Глава 23. Моя Вселенная

Георгий Кончаков
         
          Природа не даёт Человечеству состариться. Старики умирают, оставляя молодое потомство, молодую смену. Всегда молодое человечество в избытке заряжено энергией, живёт в полную силу, продолжая дела предшествующих поколений. Может в этом и заключена мудрость Природы: низвергать состарившееся, отмирающее, чтобы сохранить Человечеству молодость и силу для новых деяний?



          У каждого человека своя Вселенная. Каждый живёт в той, которую он узрел в ночном небе, разглядывая звёзды и Луну, днём, посматривая на Солнце, какой представляет из полученных знаний. О Вселенной мы что-то узнаём от других людей, из школьных учебников, из прочитанных книг, а если не привычны к чтению, из кинофильмов и популярных телепередач. Хотя кто же из телевизора станет постигать, в какой Вселенной он живёт.


Многие ли задумываются о масштабах и устройстве Вселенной? Пусть занимаются наблюдениями и вычислениями те, кому по ночам не спится, кто за это зарплату получает, разные там звездочёты и астрологи. Как-нибудь без этих драгоценных знаний проживём, жизнь свою безбедно устроим, насладимся, насколько доходы позволят. Понятно, что современный культурный человек кое-что знает, он же не первобытный дикарь. Но как далеко простираются эти знания?


          Вам приходилось размышлять, как ребёнок открывает Вселенную? Каким образом маленький человечек неокрепшим умишком начинает постигать для себя мир, в котором живут люди? Когда и как вы узнали, что собой представляют Земля, Солнце, Луна, звёзды? Как пришли к признанию величия, необъятности, бесконечности мироздания?


          Аркадий Львович не мог определённо сказать, в каком возрасте он увидел и разглядел на ночном небе звёзды и Луну, поутру восход Солнца, перемещение в течение дня, вечерний закат. 


          Аркашу приучили рано ложиться спать. Набегавшись за день, он охотно, без уговоров и детских сказок засыпал, когда было ещё светло. Колыбельных песенок мама не пела. Если и пела, то это было давно, он тогда ещё и разговаривать не умел, потому не мог внимать словам колыбельной. Носила маленький комочек на руках, убаюкивала и напевала. Мальчик смиренно засыпал, но ничего этого не помнит.


          По утрам  вставал, солнышко уже приветливо светило высоко в небе. Так что первые астрономические наблюдения были за перемещением дневного светила, когда оно через какое-то время оказывалось в другом месте. В двух-трёхлетнем возрасте малыш от взрослых слышал и запомнил, что Солнце по утрам встаёт, вечером садится, скрывается из виду, и наступает ночь.


          Ночь впервые увидел, когда мама взяла парнишку на вечерний сеанс в кино. Так предполагал Аркадий Львович. И совершенно определённо мог сказать, что к трём годам не раз видел на ночном небе звёзды и Луну, но ещё не спрашивал: что это такое?


          Первый раз обратился с вопросом, когда было пять лет. Зимой возвращались с сестрёнкой из соседней деревни домой. Шли по хорошо накатанной санями дороге. Шли как по тоннелю, по обеим сторонам в человеческий рост отвесные стены из снега после расчистки дороги. Полная Луна ярко освещала укутанную снегом степь. На черном небе хорошо смотрелись звёзды. Дети были тепло одеты, мороз невелик, шли, негромко разговаривая между собой. Аркаша, время от времени посматривая на Луну, спросил у сестры: откуда ночью берётся Луна и какая она?


          - Когда Солнце заходит за Землю, наступает ночь. При дневном свете Луну редко можно разглядеть, чаще всего она скрыта от Солнца Землёй. А ночью Солнце настолько сильно освещает Луну, что мы видим её, как большой жёлтый круг. Луна – это огромный шар, она так далеко от нас, что кажется кругом, прилепившемся к небу. Солнце – тоже
шар, только раскалённый, огненный, во много раз  больше Луны. Солнце от нас ещё дальше, и мы видим его размером с Луну.


