Град Петра

Константин Гостюхин
Согласно Никоновской летописи Алексин вошел в историю в 1348 году как «град святого чудотворца Петра, митрополита Киевского и Всея Руси». Каким же он был, митрополит Петр — первый известный владелец нашего Алексина, один из самых почитаемых на Руси православных святых?

К сожалению, достоверных сведений дошло до нас мало. Все, что известно о жизни и деятельности Петра из его «Жития» и по летописям, вполне может уместиться на одном тетрадном листке. И все же даже по этим крупицам можно воссоздать образ церковного иерарха, ставшего «крестным отцом» Московского государства.
Родился будущий митрополит где-то в середине XIII века на Волыни, на юго-западе русской земли. Уже с раннего детства он был набожен, имел склонность к затворничеству, а в 12 лет вообще покинул мирскую жизнь, поселившись в монастыре. Спустя годы, Петр уже сам основывает новый монастырь на реке Рате близ Львова, а затем становится игуменом этой обители.

В 1305 г. умер митрополит Киевский Максим — огромная русская митрополия осталась без своего пастыря. Наиболее влиятельные русские князья выставили своих кандидатов на этот пост: тверской князь Михаил Ярославич — игумена Геронтия. а его извечный соперник галицкий князъ Юрий Львович — игумена Петра. Так оба соискателя вместе и отправились в Константинополь к патриарху, дабы он сделал выбор и благословил на должность одного из них. История умалчивает, чем руководствовался в выборе патриарх Афанасий, но митрополитом Киевским и Всея Руси он назначил Петра. Получив столь высокий пост. Петр прямо из Константинополя отправился в Орду. Дело в том, что в те «татарские», «злогорькие» времена существовала практика выдачи новому митрополиту особой ханской грамоты, которая гарантировала определенные льготы: освобождение от дани, от постоя и т. д. 12 апреля 1308 г ханом Тохтой был выдан Петру такой ярлык.

И только в начале лета 1308 г., намаявшись по всем инстанциям, новый митрополит торжественно въехал в Киев. Древняя столица к тому времени уже потеряла былое величие, и, может быть, поэтому Петр, не прожив в Киеве и года, отправляется во Владимир. С первых же дней пребывания во Владимире Петр почувствовал глухую враждебность со стороны великого князя. И не удивительно, ведь великим князем стал старый знакомец — Михаил Ярославич Тверской, тот самый покровитель неутвержденного кандидата в митрополиты.
Злопамятный князь, решив отомстить Петру за унижение, оклеветал владыку — обвинил того во взяточничестве. Разбираться в этом запутанном деле приехали из самого Константинополя. Патриаршие уполномоченные организовали собор, на котором после ожесточенных споров Петр был полностью оправдан. В память об этом событии до сих пор в Переславле-Залесском стоит церковь во имя святого Петра — митрополита.

О пастырском служении митрополита известно немного. Но и это немногое говорит о его личном мужестве и решительности, о его частых путешествиях и неустанном попечении о пастве. Суровый, как ветхозаветные пророки, Петр требовал от русского духовенства монашеского аскетизма и самоотречения.

А в это время между Тверью и Москвой полным ходом шла ожесточенная братоубийственная борьба, всемерно поощряемая Ордой. Традиционно считается, что Петр был на стороне Москвы, хотя это утверждение можно оспорить. Не случайно источники ничего не сообщают о каких-либо земельных пожертвованиях Петру московскими князьями. Единственное приобретение митрополита, причем на собственные средства — это городок Алексин на Оке «с волостью и селы и с водами, с реки, и с озеры, и с бобровыми ловлями, и с бортными ухожьи, и со всеми угодьи»! Интересно, сколько заплатил Петр Tapycскому князю за сей городок?

Тем временем на московском «столе» утвердился новый князь — Иван Данилович Калита. Хитрый и дальновидный политик, князь всячески приближал митрополита к Москве, окружил владыку почетом и вниманием. Именно тогда и родилось знаменитое пророчество митрополита Петра, обращенное к Ивану Калите: «Акце мне сыну, послушаети и храм пресвятая Богородица воздвигавши в своем граде, — и сам прославиться паче иных князей. и сынове и внуци твои... И град сей славен будет во всех градах русских...». Великий князь послушался своего духовного наставника, развязал свою вместительную мошну и принялся за постройку в Кремле Успенского собора.

Годы неспокойной жизни все же сказались на здоровье митрополита: осенью 1326 года он занемог. Чувствуя приближение смерти, Петр завещает похоронить себя в Москве, в недостроенном храме. 21 декабря 1326 г. гроб с телом митрополита Всея Руси был опущен в мерзлую землю среди обледенелых фундаментов Успенского собора. Так оборвалась земная жизнь владыки. Но началась другая, мистическая жизнь «великого чудотворца». Через 20 дней у гробницы Петра исцелился сухорукий, вслед за ним — глухой, затем — слепой. Все эти чудеса дали основание, чтобы причислить митрополита к лику святых. После преподобного Сергия Радонежского митрополит Петр, пожалуй, был самым чтимым из московских святых.
А что же Алексин? Какова его судьба после смерти своего владельца? По преданию, все свои личные сбережения митрополит приказал истратить на постройку Успенского  собора в Москве. Стал ли распоряжаться Алексином великий князь Иван Калита, или же город отошел в собственность церкви? Этот вопрос требует своего разрешения


1999 г.