Негромкие мысли 14

Елена Куманичкина Лена Радова
Давным-давно это было, когда никаких автоматов с турникетами на входе в трамвай не было, а входили все живо, бодро  и весело, и стоял  в салоне такой "коробочек" железный, куда бросали денежку, а наверху на "жердочке" висел рулончик с билетами: бросил монетку - оторвал билет.
(Некоторые, особо наглые, просто билет отрывали, а монетку не бросали, - ну, до этого я никогда не доходила...) 
"Зайцем" я ездила  частенько, и ни разу не попадалась.
Тогда ещё не было м. "Улица Подбельского", ехать приходилось до м. "Сокольники". 
Дорога на трамвае была долгая (минут 20) и живописная - трамвай шел  по кромке огромного Сокольнического парка.
И вот остановки  три до метро остается, входят контролеры -  две тетки необъятных размеров и с красными (почему-то) лицами. Вагон полупустой.
Нависают надо мной, покорно достаю кошелек и плачу штраф (кажется 1 рубль или 3 - не помню...). Они выписывают квиток и поливают меня матом, среди которого я опознаю некоторые человечески слова - "как не стыдно", "молодая да ранняя" , "обнаглели совсем" и тд.
Потом злобно и с размаха шлепают квиток мне на плечо, так что меня отбрасывает к спинке сидения.
- Вы чего, осатанели совсем? - ай, зачем я задала этот риторический вопрос...
И тут они вынули откуда-то из-за широчайших пазух свистки и начали свистеть.
 Под лихой посвист соловьих-разбойниц мы приблизились к м. Сокольники, где они сдали меня с рук на руки милиционеру. Вырваться из железных тисков их сильных натренированных рук было совершенно невозможно.
Ощущение ужасное - стыд, обида, унижение, горечь, презрение к самой себе.
 И вот после этой отвратительной сцены я никогда больше не ездила "зайцем"...
ХХХ
Давным -давно, но тоже 2 апреля - в 47 году до н.э  - Гай Юлий Цезарь разбил при  Зеле понтийского царя Фарнака и сказал:"Пришел, увидел, победил".
А теперь это выражение называют "крылатым", и оно стало символом быстрой и решительной победы.
До нас дошли два произведения Цезаря: «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне», а также известны утраченные сборники речей и писем, 2 памфлета, ряд стихотворных работ и трактат по грамматике.
Цезарь считается одним из величайших полководцев в истории человечества, знание трудов   которого А. В. Суворов и Наполеон Бонапарт считали обязательным для любого офицера. 

Афоризмы Цезаря афоризмы широко известны, но в силу того, что они мудры, не грех, и вспомнить ещё раз...
 
Я предпочел бы быть первым здесь (в бедном городке), чем вторым в Риме.
Таков порок, присущий нашей природе: вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас и большую веру, и сильнейший страх.
Прокладывай себе дорогу силой.
На мою жену не должна падать даже тень подозрения.
Люди охотно верят тому, чему желают верить.
Лучше сразу умереть, чем жить ожиданием смерти.
Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль.
Каждый кузнец своей судьбы.
Великие начинания даже не надо обдумывать.
 Победа зависит от доблести легионов.
Опыт всему учитель.
Нельзя обижать гостя.
ХХХ
 Кто вообще  придумал слово «Независимость»?
Понятно,что оно образовалось при помощи приставки "не" к слову "зависимость".
С последним все ясно, и никаких вопросов суть понятия не вызывает.
А НЕЗАВИСИМОСТЬ?
Что такое независимый человек? Существуют ли таковые особи в природе?


 Ведь каждый из нас бесконечно зависим - от  собственного настроения, внутренних ощущений, окружения, отношения "близких" и "дальних", сигареты, дантиста, дурного глаза, веры или безверия, солнца,  стихийных бедствий, собственных болячек, чужого мнения, шоколада, компа и ЖЖ, роста или падения доллара или евро, президента и сантехника, - короче. список можно продолжать до бесконечности...
А богатые ещё зависимы от денег...
Отсюда следует: коль скоро мы зависимы, мы не свободны...
