Структура литературного произведения

Ящик Инструментов
Не прошло и года.… Как я вновь взялся за наполнение нашего «Ящика…» новым материалом. По итогам первой статьи о миниатюрах, я понял, как это восхитительно – писать продолжение чего либо, которое уже кто-то ждет. Посему, я в восторге от мысли, что снова соприкоснусь с вами, мои дорогие читатели, через время и расстояние, с помощью цифровых пакетов данных, распространяемых, как любят говорить американцы - via internet. Прежде чем мы приступим к основному материалу, мне бы очень хотелось поговорить о парадоксе контакта автора и читателя. Все мы, кто взял на себя нелегкую задачу – писать, пишем «письма в будущее», не правда ли захватывает дух? Бесспорно, что даже я, в данную минуту, этим и занимаюсь. Именно поэтому я попытался остановить неумолимое время и передать вам сиюминутные ощущения от написания этой статьи. Самое главное, чтобы вы поняли, вы, все вы – волшебники, умеющие играть временем и пространством согласно своему капризу, но все вы должны подчиниться негласному правилу писателей всего мира – пишите правду. Пусть действие ваших историй происходит «давным-давно, в одной далекой галактике», - это все равно будет правдой, если вы искренне в нее верите. Гораздо сложнее сделать так, чтобы захотел поверить читатель. Давайте же вместе постигать великое искусство того, как это делается. Вы готовы? Тогда начнем.
Трехчастная структура или в чем же соль?
В прошлой статье о жанровых особенностях миниатюры мы лишь вскользь коснулись некоторых непонятных большинству начинающих авторов, а от того, пугающе - отталкивающих понятий, таких как, например, завязка, фабула, сюжет, развитие. При этом почти каждый, даже не обремененный писательским трудом человек в курсе того, что такое кульминация и эпилог.
Во-первых, дабы сходу избежать многих типовых ошибок в понимании всех этих вещей, разграничим понятия фабулы и сюжета.
Фабула - в художественном произведении цепь событий, о которых повествуется в истории, в их логической причинно-временной последовательности. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку повествования о событиях. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика.
Сюжетом (от франц. sujet, букв. - предмет) называют некий подтекст действия, способ, выражающий суть происходящего и идеи вашей истории, В эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, это последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. Спросите писателя – почему он пишет то или иное произведение, и он начнет рассказывать вам сюжет. Спросите – о чем оно, в ответ вам будет дана фабула.
Помните, в прошлой статье упоминалось понятие идеи? Так вот – это не сюжет и боже упаси вас перепутать идею с фабулой. Если коротко, идея – это лаконичная фраза, выражающая то, что случится с главным героем/героями в результате разрешения кульминации. Теперь, когда мы вплотную подошли к структуре, начнем рассматривать ее в целом, но мысленно разделяя  таковую для фабулы и для сюжета.
1. Экспозиция – показывает читателю некое пространство, в котором должно разворачиваться действие. Это может быть город, деревня, больница, недра звездолета или сказочное королевство. Экспозиция дает своего рода подложку, на которую будет накладываться линия фабулы, а на фабулу ложится сюжет. При этом, Стивен Кинг советует избегать подробных описаний, предлагая давать картину обобщенно, легкими штрихами набрасывать ее на холст вашего повествования. В этом случае у читателя остается пространство для фантазии и он может сам додумать детали так, как это будет ближе ему лично. Соответственно поступая подобным образом вы привлекаете симпатии аудитории на свою сторону, но это лишь один из многих инструментов для  достижения этой, самой желанной, цели любого автора.

