Бросить всё, или Как стать... дауншифтером

Ольга Благодарёва
*****
Эссе
(Здесь – в сокращ. Для женских изданий)
               
  «Свобода – это роскошь, которую не каждый может себе
позволить.»
(Отто фон Бисмарк)

  ***
  "Всё возможно, надо только не бояться перемен и верить в себя."
  (Липа Тулика)
               
               
  ПРЕДИСЛОВИЕ

  В XXI веке в мире (в основном, в Европе) наметилась странная тенденция: жители мегаполисов (и не только мегаполисов) бросают карьеру, работу и уходят...
  В НИКУДА.
  Становятся свободными и счастливыми... отшельниками-дауншифтерами.

  Но что это: дауншифтинг – дань моде или... наше ближайшее будущее?

  И слова-то какие (для русского уха-слуха!) странные: «дауншифтер», «дауншифтинг»!..*
 
  Откуда они?

***
1   

  ...Когда однажды мне попалась на глаза статья в дочкином журнале («MINI») о дауншифтинге, я была просто потрясена!
  Я, работая, как каторжная, буквально иззавидовалась дауншифтерам – этим счастливчикам, которые могли позволить себе такую роскошь: не ходить каждый божий день на работу и заниматься тем, чем хотят!
  Позволить себе такое в то время я не представляла возможным: дочь была студенткой, заканчивала последний курс мед.университета, и мне надо было её доучивать – жили мы вдвоём, и надеяться особо было больше не на кого. Зарплата, хоть и не очень большая, но стабильная, да плюс льготная пенсия, которую я начала получать так рано (за выслугу лет).
  В общем, нам с дочерью почти хватало – при моей практичности-экономии и нашей скромной жизни «по средствам», а не по... потребностям.

  А дочь моя тогда встречалась с очень хорошим молодым человеком – военным лётчиком, уже капитаном ВВС. Она приезжала с ним к нам домой, и жених мне очень понравился: добрый, умный, общительный и весёлый, да к тому же сразу меня мамой стал называть – ну кто же тут устоит?!
  В общем, самый настоящий жених! Правда, день свадьбы они мне тогда не назвали, и я думала, что ещё не скоро, успею подкопить деньжат и подготовиться, как следует.
  И... расслабилась!
  А зря: жизнь, как известно, штука непредсказуемая, в мгновение ока может всё изменить, как захочет!..

  В марте 2007-ого года я кардинально изменила свою жизнь, сделав себе грандиозный подарок (к женскому празднику!): уволилась с работы! Не смогла больше (и не захотела!) терпеть весь этот бедлам, авторитарный диктат трёх начальниц и оскорбительную несправедливость директрисы по отношению ко мне.
   Возможно, я тогда очень обиделась и погорячилась. Другая бы на моём месте, успокоившись и проглотив-простив обиду, осталась бы работать и... мучиться дальше.

  Другая – да, но только не я!

!!!   

  Ещё с раннего детства я не прощала своих обидчиков и всегда давала сдачу: кулаками или словами – в общем, не как в Библии учат («Ударили тебя по левой щеке — подставь правую!»)

***

  ...В общем, я гордо ушла... "в НИКУДА"!
  Но я нисколько не пожалела о том, что сделала (и до сих пор не жалею!).

  Поплакала, правда, немножко – от обиды, конечно (причём, незаслуженной!),... – и, поддержанная мамой и дочерью, успокоилась.
   
  А вскоре, в апреле, узнала радостную весть: в начале мая дочь выходит замуж за своего летуна!
  Тут мне и вовсе стало не до своих переживаний: надо было к свадьбе готовиться.
   
  Да... Хлопотное это дело – дочь замуж выдавать! Особенно – материально!
  Но денег мы собрали достаточно: все мои запасы-загашники (копимое «на чёрный день-светлое будущее»!) опустошили, и мама помогла из своих честно накопленных («похоронных-гробовых») – для любимой внучки ничего не жалко (да и помирать она так рано не собиралась!), плюс новые родственники подкинули – его родители.
  Хватило на всё-про всё. И свадьба была просто замечательной! Красивой и весёлой! Молодёжной!

***
2

  А когда все эти свадебные дела-заботы закончились, я на всю катушку стала... КАЙФОВАТЬ! – т.е. наслаждаться: жизнью, покоем и независимостью!

