Непосредственно реально данное

Алексей Евстропов
    Впечатления: чувственные, эмоциональные, припоминания, мыслительные. Такая классификация впечатлений производится мной на основе интуитивного их различения. Она, несомненно, дискуссионна. Возможно даже, что у каждого человека при попытке классифицировать свои впечатления получатся другие результаты. Следует также учитывать, что каждый элемент этой классификации сам содержит различные подклассы. Так, чувственные впечатления можно классифицировать как разновидности ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные.
    Но для исследования по предмету источников точного достоверного знания на данном этапе достаточно фиксировать, что всё наше действительно обоснованное знание строится из элементарных блоков: впечатлений.
    Откуда нам это может быть известно? И, кстати, только что означенное утверждение согласно самому себе должно вытекать из впечатлений, чтобы быть достоверным знанием, а не предположением. Можно ли прояснить всё это более отчётливо?
    Выше уже была упомянута проблема языка. Он является носителем информации, этаким протоколом для архивации нашей памяти на внешних запоминающих устройствах: тетрадях, блокнотах, листочках, книгах, цифровых документах. Но это не всё: при любой необходимости что-то понять мы немедленно начинаем формулировать мысли в том или ином языке. Даже создаётся впечатление, что мышление без языка невозможно в принципе. И возникает проблема интерпретации языковых конструкций: по каким правилам или принципам следует оценивать языковые конструкции, чтобы черпать из них правдивую информацию о действительности?
    И тут возникает ещё одна проблема, на первый взгляд не менее трудная. По всей видимости, ещё при нашем зарождении, ещё до формирования рефлексии сознания в нас закладываются некоторые установки, которые бессознательным способом влияют на наше понимание происходящего. Возможно, на начальных этапах развития это даже не следует называть пониманием. Возможно, это скорее животные рефлексы. Но кажется, что в процессе формирования личности в ней стихийно накапливаются такие рефлексы, которые с какого-то момента становятся установками, направляющими понимание в определённое русло. И постепенно формируются шаблоны и формы мышления, функционирующие, в основном, на бессознательном уровне, и появляющиеся в сознании лишь при осознанной рефлексии, дополненной изучением и пониманием основ мышления, логики. И вот эта проблема заключается в том, что относительно любой высказанной нами мысли может быть дан контраргумент: это всего-лишь такой шаблон мышления.
    Лично мне не раз доводилось сталкиваться с квинтэссенцией этих двух проблем на разных форумах - бывает, доказываешь свою мысль на примерах и логических конструкциях, а получаешь в ответ неотразимое "это всего-лишь слова".
    И вот, я утверждаю, что наша непосредственная реальность, о которой мы имеем действительно истинное представление, даётся нам в наших впечатлениях в реальном времени, а эти две проблемы моментально обесценивают сказанное и превращают его в бессмысленный набор элементов речи.
    Ситуация кажется безвыходной. Но, вроде, виден свет в конце туннеля. :)

Во-первых, необходимо отказаться от накопленного опыта, и уметь последовательно отслеживать внеопытную чистоту наблюдений при каждой фиксации эксперимента.

Во-вторых, необходимо разработать формальную языковую систему, в которой будут фиксироваться данные эксперимента, освобождённого от предварительного опыта. Поиск такой системы должен быть итерационным, т.е., экспериментов должно быть некоторое множество. И рекурсивным, т.е., результаты предыдущего эксперимента должны учитываться в планировании следующего.

В третьих, необходимо уметь интерпретировать полученные в результате эксперимента данные в свете уже имеющегося опыта.