Потому утверждения типа " Я - свободная и независимая" - полный блеф!
Одна радость - все вокруг точно такие же рабы и невольники, и все мы взаимозависимы.
Может, в этом определенная мудрость и есть?..
ХХХ
Сама бы  не узнала, если б не изготовляла сейчас в спешном порядке программу (снова этот бакалавриат) "Работа с источниками".
Вождь мирового пролетариата сделал, конечно, немало, чтобы сегодня мы оказались в такой "ж..." но некоторых фраз, приписываемых ему историей, никогда не говорил.
 В частности:
"Религия - опиум для народа" ( ещё иногда приписывают эту фразу Ленину) - утверждение немецкого писателя Новалиса.
"От каждого - по способностям, каждому - по потребностям" - предложение французского политического деятеля Луи Бланка.
"Диктатура пролетариата" - аналогично.
"Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей" -  признание Жана-Поля Марата.
"Пролетарии всех стран соединяйтесь"  - лозунг, родившийся у деятеля немецкого рабочего движения Карла Шаппера.
ХХХ
Как жить здесь и сейчас? Я не психолог (и даже этому не учусь… помните, принц из старой "Золушки" с Жеймо ещё говорил: "Я не волшебник, я только учусь"...), на роль знатока жизни не претендую, и вообще больше всего на свете не люблю лезть куда-либо и к кому-либо, если меня об этом не просят. Но тем не менее…
 Жить в настоящий момент – значит не думать о том, что нас окружает, не анализировать и не делать выводов, а просто наблюдать и получать от этого удовольствие.
Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Неважных, проходных моментов в нашей жизни не бывает. Всё, что с нами происходит – для чего-то и зачем-то, мы попросту не  всегда в состоянии это понять.
Нет смысла думать о будущем (за исключением некоторых нюансов, по которым тоже не стоит заморачиваться – наступят, тогда и порадуемся, досрочно-то зачем? Это только в совдепии радовались досрочному выполнению годовых и пятилетних планов). Ясно, что по большому счету ничего хорошего для нас нет, поскольку конец у всех один, как бы остро нам не хотелось его избежать.
Нет смысла (постоянно) думать о прошлом  - его не вернешь, а постоянное «окунание» в те воды – самообман, потому что в одну реку нельзя войти дважды…
Жить настоящим и сосредотачиваться на повседневных, привычных и из-за этого совсем не заметных для нас делах намного приятнее, чем жить в ожидании чего-то плохого или хорошего.
Занимаясь обычными и привычными делами, мы часто погружаемся в воспоминания или думаем о будущем. Именно в этот момент мы теряем связь с настоящим.  А значит, как бы не живем вовсе.
«Лови момент!», «Срывай день» - в этих  всем известным советах  большая мудрость есть.
Однажды я начала вспоминать прошедшую неделю, и обнаружила, что её вовсе и не было. То есть, я, безусловно, жила, и со мной что-то происходило, но мне это было неважно, оттого, что я думала о прошлом.  Я испугалась – так ведь можно весь остаток жизни «провспоминать». А ведь хотелось бы всё-тки его прожить…
Вот как-то так…
ХХХ
Люди рационалистические, со слабо развитыми инстинктами равнодушны к своему детству. Они его плохо помнят. Чем больше у человека нутра, интуиции, тем тверже он убежден в подлинности своих невозможно ранних воспоминаний. Толстой не сомневался в том, что он помнит, как его годовалого купали в корыте».  Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. «Искусство». СПб, 2002.
Но вообще… одно другому не мешает – жить с ощущением детства в душе и вспоминать о нем на старости лет. 
ХХХ
Вчера исполнилось бы 80 лет одному из самых любимых мною режиссеров- Андрею Тарковскому.
Помню, сто лет назад в  маленьком зальчике одного из провинциальных кинопрокатов смотрели его "Зеркало".  На дворе стоял 1974-й.
Мы-то возымели такую возможность "по блату" (наш студенческий куратор устроил  в целях нашего просвещения и просветления), а на широкие экраны фильм в том городе вообще не вышел - а зачем? Чиновники от искусства, вероятно, посчитали, что он будет не понят широкой публикой.  Вышли после фильма ошеломлёнными, чумными, растерянными.Ничего подобного никогда не видели.