Свободна я, как ветер!
Лечу – куда хочу!
Счастливей всех на свете,
И всё мне – по плечу! –
               
  это я (в эйфории!) написала однажды, став наконец-то независимым и почти свободным человеком.

  КАКОЙ ЖЕ ЭТО КАЙФ!!!

***

  ...В июне я купила то, о чём уже давно (с детства) мечтала: дамский велосипед!
  И... началась моя свободная и счастливая жизнь, которую я однажды, мчась по дороге на своём велосипеде, воспела в стихах (см. выше!) и не устаю воспевать и сейчас, спустя уже шесть лет после того решительного шага, изменившего к лучшему всю мою жизнь!..

  Только уйдя с работы, которую, как я всегда думала, очень люблю и без которой себя даже представить раньше не могла, я поняла, что такое настоящая счастливая жизнь! – без этих постоянных, выматывающих гонок-соревнований, комиссий и проверок, иногда без выходных и отпуска, убитых на работе!

  Не нужно не спать ночами, проверяя тетрадки, и потом каждое утро (!!!) вставать спозаранку!
  До сих пор не верю, что НИЧЕГО ЭТОГО теперь в моей жизни НЕТ! Всё, как в плохом сне, – в прошлом!..

  ...Я, наконец-то поняв, что «игра не стоит свеч», т.е. моего психического и физического спокойствия, занялась собой, любимой! – своей внешностью, здоровьем.
   
  Успокоившись и придя в себя после своего решительного шага, я вновь... начала летать во сне и сны видеть цветные, радостные! – психологи это приветствуют как выздоровление психики.
  Мне даже показалось, что с моих хрупких, но таких сильных плеч наконец-то упал огромный, тяжёлый груз-камень!
   
  Моя жизнь сразу стала намного насыщеннее и интереснее!
  Появились новые интересные друзья и знакомые – и в реале, и в вирте – Интернете.
  Высвободилось время: на общение с мамой, поездки в гости к дочери и зятю, на творчество (я всегда этим занималась, но времени катастрофически не хватало из-за вечного цейтнота на работе!), на выставки, кино, театр, областные и краевые поэтические фестивали, Женский клуб (организованный по моей инициативе и ныне здравствующий и процветающий в нашем ДК!) и пр., и пр.
  И, конечно же, – вылазки на природу – не единичные (типа «шашлычок под коньячок»!), а почти каждодневные, дающие столько эмоций и здоровья – и душевного, и физического!

  ...Оказывается, мир вокруг такой яркий и интересный!
   
  Можно бесконечно любоваться плывущими по небу облаками – всегда разными, смотреть на первую зелёную травку и первые весенние цветы, на тихо падающий снег и разноцветные осенние листья, на бегущие у ног волны реки или голубое озеро, с восторгом следить за полётом быстрых птиц, и... мечтать полетать вместе с ними, и... погрустить, что нет крыльев!..
  (Почему-то вспомнились чеховские строки: «Близость к природе и праздность –  необходимые составляющие счастья». ЗДОРОВО сказал классик, правда?!)

  ...Мне нравится любое время года, ведь каждое неповторимо и красиво по-своему.
  Но особенно я, как и мой любимый поэт Александр Сергеевич Пушкин, люблю осень, «бабье лето» – то самое, воспетое им «пышное природы увяданье». Именно в это прекрасное время, когда многие начинают хандрить и болеть, мне легко дышится и пишется. Ко мне прилетает... ОН! Мой Муз-вдохновитель!
   
  И, главное, я, как свободный художник (только теперь постигла смысл этих слов!), НЕЗАВИСИМА (!!!) – ни от какого-то начальника-самоДУРа/самоДУРки, ни от почти нищенской зарплаты – и пишу то, что мне хочется, что меня волнует сегодня и будет интересно читать или слушать завтра другим людям: стихи, рассказы, эссе, статьи. Захочу – посылаю куда-нибудь. Печатают и даже гонорары платят! В основном, это женские газеты и журналы: как наши, областные и региональные, так и общероссийские.
   
  Одним словом, свободный художник я теперь! Во как!
  И это тоже такой КАЙФ!

***
3
   
  «Ну вот, – скажет кто-то, – расхвасталась бывшая учителка! Можно подумать, у этого самого дауншифтинга одни только плюсы! А минусов сколько?!»

