Леонтьев и Розенбаум

Павел Малов-Бойчевский
(Письмо в газету «Комсомолец»)

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Комсомолец»! Всегда с интересом читаю вашу газету. Последнее время она прямо-таки на глазах перестраивается. Публикуются, порой, материалы, от которых даже сейчас у рядового читателя волосы дыбом поднимаются.
Что ж, я – за! За гласность, демократию и т. д. Но вот что меня настораживает: в номере за 18 апреля 1987 г. опубликован материал москвички О. Свистуновой «Ошибаться, совершенствоваться и непременно петь» и далее подзаголовок (Сегодня в Ростовском Дворце спорта начинаются гастроли Валерия Леонтьева).
Что ж, популярности Валерию Леонтьеву не занимать! Я сам был недавно у касс Дворца спорта и видел какое столпотворение там царит в очереди за билетами на его концерт. Однако, я стоял в другой очереди. В Ростове с 14 по 17 апреля гастролировал популярный ленинградский поэт Александр Розенбаум. (Видимо, о нем газета на нашла подходящего материала?).
Вот это меня и настораживает...
На концерте Александр Розенбаум поделился со слушателями своей радостью: наконец-то к 9 мая должен выйти первый диск поэта. (Сколько их у Валерия Леонтьева?)...
Первый диск вышел недавно и у группы «Машина времени» (руководитель Андрей Макаревич). Это информация для размышления, как любит выражаться ЮлианСемёнов.
Мне на память приходят слова ещё одного поэта, семь лет назад ушедшего от нас: «Мне есть что спеть...».
Александру Розенбауму тоже есть что спеть! И есть, по-моему, что издать! (Это информация для размышления в адрес наших издательств).
А что поёт Валерий Леонтьев? Я не отношусь к истерическим поклонникам этой очередной, псевдозвезды на скудном талантами небосклоне нашей отечественной эстрады, но когда Он поёт – от телевизора не отхожу и уши ватой не затыкаю. Я даже ничего не имею против его манеры исполнения, и тем более прически (в свое время у меня были волосы и подлиннее!). И даже костюмы Леонтьева не повергают меня в шоковое состояние. Это всё дело вкуса как исполнителя, так и его слушателей. Но вот пытаюсь припомнить слова хотя бы одной его песни и становлюсь в тупик. В голове, как в космосе метеориты, крутятся какие-то обломки, вроде: «И вы вдвоем, но не со мною...», «Я бегу, бегу, бегу и т.д.» – и всё! Как не насилую память, больше ничего припомнить не в состоянии! Хотя, как уже отмечал выше, слушаю почти все выступления этого исполнителя по телевизору.
И это популярный певец? Ведь популярность в переводе (кажется) с греческого значит – народность. И это народный певец? Извините, я был у касс Ростовского Дворца спорта, когда там творился нездоровый ажиотаж вокруг добычи билетов на концерт этого новоявленного кумира невзыскательной публики и отметил одну существенную особенность. В «железном потоке» на Леонтьева мужчин можно было пересчитать по пальцам, а возраст представительниц противоположного пола, судя по виду, не превышал в основном семнадцатилетний барьер. В таком возрасте моя супруга по уши втрескалась в какого-то космонавта! Даже письма ему, кажется, писала...
Что ж тут можно поделать? Вкус, как говорится, дело тонкое. Настоящую музыку и вообще любое искусство не потребляют – над ним, прежде всего, задумываются. А о чем можно думать, когда Валерий Леонтьев бегает с микрофоном по сцене и при этом скандирует: «Я бегу, бегу, бегу и т.д., и т.п.». Естественно, что тут даже мне иной раз хочется вскочить и побежать на сцену вслед за Леонтьевым. Песни Валерия – это песни-однодневки, они забываются сразу же, едва певец пропел последнее слово. И тут же возникает желание вкусить новой порции «дурмана», чтобы не думать ни о чем, находясь под сладеньким наркотическим воздействием яркого шлягера. Я не спорю, Леонтьев нужен нам вместе со своими песенками, как нужна рок-музыка, как нужны классики, джаз, Марк Бернес, Вертинский, Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Розенбаум...
Ведь это всё – наше, русское! Как можно зачеркивать одно и превозносить до небес другое? Да я, хоть убейте, не могу себе представить Россию без Высоцкого! Как и без Марка Бернеса, без Аллы Пугачёвой и многих, других... Согласен, критика быть должна, но не инквизиторская же! Чем неугоден сейчас некоторым лицам Александр Розенбаум? Тем, что иной раз выходит за «рамки», за пресловутый «стандарт»? Неуправляем?.. Как в свое время было с Владимиром Высоцким? Но ведь сейчас наши ребята с песнями Высоцкого идут на смерть в Афганистане! А мы по старинке брюзжим на молодежь: «Вот, мол, и волосы длинные, и такая она... и сякая!.. «Рок» слушает... «Панки» там всякие...»
А не парадокс ли, товарищи, что этот вчерашний «панк» сегодня берет в свои руки АКМ и бьет в Афганистане душманов?..
Так что давайте будем справедливы: кому Леонтьев, кому Розенбаум, кому еще кто-то...
Не помышляю о гонорарах там всяких... пишу не для этого. Надеюсь, что мою заметку вы опубликуете. Уверен, у меня найдутся как противники, так и сторонники. Давайте поговорим и о Розенбауме!

18 апреля 1987 г.