты!" 
      Бежецк мы проскакивали проездом в 2009, когда возвращались из мышкина в Питер с Хомкой. И тоже был дождь.
     Водитель высадил нас в центре Бежецка, возле кафе. Я сказала, что пока не позавтракаем, автостопа не будет. Пошли в кафе. Там Серому не понравилось, потому что, видите ли, блинов нет. Пошли в другое кафе - там тоже нет. Третье кафе оказалось и вовсе закрыто...
-...........!!!!(вымарано цензурой) - сказала я, -.........!!!!(вымарано цензурой).......!!!(вымарано цензурой) Я сейчас иду в то, первое кафе и мне......(вымарано цензурой) - есть там блины, или нет!!!! ......! (вымарано цензурой) Я (вымарано цензурой) элементарно хочу жрать! Я не завтракала, если ты не в курсе.
      Вообще орала я там на него постоянно. Нехорошо орала. Матом. Заслужил потому что. Вернулись мы в первое кафе, набрали всяких вкусностей на 260 руб. и неплохо поели.
    На трассу опять пришлось пешком идти, но уже на этот раз недолго - не Сволочок. А там, на выезде и встретился нам ржавый Ленин из эпиграфа. Снова начал накрапывать дождик. Но на этот раз висели мы недолго. Минут через 20 нас забрала ещё одна "Шевроле-Нива" до Пищалкино. В Пищалкине мы тоже стояли недолго. Почти сразу нас забрала "Лада"-семёрка до поворота на Воскресенское. А там мы вышли на пустынную трассу у Олисавино. Машин не было, а дождь всё усиливался. Рядом была станция и было решено ехать пригородным поездом до станции Волга и оттуда уже идти на Мышкин. Поезд уже стоял на станции, как сказали нам встреченные местные и скоро должен был отправиться. Подгоняемые моими матерками мы довольно резво дотрусили до станции и успели влезть в вагон буквально за минуту до отхода поезда. Мне билет стоил 40 р., Серому - бесплатно.
    В вагоне мы, наконец, немного расслабились и я даже подремала. А на станции Волга нас опять же сразу забрал мужик на "Газели" до Мышкина. Вообще-то он в Ярославль ехал, но мы попросили высадить нас в Мышкине, в центре. Я в этом городе уже была, три года назад, а Серый оказался впервые. Прибыли мы туда, правда, поздновато. В пять вечера почти все музеи уже были закрыты. К тому же в "Мышкины Палаты" мы всё равно бы не попали - туда пускают только с экскурсией и по предварительным заявкам. Заявки у нас, ясен пень, не было. Так что единственное место, куда нам удалось попасть - был старый Музей мыши, в котором сейчас находится выставка подарков городу и Музею Мыши. Вот там мы, что называется, оторвались!
     По легенде Мышкин получил своё название в честь мыши, разбудившей князя и спасшей его от смерти - к князю, якобы, подкрадывалась медведица. В память об этом событии князь-де и повелел заложить город. А в честь медеведицы - дал Ярославской земле герб - медведь с алебардой. Или бердышом по-русски.

     Я все прежние разы ходила с Хомкой. Идеальный попутчик. Для меня. И в нашей семейной и оччень сплочённой команде командир была я. Я определяла маршрут, места ночёвок и так далее. Хомкино мнение, конечно, учитывалось, но решающий голос был мой. А Серый всегда ходил один и был сам себе командир. Мне не нравилось всё. Его манера стопить, выбранные им позиции.Да и вообще - на меня он всегда производил впечатление человека без царя в голове, а тут оно только усилилось. Дошло до того, что в душу мою стали закрадываться серьёзные сомнениея - а не наврал ли Серёжа про свои многочисленные путешествия, в том числе и во Владивосток? Но увы! - это всё правда! Есть доказательства.
