Экскурсии в город

Волчиха
Раннее утро,1973 года.

 Скоро шесть часов, на улицы еще темно, грязь цепляется за ноги прилипает к обуви, а холод пробирается под одежду.

Со всех сторон слышны голоса детей и взрослых. Небольшими стайками люди стекаются к колхозному правлению. Взрослые несут сумки с едой и еще теплую одежду, которой можно закутать детей от холода, в основном это накрывные шали.

Народ все прибывает, дети с радостью и долгожданным ожиданием переговариваются, стараясь перекричать друг друга. Ведь не каждый день их возят на экскурсию. А рядом с детьми всегда неизменно находится  учительница по географии Морозова Анна Андреевна.

Это она каждые каникулы и весной и осенью, ездила в Саратов и покупала билеты или в цирк или в театр, благодаря Анне Андреевне мы посещали и музеи, и фабрики, и заводы. Всегда она умела со всеми договориться , выбить и места в колхозной гостиницы, потому что всегда ездили с ночевкой.

Да еще договориться с колхозным правлением, насчет машин. Вот тром у правления,  стоят грузовые машины, у которых кузова обшиты брезентовым пологом, и положены скамейки из  толстых досок.  На этих машинах, сегодня повезут детей в город Саратов за семьдесят километров.

Водители это Морохов дядя Сережа, Романов дядя Саша, Меркулов дядя Витя и Мещеряков дядя Миша стоят у оборудованных машин, проверяют еще раз колеса и моторы, потому что дорога дальняя, да еще по бездорожью.

 Вот дана команда, садиться по машинам и вся детвора от пятого класса по десятый ловко забираются в кузов, старшие помогают забраться малышне. Всех маленьких сажают на первые лавки, а учителя и ученики постарше садятся ближе к краю.

Вроде все уселись, закутались,ведь на улице еще очень холодно и температура ближе к минусовой, чем к плюсу, а ехать ох как далеко.

Весенние каникулы в сельской школе в то время приходились на самое раздополье, когда на речке половодье и грязи по уши Вот в такую погоду мы поехали в город. До села моего любимого Сокур, всего двенадцать километров, нас сопровождал трактор со стольным тросом.

Потому что местность у нас такая пересеченная, что ни в сказке сказать, не пером описать. То яма, то бугор. И едут еще по темноте, четыре машины друг за другом, осторожно как по острию ножа, стоит только съехать на полметра в сторону, попадешь в такую промоину, что мало не покажется. Машины сразу застревают, и приходится  трактористу подцепить машину и вытаскивать ее из ямы.

А мы все съеживались, старались не показывать своего страха. Машину мотало из стороны в сторону и водитель, только успевал крутить руль.

Но все равно потихоньку машины двигались в перед, а впереди еще одна большая преграда, это речка  в месте – Богдановка-.

Подъезжаем, а там не только ехать даже смотреть страшно, половодье такое, что вода впереди метров на тридцать, течет через деревянный мост и через дорогу.

Вылезли водители и учителя и решают, что делать?

Под водой может и моста уже нет, и дорога может размыта.

А мы, не понимая всей опасности, ждали приговора и очень не хотели ехать назад домой.

После небольшого совещания, взрослые решают отправить вперед трактор и по невидимой дороге, можно сказать на щуп, проверить можно проехать или нет?

И вот трактор потихоньку стал двигаться, как корабль по воде вперед, по метру полз, а у всех дыхание сперло в груди, потому что, если бы мост был под водой разрушен, трактор бы просто весь бы ушел под воду.

Но мост  трактор прошел, и дальше потихоньку проехал и дорогу из насыпи, и только потом вернулся.

И опять совет, что ж делать?

Подумали, подумали и решили все-таки ехать.

Наши водители, потихоньку перекрестились, и сели в машины.

Трактор подцепил первую машину, и потихоньку двинулся вперед, черепашьим шагом, метр за метром, колесо к колесу продвигались вперед, рассекая воду на две волны и выезжая на другой берег.

 А мы сидели и боялись не только плакать, а дышать то, наверное, перестали, было очень страшно и мы сидели с закрытыми глазами и только думали скорее бы доехать до другого берега, и с каким же мы облегчением все вздохнули, когда все это кончилось и мы были в безопасности.

Потом уже и другие машины потихоньку переезжали эту водную преграду.

На другом берегу, водители собрались у машин и нервно курили, у них даже руки тряслись от такого напряжения.

Вот так мы добирались до города ехали где-то часов пять, и добирались туда к вечеру, замерзшие, голодные, но очень счастливы, что увидим город и поедим мороженого.