          - А земля? – хочет понять Аркаша.
          - Земля тоже громадный шар. Такой большой, что мы этого не замечаем.
          - А звёздочки? – не унимается малыш.
          - Звёзды такие же раскалённые шары, как наше Солнце. Есть размером с Солнце, многие гораздо больше. Но они совсем далеко от нас. Поэтому кажутся нам светящимися точками.


          Это был первый урок астрономии в жизни Аркаши. Может так хорошо и запомнился, что был первый. Сообразительный паренёк усвоил, что люди живут на большого размера шаре, который называют «Земля». Днём Земля освещается и обогревается раскаленным огненным шаром ещё больших размеров. А на ночном небе можно видеть освещённую Солнцем Луну и множество других солнц, которые так далеко от нас, что люди их видят как маленькие звёздочки. Этих объяснений сестры для Аркаши было достаточно. Никаких других вопросов у него тогда не возникло.


          В степной деревне хорошо видно, как Солнце перемещается по небу, чтобы вечером вовсе скрыться. Ещё до школы усвоил объяснения взрослых, что не Солнце перемещается по небу, на самом деле Земля вращается, она же шар. Но люди не замечают вращение Земли, и потому им кажется, что движется Солнце. Это было так понятно, какие могут быть вопросы или сомнения. Солнце такое горячее, что если взять дедушкино большое увеличительное стекло и держать его на таком расстоянии от листка бумаги, чтобы образовалась маленькая светящаяся точка, то через короткое время бумага в этом месте задымится, обуглится, а может и загореться.


          За время обучения в школе естественным наукам много чего полезного и интересного узнал Аркаша о Вселенной. 


          В первом классе запомнилась загадка: «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат». Тут всё ясно: небо – кто ж его измерит? – овец-звёзд – множество бесконечное: кто ж их сосчитает? И оставался школьник в этом заблуждении вплоть до десятого класса, пока не стали изучать «астрономию». Оказалось, звёзды, видимые невооружённым глазом и в телескопы, занесены в звёздные каталоги с указанием координат. Выходит, сосчитаны.


В учебнике написано, что невооруженным глазом на обоих полушариях видно около шести тысяч звёзд. Так что если выйти из дома в безоблачную ночь, можно не считая сказать, на небе менее трёх тысяч звёзд. В заблуждение вводит загадочка. Отстала от достижений науки. Сочинена в стародавние времена. Для первоклашек сойдёт.


          И только, когда студентом будет размышлять о бесконечности Вселенной, о том что, число космических объектов также бесконечно, признает, что автор загадки был прав.


          В третьем классе прочитал библиотечную книжку «для младшего и среднего школьного возраста» о происхождении нашей Земли. Интересно рассказывалось, как из раскаленной, постепенно остывающей массы образовалась атмосфера, менялся её состав, как появилась вода, и возник мировой океан.


В старших классах из других книг узнал, что существуют другие объяснения. Что Земля возникла из холодного межзвёздного вещества, притянутого Солнцем, но не упавшего на Солнце, а завихрившегося и начавшего скапливаться и вращаться на удалении от Солнца, образовав планеты, в том числе и Землю.


          Много чего узнал из книг школьник до того, как встретился с учебником астрономии.
          Дедушка – калужанин. Любил читать книги о Циолковском. Аркаша с ними уже в пятом классе познакомился. Дедушка гордился своим знаменитым земляком. Любил рассказывать внучонку, как в молодые годы дважды видел Константина Эдуардовича на улице: один раз проезжающим на велосипеде, в другой – с большой моделью дирижабля возвращающегося домой. Разговаривать не довелось, знакомы не были, но молодой техник знал в лицо и был наслышан об авторе книг о межпланетных полётах.


          Особенно увлекла Аркашу книга Штернфельда «Полёт в мировое пространство», он уже в шестом классе учился, им физику преподавали. Прочитал «Астроботанику» Тихова. Очень захотелось побывать на Марсе, чтобы разгадать загадки жизни на этой соседке Земли. Прочитал и Жюль Верна «Полёт на Луну», хотя из книги Штернфельда достоверно знал, что такой полёт может быть осуществлён только на ракете, из пушки никакой снаряд до Луны не долетит, что это фантастика.


