Права человека в Исламе

Иван Муткогло
Права человека в Исламе

Что же такое права человека? Просто право на жизнь? Или это еще право на свободу, справедливость? Включают ли права человека, право на безопасность? Много вопросов…
С окончанием второй мировой войны, западные международные политики, похоже пришли к тому, чтобы сфокусировать свою деятельность на обеспечении прав человека во все мире. Вместе с тем реальность оказалась такова, что грань между обеспечением этих прав и сохранением государственного суверенитета остается размытой. Непомерно растущая власть и исходящая от нее политика, вовлеченная в дело защиты прав человека, векторно направлена в пользу западных идеалов, которые не годятся быть признанными универсальными. В результате сложившаяся доктрина прав человека стала сопутствующим элементом в распространении западной империалистической морали.

Сегодня вряд ли кто-нибудь осмелится отрицать, что есть определенные неотъемлемые права человека, которые и становятся часто объектом ожесточенных споров. Если некоторые культуры сосредоточены на соблюдении индивидуальных прав и свобод, то другие на тех, что обеспечивают выживание сообществ. Мир населен самыми разнообразными народами и племенами, так что имеет смысл, чтобы все законы и декларации, созданные человечеством, не были формально общепринятыми,  независимо от того, какой морали они придерживаются и какие благие намерения в них заложены. Тенденция нынешнего периода истории диктует не нивелированные под общую гребенку документы, а гибкие и общечеловеческие.

Бог говорит в Коране: «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга» (Сура «Аль-Худжурат», аят 13).

Эти слова призывают сделать взаимодействие между народами нормальным и желательным, несмотря на то, что  частью человеческой натуры все еще остается зависть, а порой и корысть. Ислам принимает во внимание эти капризы природы человека, и поэтому руководствуется заветами Всевышнего. Исламом бережно чтутся права человека и ответственность, которые являются сутью шариата.

Несомненно, часто некоторые нарушения прав человека в мире совершаются от имени религии, в том числе ислама. Важно признать и то, что если страна является исламской, это не означает, что она автоматически подчиняется только законам ниспосланным Богом. Также важно и то, что не все жители в этих странах являются мусульманами. Конечно, то же самое относится и ко всем другим государствам и религиям. Многое в них зависит и от общего уровня культуры общества.

На протяжении всей истории человечество использовало имя Бога, чтобы оправдать свои чудовищные поступки. В XXI веке на нашу планету выпали чудовищные потрясения от войн, голода и больших социальных волнений, прекращение которых немыслимо без обретения свободы, демократии и примирения. Соблюдение прав человека при этом приобретают первостепенное значение. Правительства, неправительственные организации, религиозные и благотворительные объединения говорят о равенстве людей и их неотъемлемых правах. ООН была призвана стать «маяком надежды» в обеспечении понимания и объединении прогрессивных инициатив. В действительности же она оказалась беззубым тигром, не в состоянии прийти к согласию по большинству постановлений, обеспечению соблюдения принятых резолюций.

Более 1400 лет назад Бог ниспослал Коран – руководство для всего человечества. Он также выбрал Мухаммада (мир ему и благословение) в качестве последнего Пророка, призванного привести человечество в новую эру толерантности, уважения и справедливости. Слова Корана и личный пример Мухаммада (мир ему и благословение) содержат все права и обязанности, данные человечеству Богом. Они не зависят от прихотей и желаний мужчин и женщин, и они неизменны в отличие от государственных границ и действий правительств.

ООН в 1948 году провозгласила Декларацию прав человека. В последующие 60 лет появились на свет многие другие декларации, договоры, способствующие усилию обеспечения прав различных групп в разнообразных сообществах. Однако большинство заложенных в них благих намерений, так и остались на бумаге.

Ислам включает базовый набор правил, направленных на защиту прав и свобод личности, однако индивидуальные права здесь не ставятся выше прав общины. Ислам является учением, основанным на уважении, терпимости, справедливости, равенстве и исламской концепции свободы и прав человека пропитанной верой в Единого Бога. Человечество живет в мире и безопасности тогда, когда руководствуется Богом.

Мусульмане верят, что Бог является единственным Творцом и Опорой человечества и Вселенной. Он даровал каждому человеку честь и достоинство, права и неприкосновенность.  Один человек не является более достойным защиты, чем другой. Если некоторые люди лишены данных Богом прав, то остальная часть человечества несет ответственность за их восстановление.

«О вы, которые уверовали! Будьте стойкими пред Аллахом, исповедниками по справедливости. Пусть не навлекает на вас ненависть к людям греха до того, что вы нарушите справедливость. Будьте справедливы, это - ближе к богобоязненности, и бойтесь Аллаха, поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (Сура «Аль-Маида, аят 8).

Разговоры властей в защиту прав человека вошли в привычку. Беззубые законы и договоры не в силах защитить отдельные униженные и угнетенные островки человечества. Ислам же провозглашает, что Бог в равной степени относится к каждому человеку и истинные права человека могут быть достигнуты, следуя только Ему.

Ислам является религией открытой всему человечеству. Это образ жизни, который гарантирует человечеству доступ ко всем правам. Имеет смысл задуматься о том, что Создатель знает, что для нас лучше, и Он дал нам доступ ко всем знаниям необходимым для того, чтобы жить счастливой жизнью не опасаясь никого и ничего.

Мусульмане верят, что это знание доступно через Коран и подлинные традиции пророка Мухаммада (мир ему и благословение), гарантируемые шариатом. Ислам устанавливает правовую основу и воплощает в себе этический кодекс, направленный на защиту прав личности, включая ее право жить в безопасном обществе.