Заметки неопытного натуралиста

Валентина Куршина
Этим летом на даче очень много комаров, клещей и прочих разнообразных вредителей. Возможно,  это связано с тёплым маем и влажным июнем. Не знаю, но что-то явно поспособствовало обильному размножению этой кровососущей надоедливой братии.   «Ох!  лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи …» когда-то написал поэт. И был, конечно, прав.

*)  Наблюдение первое

 Обходя ягодные кусты, я  с удовольствием  увидела  среди множества  светло-зелёных ягод крыжовника несколько  покрасневших  экземпляров. Неужели  успели созреть?  Рука невольно потянулась к одной такой ягоде,  и я сорвала её в предвкушении  сказочного удовольствия. Но что это? Ягода при ближайшем рассмотрении оказалась сильно  помятой,  и на боку  виднелась небольшая дырочка. Я поднесла ягоду поближе к глазам, чтобы повнимательнее её обследовать. Вдруг из отверстия  показалась маленькая голова с микроскопическими чёрненькими глазками. Они с удивлением уставились на меня. Я же в свою очередь своими огромными глазищами (с точки зрения  непонятного ягодного квартиранта)  смотрела на диковинное  существо.  Некоторое время мы молча  изучали  друг  друга.

-  Эй, послушайте, - сказала мне голова, - что вы себе позволяете? Зачем  тревожите  мой покой? Вы что не видите, что ягода занята? Сейчас же положите меня на место, а не то я позову своих братьев!

И тут я увидела, как  вслед за головой  из ягоды высунулось толстое зелёное туловище с поперечными складочками.  Ой!  Да это же червяк! И  такой огромный!  Просто удивительно, что он поместился в обыкновенной  ягодке  крыжовника.  Я испугалась и бросила ягоду через забор. После чего стала методично рассматривать  на кусте все покрасневшие плоды. Червяк не обманул. В каждой ягоде квартировал  почти близнец  моего неожиданного знакомца.  Потревоженные моими действиями, упитанные  зелёные  червячки  высовывали свои головы из вкусного домика и с недовольным видом смотрели на меня. А один так вообще показал мне язык. Это было уже слишком!  Хотя был яркий  летний день, припекало солнышко, и,  возможно, мне всё это только привиделось. В жару чего не бывает! 

И тем не менее вся компания зелёных прожорливых личинок полетела за забор.
Неужели – прощай богатый урожай? Обидно.

**)  Наблюдение второе

На даче недалеко от беседки у нас сложено место для костра. Когда-то мы путешествовали по Чехии и в каком-то небольшом городке  увидели такое кострище на подворье придорожной харчевни. Эта идея очень нам понравилась,  и,  вернувшись  домой, мы воспроизвели её  на своём  дачном участке. Место для костра представляет собой  небольшой круг, обложенный по периметру камнями в несколько рядов.
 
Но вот в силу разных обстоятельств было решено  наше дачное кострище  передвинуть чуть в сторону. На новом месте сняли травяной покров  и стали разбирать камни, чтобы их перенести. И вдруг  под одним из камней обнаружилось целое муравьиное государство.  Нужно отметить, что место, выбранное муравьями для проживания, было довольно странное. Ведь когда мы разводим огонь, камни нагреваются довольно сильно. Недолго и поджариться.

 Насекомые  стали метаться из стороны в сторону, и было понятно, что наше вторжение в их упорядоченную жизнь, стало для жителей этого муравейника большой неожиданностью. Кроме обычных муравьёв здесь находились  в огромных количествах  яйца, личинки, куколки и крылатые особи. После минутного замешательства в муравейнике началась планомерная эвакуация. Маленькие, но выносливые труженики  тащили на себе содержимое муравейника.

Я  с интересом наблюдала  за их  действиями.  Мне захотелось позвать всех домочадцев, чтобы они тоже смогли увидеть, как выглядит муравейник изнутри и старания маленьких жителей по спасению своего рода.   Я ушла в дом минут на десять-пятнадцать. Когда же мы вернулись, никого не было. Муравейник срочным порядком перебрался на новое место. И где они обосновались на этот раз, мы узнать не смогли. Никаких следов переезда на новое место не осталось.

И ещё я прочитала в Википедии, что  муравьи  на Земле образуют до 25%  всей биомассы наземных животных.  Не слоны и бегемоты, а именно муравьи. Просто вопрос для знатоков. И я не уверена, что они бы правильно на него ответили.

***)  Наблюдение третье

Голубь Тишка клевал хлебные крошки, обильно рассыпанные на асфальте  возле подъезда. Он привык прилетать сюда каждое утро, чтобы сытно позавтракать. Обычно здесь в это время бывает  много голубей, но сегодня Тишка прилетел раньше всех.
-  Вот и отлично, - подумал голубь, - а то в толчее всегда самые  лакомые кусочки булочки достаются другим,  более нахальным пернатым.

Он так увлёкся утренней трапезой, подбирая  самые крупные крошки, что совсем не заметил кота Кузю, который притаившись за крупными листьями лопуха,  внимательно следил за Тишкой своими прищуренными  жёлтыми глазами.
-  Давай, давай! Подходи поближе, - мысленно приказывал голубю хитрый кот. – Вот подбери аппетитную корочку, она так и смотрит на тебя. Сделай ещё пару шажков в мою сторону, и я, клянусь, тебя не упущу.
Кузя,  пригнувшись низко к земле, приготовился к стремительному прыжку. Ещё каких-нибудь  несколько  секунд  и глупый жирный голубь затрепыхается в его железных когтях.

 В это время с утренней прогулки возвращалась хорошая собака Алиса. Её хозяйка  сильно отстала и плелась где-то сзади. Но Алиса и без хозяйки прекрасно знала дорогу домой. Вот и знакомый подъезд. Но тут Алиса видит затаившегося в густой траве кота Кузю.
- А, вот ты и попался, серый разбойник, - думает Алиса. – Много раз я хотела надавать тебе хороших тумаков, чтобы не очень-то  задавался. И сейчас мне представился  именно  такой удобный случай. Уж я-то его использую, можешь не сомневаться. Ишь, ещё противным хвостом в разные стороны дрыгает. Теперь останешься без хвоста…

Дальше все события происходят одновременно.  Голубь Тишка,  в последний миг заметив опасность,  стремительно взлетает.  Кот Кузя стрелой бросается на то место, где ещё секунду назад прохаживался голубь.  И собака Алиса с громким лаем мчится за котом. Шум, гам, но все спасены. Никто не пострадал. Сытый голубь Тишка с карниза балкона спокойно смотрит вниз. Кот Кузя спасается в подвале, а собака Алиса,  пролаяв несколько  раз для порядка,  заходит с хозяйкой в подъезд.
Инцидент исчерпан. До следующей встречи, друзья.