Книга Штернфельда научно обосновывала возможность полётов на Луну и на планеты Солнечной системы. Читая и перечитывая книгу, многократно разглядывая картинки, в памяти до старости сохранился рисунок в одной из глав о невозможности использования вращающегося с большой скоростью громадного колеса, к ободу которого прикреплён космический корабль. При быстром вращении колесо разорвётся под действием центробежной силы.


С надеждой вчитывался в текст: «Изучение достижений науки приводит к выводу, что уже текущий век сможет быть свидетелем полётов в пределах солнечной системы». Это было пропечатано в книге, изданной в 1949 году. Книга Штернфельда стала настольной книгой шестиклассника. Книга укрепляла уверенность, как удачно, как вовремя он родился. Сможет стать не только свидетелем, но и участником этих событий.


Не сомневался, что окончив школу и лётное училище, станет космонавтом.  С первой экспедицией окажется на Луне. Примет участие в более дальних космических полётах. И если повезёт, побывает на Марсе. Получит убедительные доказательства правоты основоположника астроботаники Тихова, доставит на Землю образцы марсианской растительности. Какая интересная жизнь рисовалась в будущем. Он, Аркадий, бывший школьник станет космическим путешественником.


Друзьям Аркаши, Витьке и Володьке передалась увлечённость одноклассника, тоже стали мечтать о космических путешествиях. Собравшись вместе, часами обсуждали подробности космических экспедиций. Три человека – таким представлялся мальчишкам экипаж для полёта на Луну и к другим планетам. Обязанности не распределяли, вслух не обговаривали, но Аркаша был уверен, что именно он будет командиром экипажа. Он же первый додумался стать космонавтом, от него товарищи решили посвятить свою жизнь космонавтике. И когда войдут в состав первого космического экипажа, все трое будут совместно проводить научные исследования в космосе.


          Книга Штернфельда вдохновляла и воодушевляла школяров. Но не знали пацаны ничего об авторе. Они ему верили, они не сомневались в его предсказаниях. А кто он, как сложилась судьба человека, так точно определившего наступление космической эры, владелец книги не знал, не ведал.


          На старости лет познакомится Аркадий Львович с несправедливо устроенной жизнью «одного из пионеров космонавтики», как его назовут впоследствии. В книге, выпущенной к столетию со дня рождения Штернфельда в 2005 году, сказано: «Еврей по происхождению, поляк по месту рождения и юношеским годам, француз по культуре и образованию и, наконец, гражданин СССР по своему жизненному выбору во имя своих научных идей, он стал, по существу, гражданином Вселенной, разработке путешествий в которой посвятил свою жизнь».


          Родился Ари Абрамович в Российской империи. Польша тогда была в составе Российского государства. Но последующие исторические события привели к тому, что для Советской России стал иностранным гражданином. С детства стали заветной мечтой полёты в космос. Высшее образование получил во Франции – диплом инженера-механика.


В Сорбонне трудился над диссертацией по проблемам космических полётов. Работа не получила поддержки со стороны научного руководства Сорбонны, предложили отказаться от космической темы. Штернфельд оставляет докторантуру, возвращается к родителям в Польшу и там завершает работу над монографией в 490 страниц – «Введение в космонавтику».


В Польше работа не вызвала интереса. Монографию удалось издать во Франции. Пришло признание. Присуждена Международная премия по астронавтике. Поступают выгодные предложения для научной работы. Штернфельд уезжает в СССР.


          Ещё во время работы над диссертацией в 1929 году молодой учёный узнаёт о Циолковском. Специально изучил русский язык, чтобы прочитать книгу Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В европейских библиотеках не было переводов Циолковского. В 1930 году вступил в переписку, которая длилась до конца жизни Константина Эдуардовича.


          В 1935 году состоялся переезд на постоянное жительство в СССР. Летом того же года зачислен в штат Реактивного НИИ на должность старшего инженера в отдел Королёва. Там работали Глушко, Тихонравов, Победоносцев. Главным инженером Реактивного института с 1934 года был Лангемак, один из создателей знаменитой «Катюши». Лангемак, с детства владеющий в совершенстве французским и немецким языками, сделал перевод с французского книги Штернфельда «Initiation a la Cosmonautque» (Введение в космонавтику). Так в русском языке появился термин «космонавтика», хорошо известный каждому сегодня.