И вот сейчас прошло столько лет,  мне все равно кажется, что его "Зеркало" так и осталось величайшим фильмом всех времен и народов...
И стихи  его отца - Арсения Тарковского - мы, молодые и зелёные, тоже тогда впервые услышали  и обомлели:
Свиданий наших каждое мгновенье
Мы праздновали, как богоявленье,
Одни на целом свете. Ты была
Смелей и легче птичьего крыла,
По лестнице, как головокруженье,
Через ступень сбегала и вела
Сквозь влажную сирень в свои владенья
С той стороны зеркального стекла.

Когда настала ночь, была мне милость
Дарована, алтарные врата
Отворены, и в темноте светилась
И медленно клонилась нагота,
И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
Я говорил и знал, что дерзновенно
Мое благословенье: ты спала,
И тронуть веки синевой вселенной
К тебе сирень тянулась со стола,
И синевою тронутые веки
Спокойны были, и рука тепла.

А в хрустале пульсировали реки,
Дымились горы, брезжили моря,
И ты держала сферу на ладони
Хрустальную, и ты спала на троне,
И - боже правый! - ты была моя.
Ты пробудилась и преобразила
Вседневный человеческий словарь,
И речь по горло полнозвучной силой
Наполнилась, и слово ты раскрыло
Свой новый смысл и означало царь.

На свете все преобразилось, даже
Простые вещи - таз, кувшин,- когда
Стояла между нами, как на страже,
Слоистая и твердая вода.

Нас повело неведомо куда.
Пред нами расступались, как миражи,
Построенные чудом города,
Сама ложилась мята нам под ноги,
И птицам с нами было по дороге,
И рыбы подымались по реке,
И небо развернулось пред глазами...
Когда судьба по следу шла за нами,
Как сумасшедший с бритвою в руке.
1962
ХХХ
Хороша или плоха ситуация, она обязательно изменится.
Неужели всё, и правда, к лучшему в этом лучшем из миров? 
ХХХ
"Жить среди цветов и стихов гораздо проще, чем в реальной жизни", - сказала мне давно-давно университетская подруга. 
Утверждение это она адресовала больше себе, чем мне: только что пережила бурное расставание с любимым.
Хотела я тогда добавить, что в той жизни очень красиво и музыки много, но здесь, в реальной, всё намного интересней, неожиданней, вообще - мало предсказуемо. Но промолчала: к чему соль-то сыпать на раны, что так кровоточат...
А вот недавно совершенно осознанно пришла к выводу - среди цветов и стихов всё-таки лучше! Спокойней, комфортнее, яснее.
Как всё меняется в жизни, а?
ХХХ
Вагоны  поездов метро на Кунцевском направлении увешаны рекламой Volkswagen Polo   и Volkswagen Golf. 
Слоган Golf не впечатлил абсолютно, а слоган Polo вверг в глухую задумчивость.
Звучит он так: "Полон желаний".
Сначала прочитала : полОн. Красиво... То есть: "Плен желаний" - купил машинку, освободился "от мечт", и счастлив... Потом поняла, что имеется ввиду никакой не древнерусский, а просто Фольксваген этой марки - полон желаний. Но каких? Это же абсурд? Если перенести слоган на потенциального владельца машины, что странно, но с огромной натяжкой  возможно, всё равно околесье получается... А вот исполнять желания  эта чудесная машина в состоянии - но так ведь это другой "коленкор" абсолютно...
Люблю, когда "оживляют" РО (рекламируемый объект), но должен же быть какой-то смысл...
И ведь, наверняка, работа наших  стоумовых копирайтеров. Вдруг вспомнился отчего-то Ходасевич:
"Счастлив, кто падает вниз головой:
Мир для него - хоть на миг, а иной..."
ХХХ
Прифонареть... Сегодня СОТЫЙ ДЕНЬ года, а 99 дней с его начала пролетели, просвистели, прометелили, промелькнули, умчались, унеслись...
