Помойка на отеческих гробах

Константин Гостюхин
Некрополь в переводе с греческого – «город мертвых». В Алексине некрополь был основан в конце 18-го века. Тогда императрица Екатерина II  издала указ, чтобы кладбища в целях предотвращения эпидемий были вынести за городскую черту. Долгое время на территории кладбища находилась Троицкая кладбищенская церковь, в которой отпевали покойных. По оценкам специалистов особый интерес в Алексинском некрополе представляет мемориальный комплекс, посвященный павшим войнам Первой мировой войны. Такого комплекса нет нигде в Тульской области.


Вначале был звонок. В трубке редакционного телефона – взволнованный женский голос: приезжайте, посмотрите, что творится на старом кладбище в Бору, это какой-то кошмар, может быть, ваша газета как-то поможете? Мы не стали тянуть, и спустя пару дней наш корреспондент встретился с позвонившей нам Марией Андреевной Воль. Так уж символично получилось, что эта встреча состоялась на Радуницу, в день поминовения усопших.

«Мои родственники, - начала свой рассказ Мария Андреевна, – похоронены в самом конце кладбища в районе улицы Революции. Прямо напротив наших могилок, через ограду, - мусорные контейнеры, огороженные бетонными плитами. Площадку вокруг контейнеров превратили в настоящую городскую свалку. Сюда не только носят мусор жильцы близлежащих домов, сюда уже машинами стали отходы возить, сбрасывают гнилые овощи, постоянно гора коробок, ящиков,  всю эту гадость растаскивает ветер. Но самое ужасное, что часть мусора кто-то постоянно перебрасывает через каменную ограду прямо на могилы. Мы замучились уже убирать, каждый год одно и тоже. Вот каково нам видеть на могилах близких людей сиденье от унитаза или еще какую-нибудь гадость?».

Картина и впрямь безобразная: угол кладбищенской ограды разворочен, зловонная помойка расползлась и перекинулась на территорию кладбища, могилы усеяны каким-то тряпьем, банками, пластиковыми бутылками...
«Но мусор на могилах еще полбеды, давайте пройдемся по самому кладбищу, вот где настоящая беда, - зовет меня Мария Андреевна. - Посмотрите, что здесь творится». Зашли за ограду, прошлись, перешагивая через кучки экскрементов, мимо опрокинутых, разбитых вдрызг памятников, мимо «лежек» кладбищенских гиен, мимо оскверненных фотографий покойных и тут, как говаривал незабвенный Ванька Жуков: «Перо мое заскрипело, а сердце заболело».  Что же творится в этом уникальном для Алексина историческом месте! Общественный сортир, пункт сбора халявного металлолома, притон для наркоты и бомжей, кладбище домашних животных, полигон для малолетних вандалов и это еще, аккуратно подбирая печатные выражения взамен рвущимся наружу великим и могучим. Честно признаться, когда я по горячим следам сел писать эту статью, то первый мой заголовок был такой: «Какие же мы свиньи, господа!». Но потом, подумав, решил все же его снять, ну, право слово, нельзя так оскорблять ни в чем неповинных … животных.

Подумать только, почти 200 лет алексинцы хоронили на этом месте своих родных и близких. Одно из ранних надгробий, купца первой гильдии Федора Афанасьевича Маслова, датировано 1809 годом, т.е. человек был здесь похоронен еще до Наполеоновского нашествия. С ума сойти, какая старина! Это кладбище давно уже и по праву достойно статуса исторического некрополя.
Все смешалось в «городе мертвых»: и дореволюционные кресты, и звездочки на пирамидках советских времен, и по-купечески несокрушимые гранитные «колонны, пересеченные кубом» и скромные, из мраморной крошки, обелиски безвестных жителей. Здесь примирились и нашли успокоение десятки поколений алексинцев: купцов, коммунистов, верующих, атеистов, мещан, рабочих, солдат Великой Отечественной и Первой мировой…. Это место уникально не только своей исторической значимостью, оно бесценно своим символизмом, тем, что именно здесь воочию видишь, как перед лицом смерти меркнут все политические потрясения, революции и войны,  и насколько вечны простые человеческие ценности.
«Раньше кладбище было любимым местом прогулок для жителей Алексина. Его никто не боялся, наоборот, как говорил мой папа, если ты заблудилась, приди на кладбище, мертвые помогут. Кругом был порядок, а сирень какая была! Боже упаси было взять с кладбища хотя бы цветочек, было какое-то уважение. Поэтому нам так дико смотреть на то, что сейчас творится. Это великий грех».

Между тем народ на кладбище понемногу прибывал: Радуница все же. Можно было с уверенностью сказать, что все пришедшие сюда, молодые и пожилые, все - исконные алексинцы, такой своеобразный клуб как бы образовался. Многие могилки аккуратно обихожены, насыпано пшено на семи могилах солдат Первой мировой, но запущенного «бесхоза»  все же больше. Но это в общем-то для некрополей обычное дело: семьи пресекаются, родственники уезжают, забывают…
Встречаем возле памятника на братской могиле хорошую знакомую моей собеседницы, разумеется, тоже коренную алексинку. «Началось это бесчинство лет 10-15 лет назад, - включается в наш разговор Нина Владимировна. - Хоронить здесь перестали где-то в середине 60-х годов. Через 20 лет после закрытия пошли слухи, что кладбище будут сносить, закатают в асфальт все могилы, по санитарным нормам якобы уже можно, но как-то не решились. Вот мы и сейчас боимся, как бы не построили на месте кладбища какое-нибудь элитное жилье, как на стадионе у нас, в Бору.  А еще, мне кажется, надгробий стало гораздо меньше, особенно богатых купеческих, может быть, современные гробовых дел мастера таскают. Я даже говорить об этом не могу: давление сразу подскакивает. Что же с нами происходит, особенно с молодежью? Я думаю, что это все от воспитания зависит. Вот опять изрисовали памятник солдату и плиты с именами погибших. Вампиризм какой-то».
Выходим из «города мертвых» через центральный вход, через тройные арочные ворота, символ Троицы, и обязательно, по совету Марии Алексеевны, через маленький, узкий проход, видимо, в старину широкий предназначался только для покойных.

Во все времена отношение к мертвым было мерилом нравственного здоровья живых. Поэтому сейчас можно с уверенностью поставить диагноз: мы больны, душевно больны, причем в острой, тяжелейшей форме. И местоимение «мы» здесь, на мой взгляд, вполне уместно. Вандалы вандалами, коммунальщики коммунальщиками, а ведь все мы прекрасно знаем, что творится на современных погостах, знаем и молчим, и в лучшем случае ограничиваемся уборкой в пределах своей оградки. И такое непотребство, как на нашем алексинском некрополе, творится по всей России, мы просто, к сожалению, не исключение из правила.