          В конце тридцатых, после расправы с Тухачевским, репрессированы многие сотрудники Реактивного института. Директор института Клейменов и его заместитель Лангемак расстреляны. Королёв оказался в дальневосточном лагере. Штернфельд не репрессирован, но из института уволен. До начала войны на работу устроиться не удалось.


В 1941 зачислить в Красную Армию отказали. Эвакуировался на Урал. Преподавал в металлургическом техникуме физику, сопромат, черчение и детали машин, жена – немецкий язык. В 1944 году вернулись в Москву. На работу никуда не брали. Жили на гонорары от публикаций в молодёжных научно-популярных журналах и за переводы, которые делала жена.


          Королёв занимался ракетами, готовил к запуску первый искусственный спутник земли, а его сверстник, можно сказать одногодок (Штернфельд родился 14 мая 1905 года, Королёв – 30 декабря 1906 ), за год до этого запуска опубликовал книгу «Искусственные спутники земли». За 1957-1958 годы книга издана 25 раз в 18 странах. Автор получил мировую известность. А в обширном «хозяйстве» Королёва работы не нашлось. 


Учёный продолжал работать на дому. Штернфельд ввёл понятие космических скоростей и рассчитал их стартовые значения. Теперь эту работу выполняли НИИ, оснащённые компьютерной техникой. Орбиты были рассчитаны во Франции задолго до начала космической эры. По ним полетели первые искусственные спутники. Будущие космонавты учились по книгам Штернфельда.


 Официальное признание пришло. Пришло в начале 60-х. В 1962 году вместе с Гагариным удостоен Международной премии по астронавтике. Академия наук в 1965, когда учёному исполнилось 60, присудила учёную степень доктора наук без защиты диссертации. В том же году присвоено звание заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Но чтобы получить пенсию, пришлось хлопотать президенту Академии наук Келдышу, не было необходимого стажа работы в госучреждениях.


          Благополучнее выглядит судьба другого крупного учёного, оказавшего благотворное влияние на школьника Аркадия, астронома Тихова. Шестьдесят лет у телескопа оказались плодотворны. Богатые результаты достигнуты в фотометрии и колориметрии звёзд и планет. Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени. Академик Казахской Академии наук. С астроботаникой пока не получилось. Наблюдения и расчеты Тихова о существовании растительности на Марсе не подтвердились. Но поиски следов жизни на Марсе продолжаются. Наука астробиология реально существует. И одним из пионеров, родоначальником этой науки является Тихов.


          Физику в шестом классе преподавала жена военного, выпускница Московского авиационного института. Друзья, когда узнали, изумились, надо же, как повезло, им - будущим лётчикам, преподаёт авиационный инженер. За одно это боготворили учительницу, как это умеют делать только мальчишки. Сами напросились, когда проходили материал, где упоминались имена «отца русской авиации» Жуковского, создателя первого в мире самолёта Можайского и основоположника космонавтики Циолковского, сделать о выдающихся творцах науки  и техники доклады.


Надежда Владимировна охотно согласилась, и ребята постарались. Аркадий на уроке перед всем классом не только рассказал биографию Циолковского и показал самим нарисованный большой портрет, чтобы всем было видно, но на доске изобразил принцип полёта ракеты и конструкцию цельнометаллического дирижабля, проектом которого так гордился калужский провидец.


          Грандиозность масштабов Вселенной Аркадий усвоил на уроках «астрономии» в десятом классе. Школьный учебник определил на многие годы астрономические представления уже взрослого Аркадия.


          Позже на уроках истории, когда проходили параграфы о достижениях науки и техники,  рассказывал ученикам:
          - Если двигаться по Земле по прямой всё время в одном направлении на любых видах сухопутного и водного транспорта, то через какое-то время мы окажемся там, откуда начали путешествие. Двигались прямолинейно, но, как оказалось, замкнули круг, Земля – шар.