  Конечно, не буду скрывать: есть у дауншифтерства и минусы, потому что явление это вовсе не однозначное.
   
  И первый минус – экономический, материальный.
   
  Это движение появилось в Европе, где уровень жизни намного выше, чем в среднем по России. Более того, пока экономическая ситуация в нашей стране настолько нестабильна, что взять и позволить себе просто уйти с работы могут только или очень богатые, обеспеченные люди, у которых есть дополнительный источник дохода, или уж совсем беспечные и неприхотливые, которым много и не надо.
   
  Я – из вот этих самых, «которым много и не надо»!
  Хотя, не буду скрывать: мне ещё немножко помогают мама и дочь с зятем.
  У мамы – пенсия вдвое больше моей (она – Труженик тыла с 40-летним стажем работы), дочь с мужем работают и тоже оба получают довольно прилично: зять мой уже в звании майора, дочь врачом работает. Детей у них (пока!) нет, и на достойную жизнь им вполне хватает.
  Причём, я у них НИКОГДА НИЧЕГО НЕ ПРОШУ – помните, как наставляет М.Булгаков в «Мастере и Маргарите»?! Они мне сами предлагают, дают, дарят, а я… не отказываюсь: зачем людей обижать?! Ведь от чистого сердца дают, не было бы – не дали! Они же меня и поддержали в моём решении уйти с работы, значит, заботятся обо мне и хотят, чтобы я жила уже, наконец, спокойно. Говорят: «Ты этого заслужила!» – прямо как в той французской рекламе, помните? – «Ведь я этого достойна!»
  А почему бы и нет?! Чем я хуже?!

  Второй минус - психологический.
   
  Некоторые дауншифтеры, вдоволь насладившись своей свободой,... устают от неё! Им вскоре надоедает ничегонеделание, необязательность и какая-то (кажущаяся!) никчёмность существования, бесполезность их любимых занятий для других.
  И некоторые возвращаются на свою работу –  в надежде, что там всё теперь будет по-другому: шеф, коллеги, атмосфера, зарплата. Или ищут другую – с более высокой зарплатой, поближе к дому и т.д.
  Возможно, кому-то в этом повезёт или уже повезло, и дай-то Бог!
  (Я ещё не нашла такую, чтобы получать от неё и деньги, и удовольствие - ну, кроме как от своего творчества, конечно! - иногда ведь и неплохие гонорары случаются!)
   
  И, наконец, третий минус дауншифтерства.
   
  И вне работы, без надоевшего ужасно начальника-самодура (или вообще дебила!) и ему подобного коллектива, дома, с близкими, с друзьями и соседями, конечно, тоже могут возникнуть какие-то проблемы и разногласия, выматывающие нервы и забирающие силы и здоровье. Особенно тяжело бывает с детьми или внуками, если они ещё малы или их много – хлопот полон рот. Но у меня их ещё пока нет.
   
***

  ...Ну и что же – бежать от всего этого снова на работу и вкалывать до потери пульса за жалкие гроши?!
   
  Кто-то так и сделает, но только не я!
   
  Теперь мне мои покой, свобода и независимость (хоть и нет, конечно же, абсолютной свободы от всего и от всех!) – дороже всего на свете! Привыкла я к ним уже, знаете ли, полюбила! И уже ни за что не хочу с ними расставаться!   
  Я абсолютно не хочу менять свою интересную и насыщенную жизнь. И, несмотря на её (кажущуюся!) простоту и монотонность, мне она нравится!
   
  Жалею сегодня только об одном: как много я не увидела и не узнала, сколько книг не прочитала и сколько интересного сама не написала, с утра до ночи пропадая на работе!..
   
  Ну ничего, за эти годы моей свободы я уже многое наверстала и столько ещё хочу успеть сделать! И ещё столькому научиться!
  Как говорится: «Non progredi est regredi!»**   
  Вперёд и только вперёд! – помните, пионерский девиз был в лагерях: «Ни шагу назад, ни минуты на месте!»
   
  А падать или двигаться вниз я вовсе не собираюсь – назло английскому переводу дауншифтинга!
   
  Я на 100% уверена: это и есть то самое СЧАСТЬЕ, о котором многие только мечтают, но не могут себе позволить!
   
  Ну, разве я не права?!