2. Завязка – первые несколько страниц в истории могут оказаться самыми важными. В большинстве произведений возникают проблемы именно с завязкой действия. Или она неясная, немотивированна, или недостаточно концентрированная, или же «завязывает» все что угодно, но не действие данной истории. Смысл завязки фабулы, то есть  действия, заключается в том, чтобы дать ВСЮ необходимую информацию для того, чтобы история начала двигаться. Каковы правила игры? Кто главные герои? О чем история? Комедия это или драма, фарс или трагедия?  Завязка должна дать нам определенное направление, в котором будет развиваться сюжет. Она дает толчок, движение истории и помогает сориентироваться зрителю, лишает его вопросов «А про что это?», «А что они делают?», «А зачем они это делают?». Для того, чтобы завязать действие вы можете воспользоваться тремя приемами, эффект воздействия которых на читателя совершенно различен. Они выбираются в зависимости от того, какие цели вы преследуете, и называются катализаторами. Катализатор резко начинает действие. Что-то случается - землетрясение, убийство, е-мейл от кредиторов, мрачный монтер Петров вешается на проводе – бац! - и с этого момента история получает развитие. Мы уже знаем примерно, о чем эта история, ее главную линию. Главной функцией катализатора является «толчок», дающий движение истории. Что-то случилось, кто-то принял решение, главный герой куда-то пошел - история началась. Существует три типа катализаторов: ДЕЙСТВИЕ, ДИАЛОГ, СИТУАЦИЯ.

- Действие. История должна быть динамичной. От этого напрямую зависит интерес читателя к ней. Если ваша завязка толкает историю с помощью действия, динамика набирает обороты буквально с первых же страниц. Происходит убийство и главный герой – детектив полиции вызывается для расследования.
Страховой агент из Нью Йорка получает телеграмму от сестры и вынуждена отправиться в дикую страну для того, чтобы спасти ее, на улицах Лондона на людей начинают нападать дикие волки.

- Диалог. Герои, участвующие в хорошем диалоге – завязке, как бы промежду делом расскажут всю необходимую информацию. Об «обстоятельствах дела» не будет сказано напрямую, но читатели догадаются обо всем достаточно легко, грамотный автор обязан об этом позаботиться. Например, женщина сообщает, что у нее рак легких или мужчина звонит в офис узнать о своем повышении и узнает, что он уволен.

- Ситуация. На центральный план выходит некое событие, которое задает порядок дальнейших действий героя. Возможно, в такой завязке будут присутствовать и диалоги, но их значение становится вторично. Вся ключевая информация просто «происходит» перед глазами читателя. Серия каких-либо инцидентов, которые настраивают нас на что-то. Пример для этого вида катализаторов хорошо привести в виде известного всем сценария. В картине «Назад в будущее-1» в течение первых 22 минут экранного времени мы не знаем о существовании машины времени. Но мы знаем, что главным героем является сумасшедший изобретатель, мы также знаем, что Марти должен встретиться с ним в 1.15 ночи на Tвин Паинс Мая, и что встреча будет важной и секретной. Возник­шая ситуация все больше интересует нас. И к концу первой части «зерно» истории становится ясно - изобретена машина времени.

Ставьте центральную проблему. Без ее постановки, завязка, увы, будет не полной. Описательная часть даст читателю необходимую информацию, катализатор двинет историю, но для того, чтобы «приковать» аудиторию к ней, необходим еще один важный элемент. Каждое литературное произведение, по идее, несет определенную тайну. В завязке задается вопрос, на который будет дан ответ в кульминации. Обычно ставится какая-то проблема, или ситуация, которая должна быть решена. Возникшая проблема влечет за собой вопрос, например, «Найдет ли Детектив убийцу?», «Спасется ли от смерти больная женщина?», «Уничтожит волков в Лондоне отряд спецназа?». Когда центральная проблема поставлена – завязка завершена, ваша история готова к развитию.

3. Развитие. Логично предположить, что развитие – срединная часть любой истории есть не что иное, как ряд действий героев, направленных на разрешение центрального конфликта, поставленного в завязке. Все так, но как же подогреть интерес читателя к монотонной борьбе персонажей с обстоятельствами или злодеями? Для этого существует поворотное событие. Классически, их предполагается два. Одно - в начале развития и второе - в кульминации. Они резко меняют направление развития истории. Какое-то новое существенное событие или принятие героем нового решения - такие повороты моментально усиливают зрительский интерес к происходящему. Для того, чтобы вам было легче оперировать этими приемами, приведу ряд характерных особенностей, присущих поворотным событиям:
Каждое из них выполняет следующие функции:

 - Придает действию новое  направление развития.