Теперь представим себе, что мы в кабине космического корабля, который достиг  первой космической скорости 7,9 километров в секунду. Мы поднимемся высоко над Землёй, испытаем, что такое невесомость, но наше движение, также как и на Земле, будет по замкнутой орбите, наш корабль превратится в спутник Земли. 


Что произойдёт, если продолжать увеличивать скорость?  Оказывается, при скорости 11,2 километров в секунду корабль покинет окрестности Земли, и превратиться в планету,  в спутник Солнца. Орбита примет форму эллипса. Но, тем не менее, движение будет происходить по замкнутой кривой.


Запустили беспилотный космический корабль на экваторе в сторону осевого и орбитального вращения Земли со скоростью 16,6 километров в секунду. Достигнув такой скорости, корабль преодолеет гравитационное притяжение Земли и Солнца и покинет пределы Солнечной системы. Начнётся путешествие по нашей Галактике.


Заглядывая в очень далёкое будущее, можно предположить, что не пройдёт миллиарда, а быть может миллиона лет люди создадут фотонные ракеты, достигающие скорости, близкой к скорости света, 300 тысяч километров в секунду.


Кто прилежно изучал физику, помнит, что в Природе это предельная скорость. Скорости превышающей триста тысяч не существует. Но что произойдёт на этой скорости? Допустим, удалось построить источник света, по мощности не уступающий свету далёких звёзд. Луч, покинув Землю, отправится в космическое путешествие. И на такой предельной скорости не будет двигаться прямолинейно.


Вследствие кривизны пространства во Вселенной,  которой мы принадлежим, в которой нам суждено родиться и провести своё земноё существование, луч, пройдя через Метагалактику, опишет замкнутую окружность, обозначив границы нашей Вселенной, выход за пределы которой не представляется возможным.


Получается, как не велика Метагалактика, но для нас она конечна. Так что у Человечества достаточно Большое Поле для освоения и творческой деятельности.


          Выпускник средней школы 1954 года кроме первой и второй космической скорости, ничего этого не знал. Проводя свободное время в читальном зале библиотеки, Аркадий в журнале «Знание – сила» прочитал статью о гениальном современнике Альберте Эйнштейне. Юноша недоумевал. Почему в учебнике физики выпускного класса ничего не сказано об открытиях выдающегося физика ХХ столетия, даже имя нигде не упоминается. Ответ получит уже в университете, много лет спустя.


          Университет мало что прибавил к школьным знаниям по астрономии. Такая  дисциплина историкам учебным планом не предусмотрена. На младших курсах студент Аркадий из лекций по философии подробнее узнал, как представлялась Вселенная древнегреческим учёным, про геоцентрическую систему Птолемея и революцию в астрономии, совершённую Коперником. О развитии науки и её достижениях говорили в лекциях по истории: Птолемей, Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон. Сожжённый на костре Джордано Бруно. Но университетские преподаватели делали акцент на деяниях великих учёных, не вдаваясь в подробности сделанных открытий.


          Студенты получили убедительные доказательства бесконечности пространства и времени. О бесконечности временем можно согласиться. Раз материя, материальный мир не сотворим и не уничтожим, будет существовать вечно. Куда же денется время, так и будет протекать в одном направлении, никуда не пропадая и не исчезая.


          А пространство? Тут возникают разные сомнения. Как это можно вообразить бесконечность? Попробуйте. Профессор привел доказательство, которое сформулировали ещё древние греки.


          - Представьте себе воина с копьем, - разъяснял лектор.- Он может двигаться по прямой в космосе. Вот он бросил копьё насколько мог. Подошёл к тому месту, поднял копье и бросил дальше. Повторяя эту процедуру, дошёл до границы Космоса. Перед ним либо непроницаемая стена, либо пустота. Дальше бросать копьё некуда. А за стеной что? И что значит пустота? Продолжение Космоса. Нет и не может быть конца беспредельному Космосу, заключали мудрые греки.


          Так-то оно так. Всё логично. Признать бесконечность приходится, но вообразить, представить? Мозги могут свихнуться. Ни у кого из сокурсников мозги не свихнулись. Даже споров не возникало. Уж на что самые страстные и неудержимые спорщики – это студенты. В конце концов, Аркадий смирился с общепризнанной научной истиной, не пытаясь уразуметь, как же выглядит бесконечная Вселенная, избегая размышлять по этому поводу, пользуясь готовым выводом. Признал как факт, как в своё время признал неизбежность человеческой смерти.


