Сказания дальневосточных аборигенов

Виталий Туманов 2
ОТ  АВТОРА
**********
         Из полувека моей журналистской деятельности
половина пришлась на Дальний Восток. Путешествуя от
океана до океана, я часто общался с аборигенами, зна-
комился с их образом жизни, традициями, обычаями. И с
самобытным фольклором малых народностей, населяющих
таёжные и тундровые края.
     Когда оленные люди собираются в стойбище у костра,
когда охотники или рыбаки на привале раскуривают свои
трубки,они часто развлекают друг друга сказаниями предков.
Мне даже довелось услышать легенды давно исчезнувших на-
родов - сахалинских айнов, манчжурских чжурчженей,- ко-
торые изустно дожили до наших дней в переложении их быв-
ших соседей.
     ...У нивхов и многих других народностей Дальнего
Вотока сказочники иногда излагают события коротко, заменяя
описание обстановки, образы человека или животного харак-
терными звуками и жестами. Такая форма передачи фольклора
называется ТЫЛГУРШ. В основном именно в этой форме я и
слышал легенды, записывая в блокнот самую суть повество-
вания. Но особым уважением пользуются рассказчики, которые
действо расписывают красочно, подробно, с домыслами, вся-
кий раз импровизируя. Про такое изложение говорят: НАСТУНД.
Вот я и решился рассказать каждую услышанную сказку так,
чтобы получился настунд.