Учительница первая моя

Нодар Хатиашвили
УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ

Нодар Хатиашвили

Утром зазвонил телефон. Я совершенно непонятно почему вспомнила своё детство и, направляясь к телефону, по дороге, начала декламировать Чуковского.
Помните? «У меня зазвонил телефон». И на вопрос: «Кто говорит?» Вместо «СЛОН», слышу радостный голос моей школьной учительницы –  Эдит нени.
– Как хорошо, что застала тебя… – радостно затараторила  она.
– Что случилось?
– Вчера мои ученицы пригласили меня на встречу. Ты представляешь? Приехали из разных стран: Канады, Израиля, Голландии,  и конечно, из наших мест. Все такие нарядные, красивые…  Я почти никого не могла узнать, а они целуют меня и говорят такие нежные слова, что у меня даже перехватило дыхание…
Эдит нени замолчала.  Мне даже показалось, что я слышу всхлипывание…
– Эдит нени, что с вами? Вы плачете?
– Нет… Я сейчас успокоюсь… Ты никуда не торопишься?
– Нет!  А что было дальше?
– Мы обошли школу, отыскали наш  класс. Мои бывшие ученицы  нашли свои места и с трудом уселись за парту, ведь парты для первоклашек, а они…немного изменились.  Я заняла своё место.  Каждая из них  под общий смех рассказывала  о себе, начиная с тех кличек, которые ей давали в классе. Все девочки вспоминали о том, какая я была всегда ухоженная –  накрахмаленные воротнички, прическа и брошь. Все последующие годы они своих учителей сравнивали со мной и любили только тех, кто приближался к моему образу.
Дорка, стройная, ухоженная, говорила, что благодаря мне она так выглядит.  И хотя многие стремились в этом подражать мне, но не всем это удалось.
 Рейка, например, вспомнила такой случай. Помнишь, я и вам давала задания на дом?
– Да, конечно помню!
– Так вот, Рейка, получив задание, его не выполнила. Я в её дневнике напротив задания поставила знак вопроса. Рейка, боясь гнева матери, его стерла. Я снова поставила вопрос. А когда на месте вопроса оказалась дырка, я обвела дырку красным карандашом. Мать увидела, и бедная Рейка была строго наказана. Много смешного и интересного они вспомнили, я тебе при встрече расскажу, а сейчас мне очень хочется остановится на двух моментах, которые поразили меня. Все без исключения вспоминали, как после последнего урока выстраивались в очередь и, подходя к учительскому столу, смотрели мне в глаза и ждали как манну небесную два слова: «Светятся глаза».
– И я это помню. Эти два слова были самой большой похвалой за день, проведенный в школе. И самое поразительное то, что мы никогда не завидовали тем, у кого светились глаза. Наверное, потому, что ни отметки, ни прилежное поведение не гарантировали этих ваших двух слов. А когда вы произносили эти слова, и у вас светились глаза от радости.
– Это было заметно?
– Да конечно!
– Возможно… Меня поразило другое. После роскошного застолья меня вызвалась проводить домой Кларика и по дороге вспомнила ещё одну историю.  Ты, наверное, тоже помнишь, что в мае первый воскресный день – это День  матери и обычно накануне, в субботу, все приносят цветы учителям. Как рассказывает Кларика, мой стол был всегда завален цветами. Меня в тот раз зачем-то вызвали в учительскую. Когда я вернулась, у стола стояла Кларика, которая увидев меня и покраснев, пыталась  что-то спрятать. Я её спросила: «Кларика ты ничего не хочешь мне сказать?» Она немного помолчала и тихо прошептала: «Я взяла цветок». На вопрос, почему она так поступила, девочка  смущённо ответила, что  очень любит свою мать, а денег на цветы у них нет, а мама очень любит цветы, но никогда не получала. И тогда она решила взять цветок в надежде, что я не замечу. Кларика утверждает, что она запомнила дословно мои слова, которые я ей сказала: «Когда ты принесешь этот цветок маме – она обрадуется и поцелует тебя, но стоит ей узнать, как ты заполучила этот цветок, расстроится и, возможно, заплачет». Затем я попросила её выбрать те цветы, которые её мама любит, и подумать над своим поступком, а на другой день  поговорить со мной. И тот разговор она запомнила на всю жизнь, именно он помог ей в дальнейшей жизни не допустить  многих ошибок.
 Ты представляешь, что для меня это признание? Если не своим детям, хоть ученицам что-то дала…  Теперь можно со спокойной совестью умереть!
– А разве я…
– Ты моя отдушина…