          Ещё, будучи школьником, Аркадий, примирился с тем, что человек смертен. В этом раннем возрасте решил для себя, раз смерть неизбежна, есть единственный способ достичь бессмертия, обессмертить своё имя. Получалось не так уж и плохо.


          Устав от игры в шахматы, вернее от бесконечных проигрышей, Аркадий, обращался к Денису:
          - Мир вечен. Хотя во Вселенной происходят всякие процессы и изменения, Человечество будет существовать всегда. А раз оно вечно существует, вечно будет сохранять память о выдающихся людях разных эпох.


          - Остаётся самая малость, - подтрунивал одноклассник, - открыть пару законов механики, написать «Войну и мир», или сконструировать звёздолёт.
          - Законы Ньютон открыл, «Войну и мир» Толстой написал, и над созданием ракет для полётов к Луне и Марсу уже работают учёные и конструкторы. Недалеко время, когда такие космические корабли будут созданы. Для полётов потребуются астронавты. Наверняка их станут набирать из лётчиков. Кто лучше лётчика сможет управлять ракетопланом на космической скорости.


          - Идти в лётчики, чтобы прославиться? – задавал свои вопросы Денис. – Но лётчики нередко терпят аварии, разбиваются. И на ракетоплане полетит кто-то другой.
          - Погибают не только лётчики, - парировал Аркадий. - Тысячи людей гибнут в результате аварий и катастроф на земле, не поднимаясь в воздух. Если я решил летать, в этом для меня заключается смысл жизни. Я хочу заниматься делом, к которому испытываю влечение, где смогу проявить свои способности.


          - Ты же рубишь в математике. Почему бы после школы не пойти в университет, стать математиком-учёным? Или астрономом? Всю жизнь будешь путешествовать по бескрайним просторам Вселенной. И без всякого риска для жизни.


          - Я не создан для кабинетной работы. С малолетства хотелось путешествовать, пробираться через дебри тропических лесов, подыматься по горным тропам через перевалы, плыть по великим рекам, зимовать в Антарктиде, сообщая в метеоцентр температуру воздуха и силу ветра. Мне хочется бороться с непогодой, испытать невзгоды неустроенной жизни путешественника. Я люблю солнце, яркую солнечную погоду, но так же страстно люблю дождь, проливной, яростный с сильным ветром, чтоб с ног сбивал. В такую безумную погоду хотел бы идти под ослепительные вспышки молний и сотрясающий землю гром десятки километров в назначенный пункт.


          - Это хорошо представлять себе, сидя в тепле, не подвергаясь смертельной опасности от обвалов в горах, встречи с хищниками или бездонной глубины, когда удержаться на поверхности воды нет сил и средств.


          - Видимо, я рождён для того, чтобы рисковать своей жизнью. Я знаю, что профессия лётчика опасна. Можно погибнуть во время учебного полёта ёще в училище, не став пилотом. Каждый полёт профессионального лётчика может закончиться трагически. Но я готов к этому. Да, я хочу обессмертить своё имя. Если повезёт. Если удастся принять участие в великих делах. Если повезёт совершить подвиг. Но я готов расстаться с жизнью, не достигнув сияющих вершин. И в этом случае буду считать, что жил не зря. Жизнь удалась. Потому что занимался тем, к чему испытывал призвание.


          - Всё, что ты говоришь, плод детских фантазий. Повзрослеешь, когда станешь по-настоящему взрослым, откажешься от этих иллюзий. Произойдёт то, что происходит со всеми людьми. Как это произошло с чеховским Ионычем. Захочется спокойной размеренной жизни, с удобствами домашнего уюта. А подвергать сверхмощным испытаниям ощущения будешь во время  просмотра остросюжетных фильмов или читая приключенческие романы.


          - Это не иллюзии. Это не придумки. Я ничего не выдумываю, я чувствую это внутри себя. Внутренняя потребность. Это изнутри руководит мной, моими помыслами и устремлениями.