     Мы решили не оставаться ночевать в Мышкине, а идти в Ярославль и попасть  туда не слишком поздно. Дождь к тому времени перешёл если не в ливень, то в достаточно сильный.  Погода больше напоминала осеннюю. Июнябрь, блин! К тому же поесть нам тоже не удалось. Все кафе в городе закрывались одновременно с музеями - в пять вечера. По дороге зашли в магазин за хлебом. Магазин оказался из тех, что торгуют всякой всячиной. В одном углу были продукты, а в другом - местные сувениры. В прошлое наше посещение города женщина, пустившая нас на ночь, рассказала, что почти всю сувенирку в стране делают в Москве на ВВЦ. А потом развозят по городам и весям России. В Мышкине вся сувенирка местного изготовления. И это не ширпотреб. Вобщем, пока Серый толкался в очереди за хлебом, я углядела на витрине прикольные варежки. Варежки были, теоретически, в виде мышек, но больше напоминали хомячков. Разумеется, пройти мимо я не могла.
 Купив хлеб, мы вышли к пристани. Паром ещё не подошёл, но там уже стоял небольшой "хвост" из машин. Дождь всё усиливался. Укрыться было негде и мы, подстелив сидушки, уселись прямо на лавки возле причала. Открыли банку тушёнки и наскоро перекусили. Причём Серый умял всю банку без хлеба и всухомятку. Куда в него всё это влезает? И куда девается?
 Договориться ни с кем из водителей не удалось - все, как один, - ехали в Рыбинск, а в Ярославль никто.
 И что это народ так туда ломится? - подумала я, - Коммунизм там, что ли, построили? Или Царство Божие? Пока плыли через Волгу - дождь немного утих. На том берегу машины быстро разъехались, а мы, после неудачной попытки уехать на автобусе, пошли в ту сторону, где, по моим прикидкам, должна была быть трасса на Ярославль. Но там была только трасса на Углич и Рыбинск. Я малость ошиблась - поворот на Ярославль был за мостом в 4-5 км. Вобщем, мы стояли там часа 2. За это время мимо пролетело немало самых разных машин, некоторые даже останавливались, но не брали. Наконец, какой-то мужик объяснил нам, что мы не в ту сторону ехать собираемся. А ещё - пока стояли, дорогу перебежала лиса. Я сначала подумала - собака. Но по пышному длинному хвосту поняла, что это лиса. Правда, летний мех у неё некрасивый.
 Мы перешли дорогу и стали стопить на Рыбинск, чтобы попасть на Ярославскую трассу. Серый сказал, что, в крайнем случае, поедем ночевать в Рыбинск.
- Нахрена? - спросила я, - Лишний крюк и время терять. Лучше уж палатку поставим. Хотя в палатке сейчас "не айс".
 И почти сразу застопилась "Лада" с двумя местными парнишками, которые в соседнюю деревню ехали. Они довезли нас до поворота на Ярославль. А оттуда нас почти сразу же забрала "буханка" с какими-то электриками до Большого Села. А там нас опять же сразу - забрал "козелок" до Ярославля.
 Большое Село - это родина моей бабушки по отцу. Если бы мы остались там ночевать - неважно где и как - я бы не поленилась утром наведаться в местную администрацию и попыталась бы разыскать какие-то сведения об отцовской родне - Капаловых и Горшечниковых.
 А ещё - меня поражает - как богато, со вкусом и фантазией украшены дома на Ярославщине. В Вологодской области дома - как сундуки. Ни наличников, ни резьбы. Разве что на старых избах сохранилось что-то. А здесь - просто шкатулочки резные.
 Водители, всю дорогу увлечённо обсуждавшие способы и рецепты копчения рыбы, довезли нас до центра города - улицы Свободы. Там мы сняли деньги в "Альфа-банке" и часо в 10 уже были в Комнате отдыха на вокзале. 1800 с душем на двоих. Только поужинали - на улице опять пошёл дождь. Как мало надо человеку для счастья! всего лишь оказаться под крышей в непогоду.