***
4               
   
  ...Конечно, во взглядах на дауншифтерство никогда не будет единства: ведь сколько людей – столько и мнений. Характер, возраст, местожительство, статус здесь тоже не последнюю роль играют.
   
  Когда-то давно, живя ещё в Средней Азии с мужем, довольно (по тем временам!) обеспеченно, я тем не менее и помыслить не могла, чтобы уйти из школы и ничего не делать, сидеть дома (как узбекская апайка!), хотя муж только об этом и говорил, настаивал. Но тогда я была намного моложе, самонадеяннее, и мне казалось, что всё лучшее – впереди: карьера, высокая зарплата!..
  Боже, какая я была наивная!..
   
  И нынешним молодым, как они говорят, это движение – «фиолетово», «по фигу»!
  Да и правильно: ведь они только начинают жить, ещё свежи и полны сил, знаний и энергии.
  И вот у них-то точно всё впереди!
  (Так что, мои юные друзья... рано вам ещё в дауншифтеры подаваться! Работайте – на радость себе и людям!)

  Тем, у кого отличная – высокооплачиваемая и приносящая удовлетворение работа (если такая вообще существует!?), дауншифтерами становиться тоже, наверняка, не придёт в голову.
  Хотя... есть и такие... чудаки/чудики, слышала!
   
  Не станут ими и разумные главы больших семейств: ведь детей надо «ставить на ноги» очень долго – кормить, одевать-обувать, дать возможность получить хорошее образование. В конце концов, выдать замуж или женить - это тоже ого-го как дорого нынче!
   
  В общем, не все могут вот так запросто взять и «уйти в никуда»: податься в дауншифтеры!
   
  Для этого ещё и решительность, и смелость (даже какая-то... безбашенность!) нужны.
   
  Но главное – ОЧЕНЬ захотеть, «выстрадать» это решение, ничего не бояться и… ни о чём потом не сожалеть.
   
***

  ...И, конечно, надо заранее распланировать, чем будете заниматься, уйдя «на вольные хлеба». Надо иметь в запасе 2-3 интересных увлечения-хобби или занятия, которые смогут приносить не только моральное удовлетворение, но и какой-то материальный доход – пусть и не очень большой, но хотя бы мало-мальски стабильный.
  Сад, огород, хозяйство можно завести, если физического труда не боитесь!
   
  ...Хотя, как говорят, не в деньгах счастье, не правда ли?!
   
  И, умоляю вас, только не добавляйте, что оно… в их количестве!.. Большие деньги ещё никому не принесли большого счастья!.. – примеров тому множество: и в жизни, и в кино, и в романах.

  Богатые-то, как известно, тоже... плачут!

***               
   
  ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ   

  Можете и вы мне позавидовать… – только, пожалуйста, белой завистью и совсем чуть-чуть, договорились?!   
  А лучше – не надо! Не люблю завистников, и сама не такая! Как говорится, Богу – Богово, а Кесарю...
   
  Я ведь сама выбрала ЭТО!

  И это – МОЯ жизнь! ОДНА она у меня!

  (2007-2013 г.г.)

   
***
 
  Примечание-приложение

*Даунши;фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»[источник не указан 1546 дней]. Родственен понятиям «simple living» (с англ.;—;«простой образ жизни») и «опрощение». Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т.д.), ориентируясь на «жизнь ради себя».
  Считается, что термин «дауншифтинг» был впервые использован в печати американской журналисткой Сарой Бен Бреатна в статье «Жизнь на пониженной передаче: дауншифтинг и новый взгляд на успех в 90-е», опубликованной в газете «The Washington Post» 31 декабря 1991 года. Он стал распространённым явлением в Британии, Австралии и США.
  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

!!!
  Таким образом, дауншифтеры – это люди, которые склонны отказываться от достижения пропагандируемых обществом благ, карьерного роста, денег, власти, материальных ценностей. Это люди реализованные, бросившие вызов Себе, миру, для достижения свободы, творчества, гениальности, самореализации.
 
**«Non progredi est regredi!» – Не идти вперёд – значит идти назад!» (латинское изречение)
 
+
  ВОПРОСЫ К ВАМ:

  А вы нашли работу, дело по душе, устраивающие вас во всём?! (Если да – я за вас рада!)
   
  Вы довольны своей нынешней жизнью или хотели бы её изменить?

  Где вам лучше: в большом городе/"муравейнике" или поближе к природе, уединению?