         Уже после университетского курса, работая учителем, продолжая увлечённо интересоваться научно-популярной литературой по астрономии, более обстоятельно познакомился с теорией Большого Взрыва, которую обошёл вниманием в студенческие годы.


Теория смутила и насторожила. Это что же получается? Если Вселенная опять начнёт сжиматься, весь существующий мир погибнет. Земная цивилизация не просто погибнет, она исчезнет бесследно. Гибель цивилизаций в прошлом, гибель древних цивилизаций оставляла следы. Сохранялись вещественные памятники, по которым реконструировалось прошлое, воспроизводилась история.


Люди узнавали прошлое, сохраняли память о нём. Но с исчезновением Земли как космического тела от земной цивилизации не останется никаких следов. И если во Вселенной есть другие внеземные цивилизации, они никогда не узнают, не только какой была земная цивилизация, но что она вообще когда-то существовала. Какое уж тут бессмертие одного человека, отдельного человека, каким бы гениальным он ни был!


          Не в меньшее уныние пришёл Аркадий Львович, когда прочитал в сборнике физиков-лауреатов Нобелевской премии, что время жизни элементарных частиц конечно. Заучив студентом, что материя вечна, неуничтожима и несотворима, учитель решил, что атомы могут расщепляться, но составляющие его элементарные частицы вечны.


Что же оказалось на самом деле? Физики вычислили, что продолжительность жизни протона 10 в тридцать второй степени лет. Срок неимоверно большой. Не только ныне живущим, но и через миллиарды лет людям можно не беспокоиться о своём существовании. На их век условий и места во Вселенной хватит. Но сами люди состоят из атомов, основу которых составляют протоны. Со смертью протонов невозможно существование и самого человека.


           Находил утешение в том, что теория Большого Взрыва остаётся гипотезой.  При этом она не учитывает существование других частей Вселенной, за пределами нашей, видимой и доступной современной науке, Вселенной сотворённой Большим Взрывом.


          Просвещаясь в естественных науках, посмотрел  передачи на канале «Культура», излагающие достижения и современное состояние наук о человеке, природе, их истории, о мироздании. Оказывается, астрономы уже подсчитали, когда Солнце выгорит, когда исчерпает свою энергию и что произойдёт дальше. Расширяющееся Солнце поглотит близлежащие планеты, в том числе и Землю. Как ни крути, безрадостная картина.


Постигая азы астрономии, Аркадий Львович поймал себя на мысли, что не смог бы стать астрономом. С современными астрономическими знаниями разве можно жить спокойно? Если можно усвоить, обрести смысл жизни, зная о неотвратимости свой смерти, то какой может быть смысл жизни, если человечество  погибнет в результате неосторожности в обращении с ядерной энергией или от других пагубных последствий, в результате катастрофы Вселенной?


Ныне живущие могут утешать себя тем, что стараются создать подходящие условия, чтобы выжило потомство, чтобы продолжить род человеческий, обеспечить его дальнейшее существование. У Льва Толстого прочитал: «Самое краткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется, задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».


Поскольку для себя Аркадий Львович давно определил, что смысл жизни заключается в том, чтобы участвовать, содействовать развитию человеческого сообщества, человеческому прогрессу, он полностью разделял позицию великого любомудра, приятно был польщён, что самостоятельно пришёл к такому же пониманию смысла жизни. Но примириться с  выводами астрономов и физиков, что Вселенная может измениться так, что жизнь будет невозможна, что всё живое на Земле должно бесследно погибнуть, исчезнуть, никак не хотел.


          И тогда Аркадий Львович начал фантазировать. Это не были, строго говоря, научные гипотезы и прогнозы, но вполне возможные варианты того, что Человечество, опираясь на силу Разума, уникальную способность, обретённую Человеком, сумеет достичь, обеспечить своё существование сначала в пределах Галактики, а затем и Метагалактики. А чтобы информация о Человечестве в случае непредвиденной космической катастрофы, не исчезла бесследно, сохранит её в виртуальном пространстве, на носителях, которые отправит во все уголки Большой Вселенной в "чёрных ящиках".


                http://proza.ru/2015/11/23/686