Суть я

Алексей Евстропов
Любая суть описывается в свойствах: с одной стороны термин, с другой - раскрывающие его содержание предикаты. Из них существенные, без которых термин не соответствует своему содержанию, и не существенные.

"Я" человека - вещь комплексная и не интерсубъективная. Только её самые поверхностные свойства находят очевидное отражение в интерсубъективном поведении человека, видимом другим людям. И именно от них легче всего абстрагироваться, чтобы получить возможность их изучать и описывать. Фокус и истинная сложность в том, чтобы интегрировать легко различимые свойства, наблюдаемые "снизу вверх" посредством случайного опыта, в систему, наблюдаемую "сверху вниз" посредством анализа априорных условий имеющегося опыта.

Например, мы имеем повседневный опыт наблюдений, переживаний, мыслей и т.д. При некотором напряжении мысли можно заметить, что все они имеют общее свойство: про всех них в момент их явления можно истинно утверждать "я воспринимаю". Отсюда ясно, что "я" обладает свойством восприимчивости. И наоборот, если предположить, что "я" никаким свойством восприимчивости не обладает, то отсюда последует невозможность любого опыта, что опыту противоречит. Далее, можно заметить, что весь известный "я" опыт является такого рода упорядочиваемым, что с детства становится естественным весьма себе абстрактное понятие времени. С другой стороны, если убрать из уравнения время, то любой опыт снова становится невозможным - поскольку в восприятии ничего не меняется. Вслед за этим можно проследить тесноту связи времени с памятью: восприятие невозможно без памяти, ибо без памяти восприятие могло бы охватить лишь нулевой отрезок времени.

Вот пример наброска инфраструктуры, необходимой для любого имеющегося или будущего опыта. Уже на его основе можно объяснить понятие познания. А для объяснения понимания и связанного с ним постижения потребуется привлечь или образовать из имеющихся дополнительные понятия.

Анализ желания - отдельная тема, а отвлечься от воли, быть может, вообще невозможно. Кстати, эту невозможность или крайнюю трудность отвлечения, можно считать надёжным признаком того, что предмет абстракции близок к ядру той сущности, которую мы зовём "я". Пока что лично мне представляется, что по степени приближения к ядру "я" можно, соответственно, назвать: эмоции\желания, разум, воля. Но, может, я ошибаюсь. Дальше, надеюсь, будет виднее.