ХХХ
…Иосиф Бродский написал о поэзии Беллы Ахмадулиной,  что ее стих "размышляет, медитирует, отклоняется от темы", Вознесенский сравнил его с "высшей гармонией", а Евтушенко назвал "брюссельскими кружевами"...
Сегодня Белле Ахатовне исполнилось  бы 75...
Кто знает - вечность или миг
мне предстоит бродить по свету.
За этот миг иль вечность эту
равно благодарю я мир.
Что б ни случилось, не кляну,
а лишь благославляю легкость:
твоей печали мимолетность,
моей кончины тишину.
1960
ХХХ
Утром сон приснился, будто наяву все было.
Мне вообще сны редко снятся, ещё реже запоминаются, поэтому я их "берегу".
Разговор на фоне музыки, причём из-за музыки (что-то бардовское) местами с трудом разбираю слова собеседника, иногда переспрашиваю: неужели то, что я услышала - правда?
Понимаю, что в таком возрасте (а человек много старше меня) глупостей не говорят, и все серьезно, понимаю, что то, о чем мне говорят - истинная правда, знаю об этом давно. Но вот озвучил, наконец.
- Так что ж теперь говорить-то об этом? Зачем?
- А чтобы ты знала...
Голос такой надломленный, больной... и любящий.
Вдруг понимаю, что это не более, чем сон,  но тот, когда просыпаться не хочется...
Но надо... И вот полдня ходила в каком-то странном состоянии - будто осоловелом, понимая, что с этим человеком должно что-то случиться.
...А ведь это не сон вовсе был - телепатия.
ХХХ
Вчера на ночь смотрела "Палача", фильм старый, тяжелый, больной... Когда-то он меня потряс, а сейчас очень трудно его смотреть...
Блестящий там актерский ансамбль,  но весь фильм держится на главной героине - фантастической  актрисе Ирине Метлицкой.
 Ирина Метлицкая не дожила ровно четыре месяца до своего 36-летия. Удивительно красивая женщина  с обреченными глазами.
Забыть их не могу. В них стояло знание того, что с ней случится.
ХХХ
асилий Федоров (1918-1984). Ровно в мой день рождения будет 18-я годовщина смерти этого поэта. В молодости своей я В. Федорова не особо жаловала. Лауреат Государственной премии (1979 г.) - самое время махровой брежневщины...  Сборников тогда его много выходило. А вот сейчас прислала Наташа (подружка) стихи... хорошие...   "В жилу".
Я уеду.
Я непременно уеду.
Мне стыдно
Оставаться тут.
Устрою перевод
По службе,
Любовь свою
Отдам в приют,
Не доверяя
Ложной дружбе.
Здесь не живут,
Здесь лишь гостят,
Здесь слабые
Обиды прячут,
Здесь не поймут,
Зато простят,
Не пожалеют,
Но поплачут.
Здесь не откажут
Приподнять
Тяжелый камень
Вам на плечи,
Здесь свой
Предложат поменять
В надежде
Выменять полегче.
С такими жить —
Почти что лгать.
Мне было тяжело,
Не скрою.
Я звал:
Придите помогать,
Ведь вы же видите,
Что строю;
Что голову
К земле склонил,
Под ношею
Пригорбяся ниже,
Что пот
Глаза заполонил,
Гляжу — и
Ничего не вижу.
Не вижу —
Стежка иль тропа?
А ведь и нужно
Так немного:
Смахните только
Пот со лба,
Чтоб стала мне
Видна дорога.
Моя беда —
Не их беда,
Для них важнее:
Сколько стоит?
Мне стыдно тут.
Хочу туда,
Где не торгуются,
А строят.
Я уеду.
Я непременно уеду.
ХХХ
Про «розовую попу»
Надо другое существительное было бы подобрать ( на букву Ж) к прилагательному цвета, так оно и просится... Но уж пусть будет эвфемизм...
Ох, какая все ж-таки я злая...
Стою-курю сегодня на крылечке и слышу разговор (честно!!! не хотела его слышать - вся в своих захудалых мыслях... но так громко разговаривали две студентки, что...)