 - Ставит основную проблему (присуще только первому поворотному событию) и заставляет читателя мучиться в догадках.

 - Часто поворотное событие - момент принятия решения героем.

 - Усиливает риск.

 - Дает толчок развития истории в следующей части.

 - Вводит нас в новые обстоятельства и по-новому освещает происходящее.

Легко увидеть, что по своему расположению в структуре истории, первое поворотное событие находится между завязкой и развитием, а второе между концом развития и началом кульминации. Строго говоря, их нельзя относить ни к одному из структурных элементов, и, даже, можно выделить обособленно.
Помимо использования неожиданных ходов, необходимо помнить, что в хорошем развитии действия героев логично приближают их в кульминации фабулы, а их характеры и внутренний мир к развязке сюжета. Постарайтесь обеспечить плавный нарост напряжения. 
Второе поворотное событие также меняет направление развития сюжета, направляя его к кульминации. Оно  выполняет те же функции, что и первое, но оно имеет и еще одну - ускоряет действие. Второе поворотное событие делает кульминацию  более интенсивной и напряженной, оно «подталкивает» историю к развязке. Например, герой слышит тиканье часов, подключенных к мине: «Ну-с, Джеймс Бонд, теперь в вашем распоряжении только шесть часов. А потом я взрываю Париж».

4. Кульминация и развязка. Вы сделали все самое сложное, остается только подвести черту. Кульминация завершает серию перипетий героя/героев и дает ответ на главный вопрос, разрешает центральную проблему. Когда кульминация случается, сказать уже нечего и время закрыть книгу. Уже ничего добавить нельзя, и замечательно, когда ничего больше и не добавляют, хотя история и могла бы продолжиться где-то в другом месте, с другими ситуациями. Но эта история исчерпана и нет ничего лучшего, как Вам облегчением написать слово «КОНЕЦ».

Какие неприятности могут случиться со структурой произведения?
Редко попадается такая история, в которой бы структурные части были бы хорошо структурированы. Масса произведений грешит так называемыми «провисами» в действии. Бывает так, что очень затянута завязка и как результат этого - многие закрывают книгу  даже до начала действия - ибо скучно. Во многих историях слишком поздно случается первое поворотное событие, в результате тоже теряется читательский интерес. В некоторых, наоборот, поворотное событие наступает слишком быстро и остается слишком много незаполненного действием текста до финала. Где-то слишком затянута развязка и читатель начинает думать, что до финала еще далеко.  Поворотные события могут быть более или менее заметны (завуалированы), но критерий остается один – интерес аудитории.
Переделка структуры произведения - серьезная работа. Только в первом варианте существует ярко выраженная трехчастная структура. Когда Вы размышляете над улучшением структуры вашей истории, постарайтесь ответить на следующие очень важные вопросы:
1. Изобразительна ли завязка?
2. Дает ли это изображение представление о стилистике и настроении истории?
3. Есть ли у Вас хороший катализатор?
4. Достаточно ли он силен и драматичен?
5. Отвечает ли на основной вопрос Вашего  сценария кульминация? Ясен ли основной вопрос?
6. Поднимается ли этот вопрос при поворотном событии?
7. Достаточно ли ясно первое поворотное событие? Дает ли оно толчок действию?
8. Ясно ли второе поворотное событие? Дает ли оно толчок к кульминации?
9. Не затянута ли развязка?
Вы переработали структуру вашего произведения. Сюжетная линия закончена. Она драматична, она движется. Но редко существует только одна сюжетная линия, равно как и линия фабулы. Совместить различные сюжетные и фабульные линии, - очень важный этап работы, но об этом мы поговорим в следующий раз. До встречи.