- А мне на фиг это высшее образование не нужно!!!  Мама заставила!
-Ну, высшее образование никому не мешало...
- А на кой оно мне? Мне муж магазин цветочный выкупил - я ему сказала, что хочу цветы выращивать!
( ПРОДАВАТЬ???? там и хочется встрять и спросить! Но молчу...)
- И что?
- А ничего! Скучно! И вообще мужик должен обеспечивать семью! А не может - пошёл вон!
(СМОТРЮ НА НЕЁ: вся в розовом: розовый свитер, розовые штанцы и очень большая Жэ... тоже розовая, то есть не знаю, это такого цвета  жутко обтягивающие штаны...  внешность - на большого любителя: срезанный лоб, широкое лицо, симпотные живые темные влажные глазки...неплохая кожа... среднего роста. НИЧЕГО ОСОБЕННОГО! Кроме очертительно широкого заднего места... простите за натурализм...) 
- Но женщина должна иметь профессию...
- Дуры должны иметь профессию. Умных мужья обеспечивают!
(Начинаю психовать, однако понимаю, что моё вмешательство в разговор двух сокурсниц - верх глупости... слушаю дальше)
- Но специальность же надо получить?
- Зачем??? Муж есть! И дети, кстати - тоже. Вот у меня девочка... Если она будет красивой, а она у меня будет красивой, не то, что у тебя... я её по линии детского модельного бизнеса определю! И буду с ней ездить на разные подиумы!
( Мысль: НЕ ХИЛЭРИТИ!!! Муж зарабатывает, дочь будет зарабатывать, а она ( розовая попа) будет  пенки снимать! Параллельно подружку оскорбила, а та даже не отреагировала - приняла, как должное... УЖОС, УЖОС, что творится  "в королевстве  высшего образования"... откуда эти розовые попы?..  кто их сюда звал? кто принимал?... какие ВАЩЕ из них журналисты? НЕТ ОТВЕТА...)
ХХХ
На днях в одном из храмов Москвы батюшка ударил пожилую женщину бадиком за то, что она попросила воды для другой старушки, которой на службе стало плохо.
По той простой причине, что был… не слегка пьян. Судя по рассказам той женщины, в таком состоянии он проводит службы довольно часто. Она отправилась в храм, где её крестили, и рассказала другому батюшке о том, что творится в храме возле её дома. Получила ответ: «А Вы туда не ходите, приходите к нам…», ни слова в осуждение «собрата», это и понятно – корпоративная этика, да + к тому соблюдение одной из заповедей Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете».
Обо всем этом женщина рассказала мне при встрече со словами о том, что всё больше разочаровывается в институте церкви, как таковом…
А я подумала, что у неё, как и у меня, впрочем, в голове «каша» - есть РПЦ, есть куча прислужниц с алчными злыми лицами в храмах, которые указывают с нескрываемым раздражением, как нам вести себя в  ИХ обители, есть горе-священнослужители, но причем тут БОГ вообще?
 В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 13, ст. 24—30) рассказывается, как некий человек посеял на своем поле хорошие семена пшеницы, а его враг на том же поле разбросал ночью и семена сорняков. Когда поле зазеленело, рабы сказали, что вместе с пшеницей взошли и плевелы — сорняки, и предложили выдернуть их. Хозяин решил иначе: «Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе расти то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою»…
ХХХ
"Женщина, предоставленная самой себе,  тут же сходит с ума".
Прочитала сейчас и подумала, какая ж чушь.
 Гы-гы, а если нет, так я уже давно сумасшедшая...
 Впрочем, кто бы сомневался?
ХХХ
Не надо искать замены тому, чего нет, а надо жить тем, что есть.
ХХХ
Приезжал отдалённый знакомый моего друга на несколько дней в Москву - подарочек передал.
Посидели в кафе, поговорили. Ни о чём.
Он на совещание ответственное прибыл.
Спросила, где был, что видел.
 А нигде, как выяснилось. И объясняет:
- Все желания в один момент москвичи отбили...
- Как это? - удивилась.
- А так! Конечная остановка электрички.Народ толпой к выходу, а у меня нога болит. и я не спешу...Тут две тетки  (я поморщилась: почему - не женщины?..) видят: мобильник лежит на сидении, - кто-то забыл. Кричат: "Кто мобильник забыл?" А я им: " Чего ж орать так? Кто забыл - ушел. Берите мобильник себе спокойно да идите!" А они: "Вы что с ума сошли??? Человек мобильник забыл, а мы его себе возьмем? Да вы вообще откуда сюда приехали??? У нас так не принято!!!"
- Ну, правильно, кричали они, - отвечаю.
Он как-то сразу поник, погрустнел:
- Да я пошутил, - стал оправдываться. - Вы вообще как-то здесь по-другому живёте... Вроде как вам чужого не надо...
- А зачем оно нам? "Тетки"-то те нашли хозяина мобильника?
- Ох, да они так орали, потом по цепочке на выходе стали передавать. Нашли, вероятно...
И меня такая лихая гордость обуяла за москвичей, как раньше, в молодости, когда на демонстрации шли мимо трибуны и диктор кричал: "Первомайский привет коллективу преподавателей и студентов..." - и внутри разливается волна единения и любви, вперемешку с гордостью за всех нас...
 Понимаю, что случай такой не массовый, но в этом году я два раза, например, забывала кошелек в кафе, вспоминая об этом уже в метро (причем один раз - утром забыла, а вечером обнаружила), и оба раза мне его возвращали. А дочери вообще 20 тысяч отдали, которые она оставила в банкомате, вынув карточку и побежав домой. Так тот товарищ, что следом за ней в очереди стоял, взял эти деньги и бежал за ней с совершенно диким воплем...
А ведь так и должно быть - чего тут удивляться...
... Тот "товарищ", характеризуя москвичей, ответил мне, закончив заголовок поста:
- "Но мы и своего не отдадим"  или так ещё про вас говорят: "но своё мы возьмём, чьё бы оно ни было"...
 И мне стало противно до одури: как можно стричь всех под одну гребенку, - это такое скучное и тяжелое занятие, ничего не дающее ни уму, ни сердцу...
ХХХ
Состояние (ощущение) счастья не имеет никакого отношения к окружающему, к материальному.
Изнутри договариваешься с собой (любимым или не очень), что тебе нравится, как ты живешь, с кем общаешься, кого любишь, кого ненавидишь, что позволяешь себя и разрешаешь, что и как ты делаешь.
Получается некая совокупность одобрения самого себя во всем. 
ХХХ
Когда при коммунизме люди перестанут курить — другое дело, а сейчас как воздух нужен табак…  (Анастас Микоян, нарком пищевой промышленности )
Фраза подкупает своей искренностью, правда?
Курили у нас и, правда, много.
В войну с куревом стало худо.
Отец, заядный курильщик, как-то рассказал мне:


"Во время войны в большинстве случаев мы курили махорку или филичевый табак, которым нас пичкали особенно рьяно. 
В то время в «Правде» появился фельетон Д. Заславского «Филичевый дух» — об этом табаке и о «филичевых» людях, снабжавших им армию. С оценкой табака, данной Д. Заславским, соглашались все мои друзья-фронтовики. Скажу больше, «изобретателя» этого табака я бы приговорил к пожизненному курению его детища. И это не по кровожадности моей, а. исключительно из чувства справедливого возмездия".
 А вот ещё одно свидетельство гадостности этого табака :
"Страшные известия приходили из Ленинграда: в блокадную зиму 1941-1942 годов погибла практически вся родня Ожеговых. Чудом уцелела только трехлетняя племянница Наташа. Ее следы затерялись на два с лишним года, но Сергей Иванович все же отыскал девочку, привез ее в Москву и удочерил. Всю войну ученый мужественно переносил неизбежные трудности - скудный паек по карточкам, какой-то неведомый "филичевый" табак (Ожегов утверждал, что до войны этим табаком был сплошь засыпан чердак московского Манежа, чтобы жучок не ел его деревянные конструкции)... В институт он ежедневно ходил пешком пустынными пречистенскими переулками". (Владимир Василенко. Рыцарь и хранитель родной речи)